varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / С / Смерть как живое существо |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Евфроний. Смерть Сарпедона. Роспись кратера. Около 510 года до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей. | |
Деревянный турнирный щит. Фландрия. 15 век. Британский музей. Надпись на вьющемся свитке - "Вы или Смерть" | |
Иероним Босх. Смерть скупого. Вашингтон. Национальная галерея | |
Альбрехт Дюрер. Влюблённые и Смерть. 1498 | |
Альбрехт Дюрер. Апокалипсис. Четыре всадника | |
Альбрехт Дюрер. Герб Смерти. 1503 | |
Альбрехт Дюрер. Рыцарь, Смерть и дьявол. 1513-1514 | |
Никлаус Мануэль Дойч. Поцелуй Смерти. 1517 | |
Никлаус Мануэль Дойч. Аллегорический рисунок Смерти. Лувр | |
Ганс Бальдунг Грин. Три возраста женщины и Смерть. 1539. Прадо |
Ганс Гольбейн Младший. Пляска Смерти. Эскиз ножен швейцарского кинжала. 1540 (?) Берлин. Государственный музей. Кабинет гравюр |
Питер Брейгель Старший. Держава Смерти. 1562. Прадо | |
Ян Ливенс. Драка картежников и Смерть. 1638 | |
Жан-Батист Реньо. Гений Франции между Свободой и Смертью. 1794-1795. Hamburger Kunsthalle | |
Иоганн Генрих Фюссли. Сон и Смерть несущие тело Сарпедона. 1803. Цюрих. Haus zum Rechberg | |
Орас Верне. Ленора | |
Виктор Михайлович Васнецов. Четыре всадника Апокалипсиса. | |
Хуго Симберг. Сады Смерти | |
Эмиль Нольде. Смерть-Танцовщица. 1918 | |
Алексей Буров-Стаськов. Смерть в середине лета. 1994 | |
Виктор Анатольевич Корольков. Брачное ложе со Смертью. 1995 |
"Экстремальные ситуации интересны тем, что человек сталкивается в них с персонажами, с которыми он не сталкивается в обычной жизни. Он сталкивается с Судьбой , как с живым существом, со Смертью, как с живым существом...
В: Олег , вы можете описать свой опыт столкновения с Судьбой и со Смертью , как с живыми существами? Как это?
О: Это зависит от ситуации. Когда с тобой происходит реальное чудо, это отличается от случайности.
В: Вы сказали, что Судьба переживается как живое существо. Так вот, как вы это почувствовали, пережили?
О: Я увидел ее как настоящее живое существо, может быть чуть более механическое, чем живой организм. Если описать это метафорически, то можно сказать, что срывается оболочка с мира и видны реальные колесики Судьбы . Судьба переживается как совершенно очевидное существо. Это парадоксальное переживание. Я находился внутри этого "тела" Судьбы , вращаясь между его колесиков.
В: Это была ваша личная Судьба или нечто общечеловеческое?
О: Моя. Личная моя Судьба . Она не присутствует в обычной жизни, в обыденном восприятии, потому, что она не из этого мира, но с тех пор, попадая в ситуации, управляемые Судьбой , я чувствую, как эти колесики вращаются.
В: Нужна ли для встречи с Судьбой , как с живым существом именно экстремальная ситуация или, может быть можно встретиться с ней, накопив достаточно большой запас энергии?
О: Чем полезна современному человеку экстремальная ситуация? Мы уже говорили об этом. У нас нет критерия соприкосновения с Реальностью. Разве что, молитвенная практика под руководством мудрого старца в единичных случаях может привести к обретению таких критериев. Но, люди, которые живут в миру, с этим не сталкиваются. И единственный способ соприкоснуться с Реальностью, - это пережить реальную угрозу жизни или потери идентичности. Мы живем в изображениях изображений, Но вот вам пуля в голову попала, и на этом изображение закончилось: в этот момент ты и соприкасаешься с Реальностью. Это крайний вариант, но в любом случае, для этой встречи необходима настоящая угроза жизни. Во всех иных случаях есть привкус чего-то недостоверного.
Истина добывается человеком самостоятельно, но ее невозможно в прямом виде передать или повторить. Если вам передают Истину, то передают некое ее изображение, а не процесс. Ваша задача -- от этого изображения пройти обратно, тогда вы сможете сами обрести Истину. Но, такого рода вещи достаточно редки. А соприкосновение с Реальностью в условиях угрозы жизни помогает сократить путь.
В: И все-таки, это обязательно угроза жизни или это может быть, например, очень необычная ситуация?
О: Я определяю экстремальную ситуацию, как такую, где присутствует реальная угроза потери жизни или потери идентичности.
В: А что это за ситуации, где человек может потерять идентичность?
О: Ситуация пытки. Вы либо сохраняете идентичность, что маловероятно, либо ваше поведение меняется вопреки вашим намерениям и выходит за все рамки представлений о себе: вас вынудили на иное поведение. Произошла потеря идентичности... Самостоятельно вынудить себе выйти за пределы идентичности почти невозможно, - сработают защитные механизмы. Необходимо внешнее воздействие, пытка -- один из примеров того, где с твоими представлениями о себе совершенно не считаются. Возможны, хотя крайне редко и другие способы: например, Кастанеда описывает как дон Хуан выталкивал его за пределы идентичности. Если смотреть со стороны -- это тоже крайне жесткие способы.
В: Бывает ли так, что настоящей угрозы жизни нет, но человек верит в это так, что впадает в панику. Происходит ли тогда встреча с Судьбой ?
О: Это не экстремальная ситуация. На самом в глубине души человек всегда знает, - реальна ли угроза жизни или нет. И, кстати, когда человек сталкивается с достоверной опасностью, то, как правило, паники нет. Более того, люди, которым предстоит умереть, обычно не сопротивляются и не барахтаются: какая-то часть их существа уже на расстоянии в несколько минут или часов во времени "заглатывается" Смертью. У меня есть одна фотография: мы стоим - несколько человек, и только- только появилось ощущение угрозы, - видно, как катится волна напряженности по нашему ряду. Кто-то уже в большей степени включен, кто-то в меньшей. И, среди этого ряда есть человек, совершенно выключенный из ситуации: спокойное, отрешенное выражение лица... В тот момент ему осталось жить десять минут. Он уже фактически "там", - какая-то часть его уже проглочена Смертью . Хотя, внешне он в той же ситуации риска, что и каждый из нас. Через десять минут пуля нашла именно его. Меня когда-то поражало, что люди не сопротивляются Смерти . Это в фильмах: человека тащат на расстрел, а он дергается и кричит. А на самом деле выводят человека на казнь, и он вышел спокойно, встал в состоянии прострации и спокойно умер. Более того, если он сопротивляется, кричит, паникует, - значит велика вероятность того, что ему удастся смерти каким-то образом избежать. Не потому что он сопротивляется, а потому что Смерть его не "заглотнула".
В романах Кастанеды все эти идеи представлены очень хорошо. Сам Кастанеда с Реальностью соприкасается в момент прыжка в пропасть. Его долго на это выводят, готовят. Встречи с Судьбой и со Смертью , как с живыми существами -- это очень сильные переживания. Когда ты действительно осознаешь, что тебе осталось жить пять минут, - очевидно, что эти пять минут ты проживешь существенно иначе, чем всю предыдущую жизнь: это будет очень осознанная жизнь. Быть может единственные пять минут, когда ты живешь по настоящему, а не спишь.
Н: Ну и вся жизнь человека, если он остался жив, после такой встречи со Смертью, становится сознательной?
О: Человеку это не свойственно. Человеку иногда нужно спать. Воля его должна периодически засыпать. И понятно, что это ощущение встречи со Смертью, сама память о нем с неизбежностью засыпает. Совершенное поведение возможно лишь в ограниченные отрезки времени.
Бахтияров Олег Георгиевич. "Два интервью из хроник российской саньясы"
"В архиве о. Павла Флоренского сохранилась копия рукописи с записью, озаглавленной «ВИДЕНИЕ АНГЕЛА СМЕРТИ (Современные факты)», где освещена духовная сторона предчувствий:
«...иеромонах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о. Диодор, как очевидец, без слез не мог рассказать мне следующий факт.
— «Как Вам известно,— начал о. Диодор свой рассказ,— во время Японской войны я, за послушание, был послан из Лавры в Маньчжурию, и там, по назначению военного протопресвитера, находился в качестве священника в одном из лазаретов.
По своим обязанностям часто проходя через лазарет, я однажды, а затем и другой раз заметил, что один из тяжело больных солдатиков провожает меня каким-то особенно вопросительным взором.
Побуждаемый желанием откликнуться на безмолвный голос больного, я подхожу к нему и спрашиваю его:
— Не нуждаешься ли ты, милый, в какой-либо услуге с моей стороны? Солдатик заминается, не решаясь в чем-то высказаться мне, а между тем из всего усматриваю, что он чего-то желает от меня.
— Нет, еще обожду.
Далее о. Диодор уговаривал солдатика приобщиться, но тот не соглашался. На другой день после сего дня ко мне прибегает сестра милосердия и говорит:
— Скорее, батюшка, к тому больному, с которым вчера Вы долго разговаривали! Он просит Вас поисповедовать и причастить его.
Беру Святые Дары и поспешно отправляюсь к нему. Больной, завидя меня идущим к нему, проговорил:
— Скорей, скорей иди — причасти меня!
Удалив сестру милосердия, я приступил к отправлению исповеди, на которой солдатик открыл все содеянные им грехи, в числе которых были и грехи тяжкие, великие. Затем я преподал ему Святых Тайн. Как только он принял их, сидя на кровати, так сейчас же проговорил:
— Спасибо, спасибо тебе, батюшка! Мне теперь стало очень хорошо!.. А вот и Смертушка пришла ,— сказал он, глядя в сторону.
— Где она? Я не вижу.
— Вон стоит,— говорит солдатик, указывая туда же.— Ну, прощай,— сказал он затем, и с этими словами откидывается на подушку и отдает душу свою Богу.
Это так тронуло меня, грешного, что я заплакал чуть ли не навзрыд...» Так закончил о. Диодор свой рассказ, испуская из глаз слезы.
...Умерший в 1897 году монах Гефсиманского скита о. Потапий в день своей кончины видел смерть, стоящей в окне его келий, о чем он тогда же и сказал прислуживавшему ему в болезни послушнику Косме Аладьину (ныне монах Кирилл).
Гефсиманского скита иеромонах КАЛЛИСТ
4 августа 1916 г.
В жизнеописании преп. Феодоры Царьградской († 940) говорится о смерти: «И вот пришла смерть, видом очень страшная, человеческого подобия, но без тела, составленная из одних нагих костей человеческих...» (Жития святых на русском языке по руководству Димитрия Ростовского. Кн. 7. М., 1906. С. 533).
Как считал о. Павел Флоренский, «обладающие двойным зрением видят иногда Смерть и саму по себе, вне угрозы собственной их жизни; то, что называют художественной фантазией, есть на самом деле некоторая смутная степень двойного зрения. Детям весьма нередко эта способность бывает свойственна, и не раз приходилось слышать, как дети рассказывали про виденную ими смерть»"
Источник: http://rublev-museum.livejournal.com/378185.html
Яма, бог Загробного мира, Владыка Преисподней, Миродержец Юга, Царь Смерти и Справедливости.