Варварская энциклопедия: Ирокезы

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Ирокезы. Гайвата, Деганавида и Тадодахо. Рисунок художника ирокеза. 19 век

Гайвата, Деганавида и Тадодахо. Рисунок художника ирокеза. 19 век

Ирокезы

Название ирокезы было дано французами с начало XVI века пяти индейским племенам: сенека, кайюга, онондага, онейда и мохаук. Однако долгое время (вплоть до XVI века) среди ирокезов не существовало разделения на эти пять племен, они были одним племенем.

Основой названия "ирокезы" стало алгонкинское слово "ироку", значившее "настоящие гадюки". Им обозначали эти племена алгонкины реки Св. Лаврентия, страдавшие от постоянных набегов ирокезских отрядов. С прибавлением французского суффикса "ois" название i ro q uois закрепилось за племенами Лиги ирокезов в ранних письменных источниках и документах колониальной эпохи, а затем в научной литературе. Сами ирокезы называли себя ходеносауни (Ho-de-no-sau-nee), что означает "народ длинного дома".

Поселения ирокезоязычных племен оказались разбросанными от штата Нью-Йорк до р. Св. Лаврентия. Находясь в окружении алгонкиноязычных племен, мигрировавших сюда позднее, ирокезам пришлось длительное время вести постоянные войны за выживание. Большая часть ирокезов проживала в окрестностях Монреаля, на северном берегу р. Св. Лаврентия, находясь в подчинении у адирондаков – ветви алгонкинской группы, владевших всей областью к северу от этой реки. От адирондаков они научились искусству сельского хозяйства и в общении с ними привыкли к трудностям войны и охоты. Когда численность ирокезов возросла, они совершили попытку освободиться из-под власти адирондаков, но в борьбе были побеждены и вынуждены были во избежание истребления покинуть этот район. Поднявшись по реке Св. Лаврентия к озеру Онтарио и пройдя вдоль его восточного берега к устью реки Осуиго, ирокезы вошли в центральные части штата Нью-Йорк. Территория, лежавшая между рекой Гудзон и озером Эри являлась родиной ирокезов. Именно здесь в XIV –XV вв. происходит консолидация сил ирокезов, которые смогли отстоять свои земли от постоянных вторжений алгонкинских племен. У ирокезов выделяется пять племен, которые впоследствии образуют конфедерацию ирокезов. Места их расселения находятся рядом друг с другом, что помогает им успешно сдерживать наступления враждебных племен. Поселения мохауков ("Народ кремня") были расположены главным образом в долине реки Мохок, на южном берегу реки. Вокруг озера Онейда и близ него лежали главные селения онейда ("Народ гранита"). Онондага обосновались в долине реки Онондага ("Народ холмов"). На восточном берегу озера Кейюга и на водоразделе к востоку от него жили кайюга ("Народ грязной земли"). На территории современных графств Онтарио и Монро были расположены главные селения сенека ("Народ великого холма") – самой многочисленной нации Конфедерации. Там располагались главные места поселения ирокезов в ту эпоху, когда они были открыты европейцами.

Основным источником существования было примитивное огородничество, или палочно-мотыжное земледелие, что представляет собой один из ранних этапов подсечно-огневого земледельческого хозяйства.

Главной сельскохозяйственной культурой был маис (кукуруза), почти неизменно сопровождавшийся посадками бобов и тыквы. Кукурузные поля окружали селения ирокезов радиусом до 9 км, занимая тысячи гектаров. Сев начинался в апреле и продолжался до середины июня. Ирокезы собирали огромное количество кукурузы, которую хранили в зернохранилищах и амбарах.

Во второй половине XVII века, в период военной экспансии ирокезов и оттока мужского населения в военный и пушной промысел, земледелием занимались преимущественно женщины. Именно оно давало основные средства существования ирокезам. Несмотря на это, мужчины с пренебрежением относились к земледельческому труду женщин и заставляли заниматься им пленников, выражая тем самым презрение к ним.

Большое значение у ирокезов имела охота, она давала им шкуры и мясо. Охота была делом мужчин, которые занимались ею преимущественно в течение осени и первой половины зимы. Охотились они в одиночку или небольшими партиями. Организовывались также большие охотничьи отряды с участием всех взрослых мужчин селения, чаще всего для коллективной загонной охоты на оленей.

Охотничьи угодья не были распределены между родами, оставаясь племенной собственностью. Полный переворот в способе охоты внесла торговля пушниной с европейцами. Охота, удовлетворявшая прежде потребности в пище и одежде, сменилась массовым истреблением пушного зверя, главным образом бобров. Вооруженные огнестрельным оружием, ирокезы начали совершать военные походы для захвата новых пушных угодий.

В весенние и летние месяцы мужчины занимались рыбной ловлей. Собирательство, которым занимались женщины и дети, имело когда-то большое значение в жизни ирокезов, они употребляли в пищу свыше двадцати видов ягод. Своеобразным видом собирательства, типичным для ряда лесных племен восточной части Северной Америки, был сбор кленового сока. На сезон добычи кленового сока и варки сахара ирокезы переселялись в леса, где устраивали временные становища.

Ремесла, которыми занимались женщины, не достигли того уровня развития, что встречается у других племен Северной Америки. Это объясняется тем, что основная масса женского труда поглощалась земледелием. Ткачество ограничивалось изготовлением из растительных волокон поясов и ремней. Ирокезам, как и всем индейцам восточных областей Северной Америки, было знакомо гончарное искусство. В быту широко использовалась деревянная и глиняная посуда, однако, с приходом европейцев, она была вытеснена металлической.

Ирокезы жили в длинных домах, где помещалась родовая группа, которая вела общее хозяйство и составляла основу хозяйственной и социальной организации племени. Длинный дом имел 6–10 м в ширину и до 8 м в высоту; длина дома зависела от числа очагов, наибольшая длина жилища достигала 90 м. Постройка дома выполнялась коллективно, для чего созывалась вся молодежь селения, которая за работу получала угощение; постройка занимала 1–2 дня. Дом из коры мог простоять 10–12 лет; когда он начинал разрушаться, возникал вопрос о переселении на другое место. Сначала переселения происходили каждые 10–15 лет, потом продолжительность пребывания на одном месте увеличилась. В XVI –XVII вв. селения ирокезов огораживались высоким частоколом для защиты от соседних племен, с которыми ирокезы вели войны. Селения состояли из 10–30 домов.

Формой общественного устройства ирокезов был род. В основе его лежала коллективная собственность на землю, на охотничьи и рыболовные угодья. Поля были родовой собственностью, обрабатывались они на коллективных началах. Род имел право на особое родовое имя, которым обычно являлось видовое название животного, птицы и т. д. Члены рода участвовали в родовом совете. Род избирал и смещал старейшину (сахема) и военных вождей, и через них имел представительство в совете своего племени, а позже – и в совете Лиги. Род мог усыновлять пленников или членов других племен для замещения пропавших и убитых. Сородичи были связаны меду собой обязанностью взаимопомощи, защиты и отмщения обид. Все эти права и обязанности передавались исключительно по женской линии, т. е. род был строго матрилинейным.

Экономической единицей внутри рода была матрилинейная семейно-родственная группа, ведущая общее хозяйство, называвшаяся у ирокезов "овачира". Род состоял из нескольких овачир. Овачиры одного рода могли жить в нескольких селениях. Территориально отделившись и разросшись, они становились со временем настоящими родами, находясь в родственных отношениях со всем первоначальным родом. Число родов, на которые распадалось каждое из ирокезских племен, варьировало от племени к племени. В качестве образца может служить племя сенека, у которого было восемь родов, такое же количество родов насчитывалось у онондага, кайюга и тускарора (в XVIII веке); могауки и онейда состояли из трех родов.

Ирокезы, ко времени создания своей конфедерации, стояли на более высокой ступени развития, чем окружающие племена.

Конфедерация представляла собой "вечный союз пяти кровно-родственных племен" под единым управлением, основанным на принципе равенства. Во главе стоял союзный совет, состоявший из 50 сахемов, делегированных всеми родами; он выносил окончательные решения по всем делам Лиги. Все постановления союзного совета должны были приниматься единогласно; голосование проводилось по племенам, причем единогласие было необходимым в каждом племени. Союзный совет мог быть созван по требованию совета каждого из племен, но он не имел права собираться по собственной инициативе.

Процедура выбора сахемов была в общих чертах сходна у всех племен. Огромную роль в избрании сахема играла старейшина (матриарх) овачиры. Она собирала совет женщин рода, на котором выдвигался кандидат на занятие места сахема. Этот человек, как правило, был из среды пожилых заслуженных воинов.

Затем матриарх извещала об этом вождей других родов своей фратрии. Они могли наложить вето на избрание намеченного кандидата и женщины выдвигали нового кандидата. После одобрения кандидата вождями своей фратрии, он должен был получить согласие вождей второй фратрии. Каждое племя состояло из двух фратрий. 2 Затем необходимо было получить одобрение совета Конфедерации: сначала стороной, к которой относился предыдущий сахем, потом другой стороной. Нового сахема избирали только после смерти старого.

Матриарх овачиры, к которой принадлежал сахем, строго наблюдала за деятельностью и поведением нового сахема. В случаях отклонений от норм поведения она указывала ему на это.

Смещение сахема должно было пройти в той же последовательности, что и его назначение.

Ирокезы не имели отдельного класса военных вождей, даже сахемы не обладали властью назначать военного вождя во время войны.

Военные представители выбирались самими воинами из числа наиболее знаменитых своими успехами мужчин племени. В мирное время делами внутри каждого из племен Лиги занимались сахемы, которые представляли свое же племя в союзном совете.

В союзном совете были учреждены должности двух военачальников, избиравшихся из среды выдающихся воинов сенека. Эти воины назначались скорее для общего наблюдения за военными делами, чем для действительного командования на поле боя, хотя им не возбранялось принять его, если они имели склонность к этому. "Должности этих военачальников были наследственными, подобно сахемствам: смена военных предводителей производилось таким же образом, как и сахемов". 3

В Конфедерации была создана специальная должность вождей ордена Сосны, считавшихся представителями женщин и другого населения в союзном совете. С установлением этой должности возросла стабильность управления Лиги: "Вожди служили подпорками длинного дома... они были связующим звеном между народом и сахемами". 4 Из них же назначались ирокезские посольства, ведущие переговоры с европейцами. Любой воин-ирокез мог проявить себя как хороший дипломат или оратор, и тогда, независимо от происхождения, ему мог быть присвоен этот титул.

"Союз ирокезов представляет самую развитую общественную организацию, какую только создавали индейцы". 5 Но попытка ирокезов покорить другие племена, образовав союз племен, неминуемо вела к разрушению родовой организации.

После образования Лиги, могущество и влияние ирокезов быстро возрастало. Объединив индейцев, Лига придала им новые силы, способствовала постоянному увеличению их численности и создала эффективные средства для самообороны и внешних завоеваний, обеспечивших им более прочное положение. У ирокезов не было постоянной армии, каждый ирокез был и воином и охотником. Выработке необходимых для этого качеств было подчинено его воспитание с детства.

В ранней истории Конфедерации нет сведений об объединенных военных походах всех пяти племен, но существуют указания на совместные выступления нескольких племен. По данным, собранным Морганом, любое племя могло начать войну. 6 Военные походы предпринимались по инициативе военачальника племени или селения. Любой ирокез мог присоединиться к этому военачальнику, но мог и не участвовать в военных действиях, если это был поход на территорию врага. Если же кто-нибудь нападал на саму Лигу, то все боеспособные мужчины вступали в ополчение своих племен. Численность ирокезских отрядов была от 20–30 до 500–1 тыс. воинов.

Военный отряд ирокезов делился на три части: первая часть охотилась в походе, добывая пищу всему отряду, вторая часть шла впереди отряда, служила разведкой, а третья, самая большая часть, должна была принимать бой.

О количестве военной силы ирокезов XVII в. существуют разные мнения. Наиболее вероятно, по племенам оно распределялось следующим образом: мохауки – 500 воинов, численность всего племени – 5 тыс. чел.; онейда – 100 и 3 тыс. чел.; онондага – 300 и 4 тыс. чел.; кайюга – 300 и 3 тыс. чел.; сенека – 1 тыс. и 10 тыс. чел. Объединенные силы Лиги составляли 2200 воинов, численность всей Лиги – 25 тыс. чел.

Вооружение ирокеза состояло из лука, стрел, копья, дубинки, духового ружья. С приходом европейцев вооружение ирокезов несколько меняется. Каменные наконечники копий и стрел были заменены железными, появились топоры и томагавки, заменившие деревянные дубинки. Позднее ирокезы получили ружья, но они не сразу вытеснили луки и стрелы. Копья были заменены кинжалами европейского изготовления. До начала контактов с европейцами у ирокезов существовали также панцири "сделанные из деревянных пластинок, плотно переплетенных бечевками", шлемы, изображения которых дошли до нас на курительных трубках. Помимо этих средств личной защиты воины имели деревянные щиты – большие прямоугольные, защищавшие воина с ног до головы, и небольшие круглые. В войне с эри ирокезские воины в качестве щитов использовали лодки, неся их впереди себя при подступе к укрепленному селению эри, а затем эти же лодки использовались как лестницы для штурма частоколов. С введением огнестрельного оружия изменяется и тактика ирокезов. Многие средства защиты потеряли свою эффективность.

Значительное развитие получила у ирокезов фортификационная техника. Селения ирокезов начала XVI –XVII вв. представляли собой хорошо укрепленные форты. Они были окружены тремя рядами частоколов с укрепленным бревнами входом. В верхней части частоколов была устроена галерея, наполненная камнями, которые могли сбрасываться на осаждающего врага; к этой галерее вели лестницы изнутри укрепления. Укрепления ирокезов неоднократно описывались первыми европейцами. Под влиянием колонистов в военной организации ирокезов произошли существенные изменения, одним из которых было появление вместо мелких отрядов больших военных единиц, способных покорить целое племя. 7

В походе у ирокезов существовала железная дисциплина. Именно она, а также внезапность нападения на врага, приносили победу.

Обладая большим количеством воинов, хорошим вооружением, крепкими оборонительными сооружениями, Лига ирокезов могла приступить к проведению активной внешней политики и перейти от защиты своих территорий к покорению других индейских племен. Мы уделяем так много внимания рассмотрению Конфедерации ирокезов не только потому, что она в течение долгого времени являлась главной силой, определявшей историю района Великих Озер, как это будет видно далее, но и потому, что все племена ирокезской языковой группы очень близки друг другу по своей культуре и социально-экономической культуре. Таким образом, рассматривая наиболее развитый и могущественный народ этой группы, мы можем на аналогичном материале судить о других ирокезоязычных народах.

1 G. Cоpway, The Traditional history and Charakteristic sketches of the Ojibway Nation.

2 Л. Г. Морган, Древнее общество. Л. 1934.

3 Л.Г. Морган, Лига ходеносауни, или ирокезов. М: 1983, стр. 46.

4 Там же.

5 К. Маркс и Ф. Энгельс, Собрание сочинений, т. 21 стр. 95.

6 Л.Г. Морган, Лига ходеносауни, или ирокезов. М.: 1983.

7 I.F. Lafitau, "Moeurs des sauvages Ameriquanins". Paris, 1794, p. 167.

Maката (Александр Либенштейн). Индейцы Великих Озер в XVII веке: расселение и войны

Ирокезы середины 16 века. Создание Конфедерации ирокезов (Лиги Пяти Племён). 1) Деганавида (Миротворец), 2) Тадодахо, 3) Гайвата (Ayouhwatha), 4) Священная связка

Ирокезы середины 16 века. Создание Конфедерации ирокезов (Лиги Пяти Племён). 1) Деганавида (Миротворец), 2) Тадодахо, 3) Гайвата (Ayouhwatha), 4) Священная связка

Ирокезы середины 17 века. Завоевание Гуронии. 1) Раскрашенный и татуированный воин, 2) Разведчик зимой, 3) Воин перед битвой.

Ирокезы середины 17 века. Завоевание Гуронии. 1) Раскрашенный и татуированный воин, 2) Разведчик зимой, 3) Воин перед битвой.

Почему ирокезы побеждали: анализ военной тактики

Почему ирокезы побеждали: анализ военной тактики

Военные успехи ирокезов были обусловлены нескольким факторам. Основными считаются: стратегическое расположение поселений ирокезов между западными поставщиками меха и восточными покупателями; политическая организация; лучший, по сравнению с соседями, доступ к оружию и боеприпасам; и высокий воинский дух. Признавая важность этих факторов, ученые упускают тот факт, что ирокезы достигли всех своих побед с помощью превосходящей тактики. В данном тексте объяснение военных успехов ирокезов будет проведено посредством анализа их тактики с точки зрения трех переменных - оружия, брони, и маневренности - которые обычно используются для анализа военными аналитиками

Подход, используемый в этой статье, основан на исследовании Тома Винтрингхэма ( Tom Wintringham ' s ). Винтрингхэм провел анализ развития европейских тактик с древних времен по настоящее время. Развитие европейской военной тактики характеризовалось различными периодами войн. Переходами от одного периода к другому были: усиление мощности вооружения, улучшение защитных характеристик брони и увеличение маневренности армий. Когда оружие становилось настолько сильным, что могло пробить любую существующую броню, развитие защиты останавливалось, и важным элементом становилась маневренность. До тех пор, пока не улучшалась защита, а тактика основывалась на маневренности, победителем становилась сторона с самым эффективным оружием. В конечном счете, снова начинала развиваться броня, которая могла эффективно противостоять огневой мощи оружия. Так и раскачивался маятник развития. Анализ Винтрингхэма полезен в изучении военных тактик ирокезов, поскольку обеспечивает возможность определения своевременного тактического превосходства сторон.

По вооружению и тактике ирокезы превосходили всех своих противников, однако данный факт почти не рассматривается учеными при анализе ирокезских войн. Более того, некоторые исследователи придерживаются прямо противоположной точки зрения. Джордж Т. Хант ( George T . Hunt ) утверждает, что «они (ирокезы) не намного превосходили другие племена в огнестрельном оружии». Джордж С. Снидерман ( George S . Snyderman ) заявляет, что «в ведении войн, набегах и вооруженных столкновениях, методы ирокезов ничем не отличались от соседних племен». Рэймонд Шил ( Raymond Scheele ) также делает аналогичные выводы: «методы ведения войн и вооружение, используемые всеми племенами, были одинаковы».

Сосредоточив наше внимание на различиях в оружии и тактике ведения боевых действий в разное время, мы выясним, что ирокезы действительно превосходили своих соседей. В данном анализе рассматривается в основном племя могавков, самое восточное племя конфедерации ирокезов, потому что именно их описывает подавляющее количество письменных источников начала семнадцатого столетия.

До 1609 года могавки и их противники носили деревянные доспехи и щиты, защищающие от копий и стрел. Противники выстраивались друг напротив друга в две линии, стреляли из луков и метали копья. В 1609 году Шамплейн ( Champlain ) положил конец подобной тактике, продав алгонкинам кремниевые ружья. В течение следующих 25 лет ирокезы часто терпели поражение из-за отсутствия подобного вооружения. Алгонкины, настолько уверовали в свою силу, что год от года увеличивали количество своих нападений на ирокезов. Чтобы справиться с алгонкинами, небольшие отряды могавков симулировали отступление и таким образом заманивали врага в засады. Плато Аллегени ( Allegheny Plateau ) и горы Адирондак ( Adirondack Mountains ) верхней части штата Нью-Йорк идеально приспособлены для подобной тактики боя. Заманив врага в засаду, ирокезы навязывали алгонкинам рукопашный бой, в котором невозможно было использовать ружья. В этих нападениях могавки отказались от своих щитов, но не от доспехов, защищавших от копий, боевых дубинок и стрел. Несмотря на то, что основой войн ирокезов в это время, была оборона, они были в состоянии контролировать свои территории, используя тактику партизанских войн. Истребление вражеских диверсионных групп стало средством получения необходимого оружия.

В 1641 году ирокезы приобрели у голландцев небольшое количество мушкетов. Мушкеты обладали лучшими спусковыми механизмами, чем кремниевые ружья. Уже в 1642 году ирокезы напали на французский форт в Квебеке. Их тактика состояла из быстрой пробежки до стен форта и стрельбы через щели между бревнами. Реже мушкеты использовались в открытом бою. Ирокезы старались достичь вражеской линии фронта, и только тогда начинали стрелять. К 1647 году войны племени гурон ( Huron ) стали применять новую тактику ведения боя, сменив линию своего строя на полумесяц. Пока ирокезы бежали в атаку, гуроны ложились на землю, спасаясь от выстрелов и заманивая врага. Когда ирокезы подбегали на расстояние выстрела гуроны поднимались и расстреливали ирокезов с трех сторон. Самое эффективное использование мушкетов было применено ирокезами против торговых караванов. Устраивая засады вдоль рек, ирокезы нападали на каноэ, перевозящие меха. Залп из нескольких мушкетов уничтожал каноэ и всех, кто в нем находился, не оставляя никаких шансов на спасение или контратаку. Захваченные меха использовались для покупки еще большего количества мушкетов. К 1649 году ирокезы были вооружены лучше, чем племена союзниками которых были французы.

Повсеместное использование огнестрельного оружия привело к отказу от деревянных доспехов и к применению тактики рассеивания по полю боя. Доспехи были бесполезны против пуль, а если бы войны стояли близко друг к другу, то один залп из мушкета, заряженного дробью, мог убить сразу несколько человек. Когда англичане прибыли в «Новые Нидерланды» в 1664 году, они стали снабжать ирокезов еще большим количеством оружия, чтобы предотвратить их сотрудничество с французами. К 1666 году воины ирокезов стали ходить в бой только в набедренной повязке и мокасинах – это увеличивало подвижность самих нападавших и маневренность военных отрядов в целом. Изменение тактики ведения боя ирокезами, привело к тому, что к концу семнадцатого столетия практически перестали использоваться томагавки и боевые дубинки. Единственной надеждой на победу стала снайперская стрельба из укрытий. Хуже вооруженные враги ирокезов продолжали воевать боевыми дубинками. Линия фронта ирокезов была максимально расширена. Снидерман писал: «Они отдалялись друг от друга так далеко, что переговариваться могли только криком. Когда линия фронта продвигалась вперед, правое и левое крылья такого построения пытались обогнуть вражеские силы».

Ирокезские военные отряды насчитывали большее количество человек, чем многие соседние племена, поскольку были хорошо обеспечены провизией, получаемой от возделывания сельскохозяйственных угодий. Монтанья ( Montagnis ), например, полностью зависели от охоты, а у прочих алгонкинских племен сельского хозяйства было недостаточно, чтобы прокормить большие отряды. Для ирокезов же сельское хозяйство было основным источником пищи. Каждый ирокез, идя в поход, брал с собой сумку обжаренной кукурузной муки. Другим важным способом поддержания большого количества войнов, была практика принятия пленных в племя. Принятие пленников в племя компенсировало жертвы среди ирокезов и поддерживало среднее количество войнов (около 2000 человек) в течение всего семнадцатого столетия.

Представленный анализ тактики ирокезов указывает на три основных периода развития. Первый период начался в 1630-ых годах, когда могавки использовали доспехи и партизанские войны в борьбе против лучников и стрелков из кремниевых ружей. Второй период начался в 1640-ых годах. Кремниевые ружья, оказавшиеся превосходным оружием для нападений, стали решающим фактором в изменении тактики боя. Третий период начался в 1660-ых и длился в течение нескольких десятилетий. К этому времени, почти у каждого воина ирокеза был мушкет, что и послужило изменению тактики. Бои «стенка-на-стенку» перестали использоваться, сменившись длинными линиями фронта.

Следуя выше сказанному, можно смело утверждать, что ирокезы достаточно часто были более продвинутыми в использовании лучшего оружия и тактик, чем их противники и именно из-за этого они одерживали большее количество побед (особенно во второй половине семнадцатого столетия). Первый период, в котором ирокезы имели преимущество, был фазой защиты (использование доспехов); второй период был транзитной фазой; третий период был фазой лучшего оружия.

Боевая дубинка ирокезов

Author(s): Keith F. Otterbein
Source: Ethnohistory, Vol. 11, No. 1 (Winter, 1964), pp. 56-63

Источник: Thornywolf. Почему ирокезы побеждали: анализ военной тактики

Ирокезы. Джона Верелст. Король Хендрик из Клана Волка племени могавков. 1710

Джона Верелст. Король Хендрик из клана Волка племени могавков. 1710

Портрет писан вживую в Англии. Четыре индейских вождя были приняты и богато одарены в Лондоне при дворе Королевы Анны. Потреты всех четырёх вождей - первые прижизненные изображения индейцев европейскими художниками. Фон - продукт воображения живописца. В руке у Хендрика церемониальный вампум, означающий союзничество с Англией. Хендрик погиб через 45 лет в сражении с французами у озера Джордж во Французской и Индейской Войне. (Источник)

Верховный сахем среди совета племени. На переднем плане - расстеленная священная связка. Moeurs des Sauveges Ameriquains, Joseph Francois Lafitau, 1724.

Французский рисунок воина ирокеза

Французский рисунок воина ирокеза

Ирокезы начала и середины 18 века. 1) Воин ирокезов (1759), 2) Воин могавков (1710), 3) Воин могавков (1764)

Ирокезы начала и середины 18 века. 1) Воин ирокезов (1759), 2) Воин могавков (1710), 3) Воин могавков (1764)

Бенджамин Уэст. Генерал Джонсон спасает раненого французского офицера от индейского томагавка. 1764—1768. Derby Museum and Art Gallery
Бенджамин Уэст. Генерал Джонсон спасает раненого французского офицера от индейского томагавка. 1764—1768. Derby Museum and Art Gallery
Звонимир Грбажич. Ирокез.
Звонимир Грбажич. Ирокез.
Ирокезы во время Семилетней войны

Ирокезы. Frederick Bartoli.Cornplanter ( Ki-On-Twog-Ky ), военный вождь сенека. 1796. New-York Historical Society

Frederick Bartoli.Cornplanter ( Ki-On-Twog-Ky ), военный вождь сенека. 1796. New-York Historical Society

Джозеф Брант, Thayendanegea (1742-1807), вождь могавков, союзник англичан во время Войны за Независимость.

Джозеф Брант, Thayendanegea (1742-1807), вождь могавков, союзник англичан во время Войны за Независимость.

Ирокезы. Чарльз Уильсон Пил (Charles Willson Peale). Портрет Джозефа Бранта. 1797. Independence National Historical Park, Philadelphia

Чарльз Уильсон Пил (Charles Willson Peale). Портрет Джозефа Бранта. 1797. Independence National Historical Park, Philadelphia

Ирокезы начала 19 века. 1) Женщина ирокезов, 2) Воин ирокезов времён войны 1812 года, 3) Танцор в маске

Ирокезы начала 19 века. 1) Женщина ирокезов, 2) Воин ирокезов времён войны 1812 года, 3) Танцор в маске

Ирокезы. Гилберт Чарльз Стюарт. Портрет Джозефа Бранта. 1786. The Northumberland Estates, Alnwick Castle, Collection of the Duke of Northumberland Гилберт Чарльз Стюарт. Портрет Джозефа Бранта. 1786. The Northumberland Estates, Alnwick Castle, Collection of the Duke of Northumberland
Ирокезы.Гилберт Чарльз Стюарт. Портрет Джозефа Бранта. 1786. New York State Historical Association Гилберт Чарльз Стюарт. Портрет Джозефа Бранта. 1786. New York State Historical Association
Ирокезы. Чарльз Бёрд Кинг. Красный мундир, Сагоевата, или Не дающий заснуть - военный вождь племени сенека. Около 1828. Colby Museum of Art Чарльз Бёрд Кинг. Красный мундир, Сагоевата, или Не дающий заснуть - военный вождь племени сенека. Около 1828. Colby Museum of Art
Джордж Кэтлин. Лакросс ирокезов Джордж Кэтлин. Лакросс ирокезов

Ритуальные маски ирокезов. 19 век

Ритуальные маски ирокезов. 19 век

Оловянные миниатюры ирокезов:

Ирокез. Оловянная миниатюраИрокез. Оловянная миниатюраИрокез. Оловянная миниатюраИрокез. Оловянная миниатюра

Ирокез. Оловянная миниатюра

Ирокез. Оловянная миниатюра

Ирокез. Оловянная миниатюра

Воин могавков. Оловянная миниатюраВоин могавков. Оловянная миниатюраВоин могавков. Оловянная миниатюраВоин могавков. Оловянная миниатюра

Воин могавков. Оловянная миниатюра

Скаут сенека . Оловянная миниатюраСкаут сенека . Оловянная миниатюраСкаут сенека . Оловянная миниатюра

Скаут сенека . Оловянная миниатюра

Источник: http://redtomahawks.unoforum.ru/?1-17-0-00000007-000-0-0-1381002422

Ирокез. Оловянная миниатюра

Ирокез. Оловянная миниатюра

Источник: http://spbsouvenir.ru/galereya/photo/544341021

Ирокез. Оловянная миниатюра

Ирокез. Оловянная миниатюра

Ирокез. Оловянная миниатюра

Ирокез. Оловянная миниатюра

Воин могавков. Оловянная миниатюра

Воин могавков. Оловянная миниатюра

Воин могавков. Оловянная миниатюра

Воин могавков. Оловянная миниатюра

Источник: http://spbsouvenir.ru/galereya/album/dikiy-zapad

Ирокез. Оловянная миниатюра

Ирокез. Оловянная миниатюра

Источник: http://www.war-toys.ru/2010-01-21-18-39-12?page=shop.product_details&flypage=ImageSizeBlackEdition.tpl&product_id=4401&category_id=129 (Ещё там же)

 

Вверх.

На главную страницу.