varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / Г / Гуроны |
Варварская энциклопедия: Гуроны
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Воин гуронов. Около 1625 года
Джеймс Бама. Магуа ("Последний из могикан") | |
Ганбат Бадамхан. Гурон |
Гуроны, вендат (самоназвание), индейский народ в Канаде (в основном в резервации Лоретт, официальное название Виллаж-де-гурон в устье реки Святого Лаврентия около города Квебек, провинция Квебек). Численность около 1000 человек. Язык гурон (утрачен) ирокезской семьи. Говорят на французском языке. Гуроны — католики.
В начале XVII века составляли союз пяти племён, насчитывали 20—30 тысяч человек, занимали территорию между озёрами Гурон и Онтарио, концентрируясь между Джорджиан-бей и озером Симко (так называемая Гурония).
С начала XVII века гуроны занялись пушным промыслом, стали посредниками между французскими скупщиками пушнины и алгонкинами. Эпидемии сократили численность гуронов до 10 тыс. человек, а набеги враждебных племён Лиги ирокезов в середине XVII века положили конец конфедерации гуронов, которые решили оставить свою этническую территорию. Многие гуроны были приняты и ассимилированы другими ирокезами. Небольшая часть объединилась с соседними петун в племя вайэндат (иноназвание также гуроны), мигрировавшее в районе Великих озёр; в XIX веке выселены на северо-восток Оклахомы (современная численность около 400 человек). Часть гуронов переселена с помощью миссионеров-иезуитов в резервацию Лоретт. Лореттские гуроны сохранили традиционный уклад: жили в длинных домах, занимались земледелием, некоторые держали коров. С XVIII века развивается производство на продажу изделий ремесла ( мокасины и др.). До конца XIX века сохранялась сезонная охота, но земледелие было вытеснено ремеслом и работой в промышленности.
Традиционная культура типична для индейцев северо-востока Северной Америки. Основные занятия — ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, бобы, тыква) и рыболовство (осётр, щука, форель), добыча черепах и моллюсков, подсобные — охота и собирательство. Основным источником мяса была домашняя собака. Активно участвовали в межплеменной торговле, но внутренний товарообмен отсутствовал.
Гуроны делились на 8 матрилинейных тотемных родов, названных по животным (черепаха, волк, медведь, бобр, олень, ястреб, дикобраз, змея). Брак матрилокальный.
Локализованные подразделения родов (включавшие несколько линиджей) возглавлялись вождями — обычным и военным, из наиболее влиятельных линиджей, которые входили в два соответствующих совета селения. Имелись племенные советы вождей и совет союза племён. Авторитет вождей определялся личными достоинствами. Военнопленных подвергали ритуальным пыткам, завершавшимся актом каннибализма.
Несколько малых семей обитали в общинном длинном доме и вели общее хозяйство. Поселения укрепленные, имели до 100 длинных домов, населяемых членами разных родов.
Традиционная религия — анимизм, вера в духов (солнца, луны, неба и др.), шаманизм. Главный праздник — поминовение умерших (раз в 8—12 лет с перезахоронением останков в общей могиле).
Гуроны, ближайшие родственники ирокезов и их северные соседи, занимали северные берега реки Св. Лаврентия и озера Онтарио.
Гуроны были упомянуты как наиболее многочисленные ирокезоязычные племена. В 1639 г. иезуиты констатировали, что племя имеет 32 деревни, больших и малых, 700 "длинных домов" из коры, 4 тыс. семей, 12 тыс. взрослых и возможно общую численность около 20 тыс. человек. Некоторые из длинных домов достигали 240 футов (73 м) в длину и вмещали много семей. Эти индейцы имели несколько больших селений с частоколом из тройных бревен, но иезуиты скоро заметили, что оборонительные сооружения деревень были построены по плохой системе и находились в скверном состоянии. Они посоветовали гуронским вождям перестроить ограды и оставить дурную практику строительства круглых оград, а делать прямоугольные ограды с башней на каждом углу. Они уверяли, что горстка мужчин, вооруженных аркебузами, может отбить любую атаку ирокезов, но гуроны игнорировали совет и оставили свои оборонительные сооружения в небрежном состоянии.
Французы сделали ужасную ошибку, не послав вооруженных людей к гуронам, чтобы построить форт и постоянно жить с индейцами. Гуроны почитали и уважали вооруженных французов. Иезуиты приходили только для того, чтобы проповедовать христианскую веру, и гуроны, видя беззащитность священников, оскорбляли и обманывали их, часто угрожая убить. Жаждая мученичества, иезуиты не оказывали сопротивления. Их пассивность попросту расхрабрила большинство индейцев.
У миссионеров была только одна защита: обращаться к магическим трюкам, но они отказывались их использовать. Гуроны верили, что иезуиты были волшебниками и боялись их сверхъестественного могущества. Постепенно миссионеры привлекли к себе некоторых индейцев, но частичное признание религии белых людей только способствовало ослаблению гуронов. Оно раскололо индейцев, добавив вражду христиан и язычников ко всем остальным распрям, разделившим племя на враждующие группировки.
В 1636г., спустя три года после появления иезуитов среди гуронов, в индейских поселениях началась эпидемия и уничтожила очень много людей. Иезуиты были так заняты своими попытками распространить христианство, что едва упомянули об эпидемии и не описали ее. Это могла быть бубонная чума. На следующий год эпидемия распространилась в каждое гуронское поселение. Тщательный подсчет гуронского населения был сделан только после эпидемии чумы 1637–1638гг., унесшей около половины гуронов. Индейцы обвинили иезуитов в том, что они навлекли на них это страшное бедствие и замышляли уничтожить целое племя путем волшебства. Вожди держали совет и решили вырезать миссионеров, но когда флотилия гуронских каноэ ранней осенью вернулась домой с французского торга на Трех Реках, эти торгующие индейцы, которые были лучше знакомы с французами, чем оставшиеся дома, использовали свое влияние, чтобы сорвать план убийства миссионеров.
За эпидемией последовал голод, распространившийся среди нескольких племен. Нейтральная Нация находилась в таком ужасном состоянии, что родители вынуждены были продавать своих детей в рабство, чтобы получить хоть немного маиса. На протяжении 1638 г. положение улучшилось, и гуроны еще раз послали военный отряд против ирокезов. Возвратившись домой с большим количеством ирокезских пленников, они пытали их до смерти, затем приготовили из них грандиозный каннибальский пир. 8
8 Twaits, Jesuit Relations for 1636–1638; Parkman, The J e suits in Norts America; J. Hyde, Indians of the Woodlands, p. 112–114.
Maката (Александр Либенштейн). Индейцы Великих Озер в XVII веке: расселение и войны
Вождь гуронов. 18 век
Воин гуронов. Оловянная миниатюра
Источник: http://redtomahawks.unoforum.ru/?1-17-0-00000007-000-0-0-1381002422