varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / О / Оттава |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Реклама:
Оттава (также одава; фр. Outaouais, англ. Ottawa и Odawa) — индейское племя, относящееся к алгонкинской языковой семье. Наряду с оджибве и потаватоми входящее в так называемый «Совет трёх огней» ( англ. Council of Three Fires ). Говорят на диалекте оджибвейского языка. Также распространены английский и французский.
Название происходит от алгонкинского слова «adawe», что означает «торговать», «торговцы», так как этому племени принадлежала ведущая роль в межплеменной торговле в районе Великих озёр, помимо того они оставались основными торговыми партнёрами французов на протяжении практически всего периода французской колонизации Северной Америки . Существует также версия о переводе названия «оттава», как «хранители огня» по аналогии с названием потаватоми ( англ. Pottawatomi ) в основе которого также есть сочетание «оттава».
Самоназвание — нишнаабе (диалектная форма от общего оджибвейского самоназвания «анишинабе»), что означает «настоящие люди». Иногда встречаются названия, данные оттава другими племенами: андатоват (гуроны), удавак (пенобскоты), икиа-йата (гуроны), ваганха — «заики» (ирокезы), ватававинини — «люди камышей» (абенаки).
Воин оттава, французский рисунок первой половины 18 века
Устная традиция народов трёх огней (бывших когда-то единым народом) говорит, что первоначально они расселялись возле океана. На рубеже XIV - XV вв. наступает малый ледниковый период, что очевидно и стало причиной их миграции на запад и юго-запад. Часть осела на восточном побережье озера Гурон и в особенности на острове Манитулин, который ныне воспринимается как историческая родина племени. К 1500 году племя распространилось также на северное побережье озера Гурон, вплоть до среднего течения Оттавы, а к моменту появления французов ареал распространения достиг устья реки. К тому моменту их численность достигала примерно 8 тыс. человек (большая часть была сосредоточена на острове Манитулин).
Оттава были одними из первых племён, с которыми установили контакт французы и одними из первых, с кем они завязали торговые отношения. Однако роль торговых посредников была обусловлена не столько близостью к французским владениям, удобным местоположением племени, позволявшим контролировать важнейшие водные пути региона. В начале 30-х гг. XVII века французы, столкнувшись с ирокезами, претендующими на роль основных торговых партнёров, начали продавать индейцам-оттава и гуронам огнестрельное оружие, которое они впоследствии также начали распространять среди своих союзников: оджибве, потаватоми, монтанье и др. По мере истребления пушной дичи на своих землях, оттава начинают использовать это оружие для своей экспансии. В результате серии походов были оттеснены многие племена Мичигана. В результате войны оттава с маскутенами последние были практически полностью уничтожены и впоследствии племя вымерло. Также под натиском алгонкинов Онтарио было вынуждено мигрировать племя шайеннов, проживавшее ранее на территории штата Висконсин.
Столь интенсивные военная экспансия оттава стала причиной негативного отношения к ним со стороны других племён региона. Так, например, представители оттава, посланные в 1633 году к виннебаго (с которыми они доселе не враждовали) для установления торговых отношений были попросту убиты. Также это впоследствии становилось причиной серьёзных противоречий в рамках алгонкинского альянса, неоднократно собиравшегося французами против ирокезов. Позднее, однако, индейцы-оттава сами стали жертвами экспансии. Под натиском ирокезов многие вынуждены были мигрировать из региона Великих озёр, а часть осталась практически изолированной на острове Манитулин. И даже после заключения Монреальского Мира, оттава так и не смогли восстановить позиций. Что было связано прежде всего с упадком канадской меховой торговли как таковой и с расширением непосредственно французского контроля над ней. Серьёзным ударом для оттава стало основание Гудзонской компании, которое привело к потере кри, как главных поставщиков меха посредникам-оттава. Однако они по прежнему оставались основными союзниками французов во всех конфликтах на территории Северной Америки (войны фокс, восстание дакота против французов, война королевы Анны, война короля Георга и других). Успешные действия оттава-оджибвейских отрядов против восставших в 1751 году племён помогли воссоздать распавшийся было алгонкинский альянс, выступивший позднее на стороне французов в начавшейся франко-индейской войне.
После изгнания французов из Канады именно вождь из племени оттава — Понтиак стал инициатором восстания против англичан . Ставшие монопольными хозяевами региона, англичане отказались от традиционных подарков вождям и подняли цены на свои товары, чем вызвали недовольство не только среди традиционных французских союзников, но и среди ирокезов (и их вассалов), многие из которых поддержали восстание. Однако, несмотря на важную роль оттава в восстании, основной действующей силой были племена долины Огайо, Кентукки и другие, на чьи территории претендовали поселенцы. И хотя многие воины-оттава оставались верны вождю, даже когда большая часть союзников его оставила, в конце концов Понтиак был убит. Позднее индейцы-оттава выступали уже в качестве союзников англичан против американцев под предводительством Эгушева (до 1795 года) и Текумсе (до 1813 года).
Предположительно, название оттава происходит от туземного слова, означающего торговлю, потому что они были известны как посредники. Иногда встречаются названия, данные оттава другими племенами: андатоват, ондатавават (гуроны), удавак (пенобскоты), икиа-йата (гуроны), ваганха – "заики" (ирокезы), ватававинини – "люди камышей", из-за большого количества камышей на реке Оттава, вдово (абенаки).
Наиболее вероятный перевод названия оттава – "Хранители огня". Подтверждение этому – лингвистический анализ названия племени потаватоми, которое находится в близком родстве с племенем оттава. Название потаватоми все исследователи единодушно трактуют как "Нация Огня".
Оттава принадлежали к алгонкинской языковой группе, их ближайшими родственниками были чиппева и потаватоми. Местом проживания оттава был остров Манитулин и прилегающие части северного берега залива Джорджиан, с Мичиганом они стали связаны позднее.
Следующие четыре основных подразделения даны ранними авторами: кишкакон (Люди медведя), нассауакетон (Люди рогатины), Люди песка, и синаго (Люди серой белки), к ним иногда прибавляют пятое – кенжуше (Люди щучки). Кишкакон, синаго и кенжуше были тесно связаны друг с другом.
Хайд, в отличии от Свантона, называет клан синаго кланом Черной Белки, а клан кишкакон – кланом Щуки. Что касается первого клана, то проследить этимологию названия синаго представляется слишком сложным, но относительно второго Свантон считает, что клан Щуки – это клан кенжуше, так как на языке оджибва наиболее близкородственном и практически незначительно отличающемся от языка оттава, слово "щука" звучит как "кеноза" или "маскеноза". Эти кланы были очень тесно связаны друг с другом.
Оттава жили на протяжении реки Оттава, около ста лиг вверх по Cагино, в стране гор, рек и озер. Они были одними из первых индейцев открывших торговлю с французами. На протяжении 1600 года оттава снабжали гуронов и другие западные племена французскими товарами, которые обменивали на меха. Ежегодно вниз по р. Св. Лаврентия спускались груженные мехами флотилии каноэ для торговли с французами. Хорошо зная французов, они свысока смотрели на другие народы, особенно на тех, у кого не было французских ножей, топориков или металлических чайников. Оттава часто обманывали эти племена, жульничая в обмене мехов, а иногда просто нападали врасплох и грабили. Вскоре оттава заключили союз с Нейтральной Нацией, чьи поселения находились в районе реки Ниагара, между озерами Онтарио и Эри. Нейтральным достаточно было преодолеть лишь небольшое расстояние к западу, чтобы добраться до южной оконечности Мичигана, где они, начиная примерно с 1600 года, энергично воевали с местными племенами. Дж. Хайд не согласен с Копуэем и называет более ранние сроки отделения оттава от оджибва. Он выделяет оттава как совершенно самостоятельное племя уже в 1600 году, но следует помнить, что оттава и оджибва, будучи близкими родственниками, всегда были перемешаны между собой и часто взаимодействовали. Так что очень трудно точно установить время их разделения, тем более, что этот процесс был длителен и, даже после отделения, эти племена продолжали взаимодействовать.
Война с мичиганскими алгонкинами достигла своего апогея около 1632 года, когда французы возобновили контроль над рекой Св. Лаврентия, а в 1640 военные партии Нейтральных и оттава яростно атаковали мичиганские племена, особенно Нацию Огня и маскутенов. Летом 1643 года Нейтральные послали огромный военный отряд, насчитывающий две тысячи человек, и взяли штурмом главное укрепление Нации Огня. Частокол, окружавший поселение, защищало 900 воинов, но, после десятидневной осады, атакующие ворвались внутрь, вырезали часть населения, захватили в плен оставшихся и сожгли семьдесят сдавшихся воинов. Нейтральные захватили около 800 женщин, детей и стариков. Они ослепили всех стариков, а затем выгнали их всех в лес на голодную смерть. После этого с триумфом возвратились домой с сотнями захваченных ими женщин и детей.
По своему образу жизни оттава ничем не отличались от своих родичей оджибва даже в более поздние времена, как это видно из воспоминаний Дж. Теннера. Но были отличия в социальной структуре племени.
У оттава, даже в более поздние времена, в XVIII веке был матриархат. В основе рода лежала матрилинейная группа. Она не исключала и патрилинейного родства, которое уже тоже начало набирать силу, но как мы хорошо видим у Теннера, родство по материнской линии было сильнее, а во главе племени (уже в XVIII веке) могла стоять женщина, что было невозможно для большинства окружающих племен. Это может послужить подтверждением предположения Гарольда Хикерсона о существовании матриархальных отношений как стадии, предшествовавшей патриархату оджибва и других северных племен, поскольку оттава в свое время отделились от оджибва. Матрилинейные отношения у оттава заставляют предположить, что это произошло, когда сами оджибва находились на аналогичной стадии развития, а затем более сильное и могущественное племя оджибва быстрее пошло по пути развития социально-экономических и общественных отношений и достигло нового уровня – патрилинейного общества, которое мы констатировали у них в ХVII в.
Реклама: