Икона преподобных Трифона Печенгского и Варлаама Керетского из Свято-Никольской церкви в селе Ковда

Икона преподобных Варлаама Керетского и Трифона Печенгского из Свято-Никольской церкви в селе Ковда

Преподобный Варлаам Керетский

(Статья из VI т. «Православной энциклопедии»)


(2-я четверть XVI в., село Кереть Кемского уезда в Кандалакшской губе на Белом море — конец XVI в., один из островов Чупской губы Белого моря; память 6 ноября, 21 мая — в Соборе Карельских святых, 15 декабря – в Соборе Кольских святых).

Источником сведений о Варлааме Керетском служит «Повесть о преподобнем Варлааме Керецком» (первоначальная редакция составлена в конце XVI — начале XVII в.), В. О. Ключевский считал, что ее автором был «монах, живший в Керети в качестве сельского священника и приказчика Соловецкого монастыря». Впоследствии «Повесть» дополнялась рассказами о посмертных чудесах Варлаама Керетского, в XVIII в. старообрядческий писатель Трифон Петров создал новую редакцию повести. Не позднее 1658 г. инок Соловецкого монастыря Сергий (Шелонин) составил канон преподобному.

Варлаам Керетский был священником в храме свт. Николая Чудотворца в г. Кола. По молитвам Варлаама Керетского бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику. Однажды во время совершения Варлаамом литургии диавол вложил ему мысли о неверности его жены, и Варлаам убил ее. Глубоко раскаявшись и посчитав себя недостойным священнодействовать, он принял на себя особый покаянный подвиг. Положив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), Варлаам Керетский вышел в море, «псалмы Давидовы пояше» и молил Бога об отпущении греха. Скитания Варлаама Керетского были продолжительны («дондеже оно мертвое тело тлению предастся», т.е., пока тело его жены не истлело), в плаванье Варлаама сопровождал сильный встречный ветер. (Этот факт отразился в присказке жителей Керети: «Куда пошел – как Варлаам против ветра» и в поговорке норвежских рыбаков: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез».) Рыбаки и промышленники. встречавшие Варлаама Керетского в Баренцевом море у Святого Носа и в Белом море в районе Керети, принимали его лодку за видение. По преданию, тяжкий постоянный труд – «весла из рук своих не выпускаше» – сделал Варлаама Керетского горбатым.

Плавание в районе мыса Святой Нос издревле было опасно тем, что здесь сталкивались течения 2-х морей и образовывались «морские сувои». Во времена Варлаама Керетского мореходы проходили Святой Нос по суше, волоком, однако здесь возникала новая трудность: в бухтах этого мыса водились моллюски — «корабельные сверлила» (Teredo navalis), чьи личинки, цепляясь за днища судов, протачивали корабельную древесину. Зайдя в бухту Святого Носа, Варлаам Керетский повелел вредоносным червям собраться у его лодки и, «став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть», «корабельные сверлила» пропали (в настоящее время в северных морях их нет, хотя характерные отверстия в древних остовах кораблей на берегах Кольского полуострова, по мнению ученых, указывают на их наличие в прошлом). Чудо послужило удостоверением того, что Господь простил грешника. Варлаам Керетский вернулся в Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг, подвизался в посте и молитве вблизи Керети в пустынном месте у озера, впоследствии названного Варламовым (в конце XIX в. показывали избушку, в которой Варлаам Керетский принял постриг). Затем, тяготясь близостью села, Варлаам Керетский перебрался на один из островов Чупской губы, недалеко от Керети. Построив часовню, он вел отшельническую жизнь «в пещере со зверями», здесь же скончался.

В 1635 г. Кольский воевода Г.И.Волынцев, исцеленный явившимся ему Варлаамом Керетским, что святой «в небрежении, где на месте его, где положен, там и почивает», повелел «сотворити сень» над могилой святого (вероятно, речь идет о первоначальном погребении Варлаама Керетского в Чупской губе) и поставить крест (ныне находится в Благовещенской церкви в г. Кола). Позднее каргопольский купец Евфимий, спасенный Варлаамом Керетским от «потопления» на море во время штормаприбыл в Кереть и повелел «от имения своего поставити сень над гробом святого и свещу пред Спасовым образом вжигати». Позднее (1664 ?) останки преподобного перенесли в Кереть и и погребли на востоке от алтаря церкви вмч. Георгия Победоносца.. В 1664 г. поморы П.Буторин, И.Поснов и Е.Больнищев впервые записали случаи явления Варлаама Керетского и его чудотворений, записи делались со слов спасшихся от гибели моряков, рыболовов и промышленников, приезжавших в Кереть для поклонения мощам Варлаама Керетского.

В 1722 г. при разборке ветхих деревянных часовень были обретены останки преподобного Варлаама, о чем причетники Керетской волости — вотчины Соловецкого монастыря — сообщили Холмогорскому архиеп. Варнаве (Волатковскому). 15 января 1723 г. указом Святейшего Синода из Соловецкого монастыря в Кереть был направлен иерод. Иосиф для сбора сведений о житии и чудесах Варлаама Керетского, вскоре последовал указ Синода Холмогорскому архиерею об освидетельствовании мощей Варлаама. С этой целью в Кереть в январе 1725 г. приехали соловецкий иером. Иона и свящ. Епимах Кононов. По их свидетельствам, нетленные мощи Варлаама Керетского почивали «в часовне, в земле... не во гробе», но в «поморской кережке (санях), облачен в черном русском кафтане, и оная кережка вся изгнила, а кафтан и мощи его, на главе его власы и брада,— все цело». Когда мощи преподобного внесли в алтарь ц. вмч. Георгия, «тогда-де от мощей его благоухание было видимо всем, подобно-де тому, как от росного ладана дым». Однако иером. Иона отказался засвидетельствовать это чудо (говорил: «Исходит от печи дым, а не благоухание»), вследствие чего архиепископ Варнава постановил до указа Синода положить мощи преподобного в кирпичный склеп под полом храма, совершать по Варлааму Керетскому «панихиды в дни приличные и в проскомидии и в литургии править и поминать». Синод не запретил почитать Варлаама, но признал сказания о чудесах недостоверными, а «кто хощет онаго поминать, тем не возбраняется». В 1769 г. сгорели обе церкви села, во время пожара мощи Варлаама Керетского вынули из склепа и отнесли за четверть версты от села (в наст. время здесь стоит памятный крест). По преданию, от этого места в сторону пожара заструился ручей (след от него сохранился до настоящего времени), его его вода помогла остановить распространение огня.

В 1773 г., когда в Керети было закончено строительство двухэтажной церкви во имя вмч. Гергия, мощи Варлаама Керетского были перенесены в новый храм, в придел свт. Николая Чудотворца. Во время Крымской войны (1853–1856) при угрозе нападения английского флота на поморские селения священник Феодор Онуфриев испрашивал у правящего архиерея разрешения перенести мощи Варлаама Керетского на безопасное место, но разрешения не получил. 26 мая 1857 г. мощи преподобного пострадали в результате пожара, сохранившиеся частицы были уложены в раку, пожертвованную лесопромышленниками Савиными, и помещены во временной часовне. В 1867 г. построили новый храм во имя вмч. Георгия, мощи Варлаама Керетского поместили в северном пределе, посвященном преподобному. 22 мая 1949 г. Георгиевская церковь в Керети вновь сгорела, мощи Варлаама Керетского, часть уцелевшей утвари перенесли в избу-молельню, в 1959 г. участник археологической экспедиции описали останки Варлаама Керетского: «Небольшие косточки темно-коричневого цвета хранились в деревянном киоте с разбитым стеклом». В 1960 г.. последние жители покинули Кереть, молельня сгорела, судьба ковчега с мощами Варлаама Керетского неизвестна.

С конца XVI в. Варлаам Керетский считается покровителем поморов «от водного потопления». Особенностью чудес, совершенных преподобным, является то, что мореходы не обращались непосредственно к Варлааму Керетскому с молитвой, преподобный сам приходил на помощь и открывал свое имя. В 1903 г. имя Варлаама Керетского было внесено в «Верный месяцеслов» (под 6 ноября). Оно входит в Собор Карельских святых, празднование Варлааму Керетскому в 1974 г. установила Финляндская Православная Церковь (1 ноября н. ст.). В Русской Церкви соборная память Карельских святых празднуется в субботу между 31 октября и 6 ноября (ст. ст.) (празднование установлено по инициативе Ленинградского и Новгородского митр. Никодима(Ротова)). Тропарь, кондак и молитва святому помещены в Минее (МП).

По сообщению архим. Никодима (Кононова), в начале XX в. в Георгиевской ц. в Керети над ракой Варлаама Керетского находилась житийная икона с изображением событий жизни святого: рождение, Крещение и обучение грамоте, рукоположение во пресвитера, искушение преподобного бесом, постриг, моление у часовни в Чупской губе, преставление, перенесение останков Варлаама в Кереть, погребение в часовне, обретение мощей, исцеления у гробницы, др. чудотворения. В Иконописном подлиннике Филимонова о святом написано: «Подобием сед, плешив, брада курчевата, аки Антония Киевскаго, ризы поповския, в руках Евангелие» (С. 38). «Плешив, подобием и брадою аки Афанасий, ряска празелень, лета 7100, ноября 7» (БАН. Собр. В. Г. Дружинина. № 975. Л. 29). В 1997 г. в восстанавливаемом Благовещенском соборе Кеми, в нижнем Никольском храме, освящен придел во имя Варлаама Керетского. Здесь же находится редкая икона с изображением святого (XIX в.). В 2001 г. в г.Кола, на месте древней Никольской церкви, где служил Варлаам Керетский, освящен храм в честь преподобного.

Ист.: Описание российских святых. С. 161–163. ЖСв. Кн. 1 (доп.). С. 289–295; ПСПИР. СПб., 1889. Т. 6. № 1968. С. 17–20; Знаменский П. В. Повесть о прп. Варлааме Керетском // Сб. ОРЯС. 1893. Т. 55. С. XV–XXI; Никодим [Кононов], архим. Древнейшие Архангельские святые и ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 32–35; Дмитриев Л. А. Повесть о житии Варлаама Керетского // ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 178–196Повесть о житии Варлаама Керетского // ПЛДР: XVII в. М., 1989. С. 305–309, 624.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. C. 341–342; Яхонтов И. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как исторический источник. Каз., 1881. С. 154–157; Керетский приход// Архангельские ЕВ. № 11. 1896. N. 180–188; Голубинский. Канонизация святых. С. 451–453; Белов М. Севернорус. жития святых как источник по истории древнего поморского мореплавания // ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 234–240; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI вв. (по «житиям святых»). М., 1966. С. 34. Прим. 19, С. 45. Прим. 52; Дмитриев Л. А. Житийные повести рус. Севера как памятники лит-ры XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 234–249.

Источник: http://www.sedmitza.ru/text/412787.html

Вверх.

На главную страницу.