varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура / Поздняя классика / База колонны из храма Артемиды в Эфесе. Британский музей |
База колонны из храма Артемиды в Эфесе. Британский музей
"Стиль Скопаса отчасти отражает лондонская база колонны из храма Артемиды в Эфесе. Известно, что Скопас работал над этими рельефами, хотя едва ли единственный сохранившийся памятник этого рода принадлежит именно ему. Рельеф представляет странную сцену, связанную с загробным миром. Бог смерти, юный крылатый Танатос, которого прежде изображали пожилым бородатым мужчиной с печально сосредоточенным взором и тоько в сценах мифического погребению, ведёт за собой какую-то женщину, сзади её сопровождает молодой обнажённый Гермес с кадуцеем в руке. Предполагали, что показана Алкестида, нисходящая в Аид вместо своего супруга Адмета. Все герои медленно движутся вокруг цилиндрической формы, разворачиваясь к зрителю, не соприкасаясь между собой и сохраняя дистанцию. Крылья Танатоса широко распластаны за его спиной, составляя графический фон для фигуры, а меч, висящий на мощной перевязи, говорит, что он готов "разделять". Красивые, сочные формы гораздо менее сплавлены, чем у Скопаса, а замедленные элегические движения и наклоны голов показывают, что автор рельефа мог быть коллегой раннего Скопаса, более верным приверженцем старой традиции. Обращённость почти всех персонажей к зрителю характерна для IV в. до н.э.; человек мог видеть рельефы "лицом к лицу", и герои колонны, вращались вокруг "мировой оси", обращались попеременно ко всем приходящим."
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 338-339.