Варварская энциклопедия: Никола
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Святой Николай Чудотворец. Русская икона (Источник)
Святой Николай Чудотворец. Русская икона (Источник)
"Герман Вирт объясняет все. Почему, например, существует обычай ставить новогоднюю елку. Это - очень древний ритуал. Он символизирует ДРЕВО МИРА, которое корнями уходит в точку Зимнего солнцестояния, где самый короткий день, а кроной к летнему солнцестоянию - к 22 июня. Месяцы года - ветви Ели, а шары - дни. Ель - дерево вечнозеленое. В этом оно подобно Году или библейской неопалимой Купине. Год движется, но остается тем же самым. Хвоя не меняет свой цвет. Огненный куст на Синае горит и не сгорает. Русское название "ели" Вирт возводит к древнейшему коню Ил или Эл, он обозначал Свет и Божество, а также иные священные предметы, которые символизировали Свет. Подарки, которые кладут под новогоднюю елку - это Новый Год, обновленный мир, свежее и наполненное новой энергией существование. Существует обычай класть подарки в башмак или чулок. Причем он должен быть обязательно непарным. Это символизирует то, что Время перешагнуло одной ногой за волшебную черту Юла, зимнего солнцестояния. А другая нога осталась в старом году. Свечи на елки обозначают солнце в различных этапах его годового движения. По этой же причине у Деда Мороза. Санта Клауса на красной шубе изображается большой солнечный круг. Сам Дед Мороз некогда означал Световое Божество, Ветхого Днями. Позже его функции перешли отчасти на Святого Николая Угодника, чей праздник отмечается Церковью незадолго до зимнего солнцестояния. Даже наклоненные ветви ели имеют по Вирту символическое значение. Это многократно повторенный рунический знак ТИУ, Человек с опущенными руками. Он символизирует ту половину года, в течении которой полярное солнце спускается по спирали вниз, в темные регионы НОЧИ. ТИУ, ТЮР, ТУИСТО - по Вирту не просто имена древних божеств в немецком язычестве. Язычество было извращением древнейшего праединобожия. И пришло оно вместе с патриархальной узурпацией. Арийские предки никогда не признавали существования отдельных индивидуализированных божеств. Они почитали Единый Мир, пронизанный присутствием Единого Божества, меняющего знаки своего проявления, развертывающегося во времени и пространстве, но сущностно остающегося тем же самым, самим Собой. Язычество возникло как кризис изначального нордического матриархата. Поэтому Белая Дама, Снежная Королева, наша Снегурочка оказываются парадоксальным образом фигурами более древними и более аутентичными, чем дед Мороз. Истинной Госпожой Великого Юла, зимнего солнцестояния, является die Weisse Frau, die Weise Frau. Она рождает непорочно в этот фантастический миг Новый Божественный Эон, Новый Год, новое Божество. Все сходится. Неслучайно сам Герман Вирт называл изначальную гиперборейскую традицию странным сочетанием - "ПОЛЯРНОЕ ХРИСТИАНСТВО"."
Дугин
Никола Чудотворец. Фреска Софийского собора в Киеве |
Никола Чудотворец.
Фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря. 1103-1113. Москва, ГТГ |
- А що буде, як Бог помре?
- А Микола святий на що?
Алексей Ремизов. "Николины притчи".
"Всем богам по сапогам, а вдвое - Николе, что ходит боле."
Вологодский фольклор.
"Варвара мостит, Савва гвозди острит, Никола прибивает. Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит. Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует."
Словарь Даля.
"В 1781 г. епископ воронежский и елецкий Тихон (Малинин), испытав в катехизисе семидесятилетнего священника Афанасия Михайлова, обнаружил, что тот "святителя Николая почитает Богом", а "о Христе Спасителе никакого понятия не имеет."
("Орловские епархиальные ведомости", г. IV, 1868, N 23, с. 1858
“...пьянство в Николин день имело повсеместный и ритуальный характер”. По мнению иностранного путешественника, русские “...считают неприличным и непристойным не упиться в этот день вином и водкой” (Успенский Б.А. 1982. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М. : 46).
"Вырытые Годуновым Борисовские пруды были задуманы как водный рубеж на пути татар, которые еще иногда прорывались к Москве. А если идти оттуда сюда, то наткнетесь на Николо-Перервинский монастырь, поставленный на пути татар как крепость. Ибо мощи Николы, по преданию, охраняют «от всадников с Востока». Кстати, мне однажды довелось быть в немецком городе Хальберштадте, где хранятся мощи святого Николая, и настоятель собора рассказал мне, как в годы наших разногласий с Китаем, к ним приехали посланцы московского Патриарха, прося передать им часть или все эти мощи, как гарантию защиты от неприятностей с Востока."
Источник: Интервью с Валентином Провоторовым о мистической Москве. 1995 год
Святитель Никола. Фреска церкви Николая Дабарского в монастыре Баня Прибойска.
1570-ые гг.
Источник: http://av-otus.livejournal.com/42376.html
|
Икона Николай Чудотворец со святыми на полях. Конец X — начало XI века. Константинополь. Монастырь святой Екатерины, Синай. Древнейшая из сохранившихся икон Николы |
|
Русская икона святого Николы Чудотворца из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. Начало XIII века. ГТГ |
|
Икона святого Николы Чудотворца из новгородского Духова монастыря.
67,6 ? 52,5 см. XIII век. Русский музей. |
|
Никола Чудотворец в житии. Вторая половина XIII века. Византийский музей Кастории |
|
Никола. Конец XIII - первая половина XIV века. Муром. 99 Х 74,5 см. Происходит из церкви Николы-Набережного в Муроме. Муромский музей, КП-6678. |
|
Никола в житиии с Василием Великим и Феодором Тироном. Псков. XIV век. |
|
Никола. Ростовская (?) икона. Вторая половина XIV века. |
|
Лоренцо Венециано. Чудо cвятого Николая об укрощении бури. Темпера на панели. Государственный Эрмитаж. |
|
Никола. Икона из церкви Успения села Курицко. Великий Новгород. Конец ХIV- начало XV века. |
|
Фра Анджелико. Смерть святителя Николая. Около 1437. Перуджа. Galleria Nazionale dell'Umbria |
|
Монах Лонгин. Икона святого Николая Чудотворца. XVI век. Велика Хоча. |
|
Святые Никола Чудотворец и Георгий Победоносец. Русская икона XVI века. 54х42 см. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко. |
|
Святой Никола Чудотворец в житии. XVI век. Тотьма |
|
Никола. Русская икона |
|
Никола, Борис и Глеб. Нижегородская икона. XVI век |
|
Ганс Бургкмайр Старший. Алтарь Иоанна. Святой Николай. 1518. Мюнхен, Старая пинакотека |
|
Святой Никола Чудотворец, святители Никита и Иоанн Новгородские, преподобный Александр Свирский с иконой Знамения Пресвятой Богородицы и святыми на полях. Новгород. 1560. 78 ? 64 см. ГТГ, из собрания Щукина. Инв. 14192. |
|
Никола со Святой Троицей и избранными святыми. 1592. Сергиев Посад, СПМЗ. |
|
Икона - складень в окладе. Святой Никола Чудотворец с трехфигурным деисусом, святой Георгий Победоносец с неизвестным преподобным и неизвестным благоверным князем, святой Дмитрий Солунский с благоверным князем Тимофеем и преподобным Саввой.
42х44 см.
XVI век. Частное собрание.. |
|
Иоанн Предтеча Ангел Пустыни , Никола Чудотворец и Сошествие во ад. Икона второй половины XVI века из Каргополя. Вологда, музей. |
|
Икона святого Николая Чудотворца в житии из Покровского храма Святогорской Свято-Успенской Лавры. |
|
Богоматерь Беседная. Явление Богородицы и Николы пономарю Юрышу. I-я половина XVII века. Сергиево-Посадский музей-заповедник. |
|
Явление иконы святителя Николы Чудотворца великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому на месте называемом Угреша в походе на Мамая. Русская икона XVII века. |
|
Фёдор Евтихиевич Зубов. Святой Никола Чудотворец. Икона изТроицкой церкви села Ознобишина близ Подольска. 1678. |
|
Уланов Кирилл Иванов. Богородица на троне с предстоящими святыми. Икона из местного ряда Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1698/1699. Дерево,темпера. 126х 96. На поземе надпись белой краской, мелкими буквами: “Лета 7206 году писал Кирилл Уланов”. Музеи Московского Кремля. |
|
Лик статуи Николы Чудотворца, которая была представлена на выставке русской деревянной скульптуры в Кириллове. (Фотография Ильи Боровикова из цикла Боги.) |
|
Лик статуи Николы Чудотворца, которая была представлена на выставке русской деревянной скульптуры в Кириллове. (Фотография Ильи Боровикова из цикла Боги.) |
|
Икона Николы Чудотворца со святыми на полях. |
|
Русская икона святого Николы Чудотворца в раме с житийными клеймами. XVIII век. |
|
Святой Николай Чудотворец со святыми мучениками Димитрием и Христофором. Русская икона |
|
Святой Никола Отвратный и Ильёй Пророком (?) на полях. Русская икона. |
|
Абалакская (Абалацкая) икона Знамения Пресвятой Богородицы |
|
Богородица " Беседная". Явление Богородицы и Николы пономарю Юрышу. Русская икона. |
|
Святой Никола Чудотворец. 1801. Ярославль. 31,5* 27 см. Клеймо пробирного мастера "Г.Л" ( Люсинов Григорий, 1766- 1805 ) с датой "1801". Таллин, Музей русской иконы. Собрание Гуннара Сависаара |
|
Святой Никола Чудотворец. Невьянск. Первая четверть XIX века (?). 370\302\35мм. Частное собрание. |
|
Икона Воскресения Христова с праздниками и святыми в 24 клеймах. Санкт-Петербург, XIX век. Средник иконы восходит к картине Карла Ванлоо. |
|
Храмовая икона Спасской церкви в селе Вороново Московской епархии: Спас Нерукотворный, великомученник Артемий и святитель Николай. Местное письмо. XIX век |
|
Четырёхчастная икона. Господь Саваоф, Распятие, Никола Отвратный, Богоматерь Взыскание Погибших, Избранные святые, Богоматерь Утоли моя печали. Ветка. Середина XIX века |
|
Два святых, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца, святые князья Михаил Черниговский (?) и Александр Невский. Фреска Никольской церкви в селе Никола-Царевна Переславского района Ярославской области. |
|
Пешехонов Василий Макарович. Святитель Николай Чудотворец. 1860-е гг. Дом иконы на Спиридоновке. |
|
Никола и четыре евангелиста. Русская икона |
|
Ангел Хранитель со святыми Василием, Капитолиной, Николой и Поликарпом. Русская икона. |
|
Никола Можайский в житии. Русская икона. |
|
Святитель Николай Чудотворец. Холуй. XIX век. |
|
Деисус со святыми в медальонах. Мстёра. Вторая половина XIX века. |
|
Икона святого Николая Чудотвореца с Ангелом Хранителем, преподобной Ксенией, пророками Михеем и Авдеем на полях. Конец 19 века. Сызрань |
|
Икона Собор святых, тезоименитых семье царя Александра III: Александр Невский, Мария Магдалина, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, княгиня Ольга, князь Михаил Черниговский, преподобная Ксения. 1888 г. По нижнему полю иконы надпись: «В память чудеснаго спасения Государя Императора и всего Его Августейшего семейства от угрожавшей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге между станциями Тарановка и Борки». Происходит из церкви села Знаменка Ирбитского уезда. Ныне находится в в Свято-Троицкой церкови в Ирбите. |
|
Урош Предич. Святой Никола. 1883 |
|
Никола Чудотворец. Мастерская М.И.Дикарева, начало ХХ века, на обороте штамп: «Поставщикъ Двора Его Императорского Величества художественно-иконописная мастерская М.И.Дикаревъ и сынъ в Москве», 31,3х27,2 см . Частное собрание. |
|
Иосиф Семенович Чириков. Святой Никола Чудотворец в житии. 1892. 35,9 x 31,5 см, (размер клейм около 3,5 см). Оклад иконы сделан на фабрике С.Г. Галкина. Из коллекции Виктора Бондаренко. |
|
Святые Николай Чудотворец, Архангел Гавриил и апостол Андрей Первозванный (?). Икона конца XIX - начала XX века. Афон, иконописная мастерская русского Андреевского общежительного скита. Частное собрание. |
|
Святые Симеон Богоприимец, Пётр Афонский, Анна Пророчица, Иосиф праведный, Иосиф патриарх и Николай Чудотворец. Рубеж XIX-XX веков. Соликамский краеведческий музей. |
|
Василий Павлович Гурьянов. Икона святого Николы Чудотворца. Рубеж XIX-XX веков. 54х45 см. Антикварный магазин «Раритет» и музей «Культурное Наследие» (Сочи). |
|
Явление Казанской иконы Божией Матери. Роспись западной стены правого Казанского придела церкви Рождества Христова в селе Ямкино Богородского городского округа Московской области, единственная сохранившаяся роспись в храме. |
|
Василий Павлович Гурьянов. Икона святых cоименных Царской семье: Николай Чудотворец, Царица Александра, Анастасия Узорешительница, Равноапостольная княгиня Ольга, Мученица Татьяна, Мария Магдалина, Алексий митрополит Московский. 1913. Государственный Эрмитаж |
|
Василий Павлович Гурьянов. Икона Феодоровской Богоматери со святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Малеином. 1913. ГМИР |
|
Василий Павлович Гурьянов. Икона Феодоровской Богоматери со святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Малеином. 1913. Рама - мастерская Д.Л. Смирнова. 35,5х31,2 см. Государственный Эрмитаж. |
|
Василий Павлович Гурьянов. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы со святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Малеином. 1913. (?) |
|
Святые Герасим Болдинский и Никола Чудотворец с Казанским образом Пресвятой Богородицы. Русская икона. |
|
Иван Яковлевич Билибин. Никола Чудотворец и Илья Пророк, иллюстрация к сказке. 1932 |
|
Отец Евгений (Абехтиков). Изображение святого Николая Чудотворца на южном фасаде Владимирской церкви в селе Маврино Щёлковского района Московской области, восходящее к фреске Дионисия в Рождественском соборе Феропонтова монастыря. 1996 год. |
Вверх.
На главную страницу.