Святой Николай Чудотворец. Русская икона (Источник)
Святой Николай Чудотворец. Русская икона (Источник)
"Герман Вирт объясняет все. Почему, например, существует обычай ставить новогоднюю елку. Это - очень древний ритуал. Он символизирует ДРЕВО МИРА, которое корнями уходит в точку Зимнего солнцестояния, где самый короткий день, а кроной к летнему солнцестоянию - к 22 июня. Месяцы года - ветви Ели, а шары - дни. Ель - дерево вечнозеленое. В этом оно подобно Году или библейской неопалимой Купине. Год движется, но остается тем же самым. Хвоя не меняет свой цвет. Огненный куст на Синае горит и не сгорает. Русское название "ели" Вирт возводит к древнейшему коню Ил или Эл, он обозначал Свет и Божество, а также иные священные предметы, которые символизировали Свет. Подарки, которые кладут под новогоднюю елку - это Новый Год, обновленный мир, свежее и наполненное новой энергией существование. Существует обычай класть подарки в башмак или чулок. Причем он должен быть обязательно непарным. Это символизирует то, что Время перешагнуло одной ногой за волшебную черту Юла, зимнего солнцестояния. А другая нога осталась в старом году. Свечи на елки обозначают солнце в различных этапах его годового движения. По этой же причине у Деда Мороза. Санта Клауса на красной шубе изображается большой солнечный круг. Сам Дед Мороз некогда означал Световое Божество, Ветхого Днями. Позже его функции перешли отчасти на Святого Николая Угодника, чей праздник отмечается Церковью незадолго до зимнего солнцестояния. Даже наклоненные ветви ели имеют по Вирту символическое значение. Это многократно повторенный рунический знак ТИУ, Человек с опущенными руками. Он символизирует ту половину года, в течении которой полярное солнце спускается по спирали вниз, в темные регионы НОЧИ. ТИУ, ТЮР, ТУИСТО - по Вирту не просто имена древних божеств в немецком язычестве. Язычество было извращением древнейшего праединобожия. И пришло оно вместе с патриархальной узурпацией. Арийские предки никогда не признавали существования отдельных индивидуализированных божеств. Они почитали Единый Мир, пронизанный присутствием Единого Божества, меняющего знаки своего проявления, развертывающегося во времени и пространстве, но сущностно остающегося тем же самым, самим Собой. Язычество возникло как кризис изначального нордического матриархата. Поэтому Белая Дама, Снежная Королева, наша Снегурочка оказываются парадоксальным образом фигурами более древними и более аутентичными, чем дед Мороз. Истинной Госпожой Великого Юла, зимнего солнцестояния, является die Weisse Frau, die Weise Frau. Она рождает непорочно в этот фантастический миг Новый Божественный Эон, Новый Год, новое Божество. Все сходится. Неслучайно сам Герман Вирт называл изначальную гиперборейскую традицию странным сочетанием - "ПОЛЯРНОЕ ХРИСТИАНСТВО"." Дугин
Никола Чудотворец. Фреска Софийского собора в Киеве
Никола Чудотворец.
Фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря. 1103-1113. Москва, ГТГ
- А що буде, як Бог помре?
- А Микола святий на що?
Алексей Ремизов. "Николины притчи".
"Всем богам по сапогам, а вдвое - Николе, что ходит боле." Вологодский фольклор.
"Варвара мостит, Савва гвозди острит, Никола прибивает. Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит. Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует." Словарь Даля.
"В 1781 г. епископ воронежский и елецкий Тихон (Малинин), испытав в катехизисе семидесятилетнего священника Афанасия Михайлова, обнаружил, что тот "святителя Николая почитает Богом", а "о Христе Спасителе никакого понятия не имеет."
("Орловские епархиальные ведомости", г. IV, 1868, N 23, с. 1858
“...пьянство в Николин день имело повсеместный и ритуальный характер”. По мнению иностранного путешественника, русские “...считают неприличным и непристойным не упиться в этот день вином и водкой” (Успенский Б.А. 1982. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М. : 46).
"Вырытые Годуновым Борисовские пруды были задуманы как водный рубеж на пути татар, которые еще иногда прорывались к Москве. А если идти оттуда сюда, то наткнетесь на Николо-Перервинский монастырь, поставленный на пути татар как крепость. Ибо мощи Николы, по преданию, охраняют «от всадников с Востока». Кстати, мне однажды довелось быть в немецком городе Хальберштадте, где хранятся мощи святого Николая, и настоятель собора рассказал мне, как в годы наших разногласий с Китаем, к ним приехали посланцы московского Патриарха, прося передать им часть или все эти мощи, как гарантию защиты от неприятностей с Востока."
Фёдор Евтихиевич Зубов. Святой Никола Чудотворец. Икона изТроицкой церкви села Ознобишина близ Подольска. 1678.
Уланов Кирилл Иванов. Богородица на троне с предстоящими святыми. Икона из местного ряда Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1698/1699. Дерево,темпера. 126х 96. На поземе надпись белой краской, мелкими буквами: “Лета 7206 году писал Кирилл Уланов”. Музеи Московского Кремля.
Святой Никола Чудотворец. 1801. Ярославль. 31,5* 27 см. Клеймо пробирного мастера "Г.Л" ( Люсинов Григорий, 1766- 1805 ) с датой "1801". Таллин, Музей русской иконы. Собрание Гуннара Сависаара
Святой Никола Чудотворец. Невьянск. Первая четверть XIX века (?). 370\302\35мм. Частное собрание.
Никола Чудотворец. Мастерская М.И.Дикарева, начало ХХ века, на обороте штамп: «Поставщикъ Двора Его Императорского Величества художественно-иконописная мастерская М.И.Дикаревъ и сынъ в Москве», 31,3х27,2 см . Частное собрание.
Иосиф Семенович Чириков. Святой Никола Чудотворец в житии. 1892. 35,9 x 31,5 см, (размер клейм около 3,5 см). Оклад иконы сделан на фабрике С.Г. Галкина. Из коллекции Виктора Бондаренко.
Василий Павлович Гурьянов. Икона святого Николы Чудотворца. Рубеж XIX-XX веков. 54х45 см. Антикварный магазин «Раритет» и музей «Культурное Наследие» (Сочи).
Явление Казанской иконы Божией Матери. Роспись западной стены правого Казанского придела церкви Рождества Христова в селе Ямкино Богородского городского округа Московской области, единственная сохранившаяся роспись в храме.