varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / А / Аид |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Мастер Загробного мира. Аид и Персефона - повелители Загробного мира. Краснофигурный апулийский кратер из Каносы, именная ваза художника. Около 330 года до н.э. Мюнхен, Государственный музей античного прикладного искусства. | |
Паоло Веронезе. Аид | |
Якопо дель Селлайо. Орфей в аду. Киев. Музей западного и восточного искусства | |
Альбрехт Дюрер. Похищение Прозерпины. 1516 | |
Питер Брейгель Младший. Орфей в аду | |
Никколо дель Аббате. Похищение Прозерпины. 1558. Лувр | |
Алессандро Аллори. Похищение Прозерпины. 1570 | |
Франсуа Перье. Орфей в аду | |
Гадес. Фотография из рекламного календаря. | |
kumba. Пожилой мужчина в меховой шапке. |
Хотя Гадес (Аид) и является правителем царства мертвых, не следует путать его с Сатаной. Как бог смерти, Гадес угрюм, непреклонен и бескомпромиссно справедлив. Его решения не подлежат обжалованию. Однако он не олицетворяет зло и не является ни врагом человечества, ни искусителем.
Филипп Майерсон,
"Классическая мифология в литературе, искусстве и музыке"
Другое имя Гадеса – Плутон, что по-гречески означает "богатство", "достаток". Незримая полнота этого бога символически изображалась в виде рога изобилия, который он держал в руках. Этот рог переполнен разнообразными плодами или же драгоценными камнями и металлами.
Гадес – это бог, управляющий временем упадка. Он привносит в жизнь сумрак, служит источником депрессий, тревог, эмоциональных спадов и печалей, – однако он же обладает способностью нести просветление и обновление.
Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"
Бог подземного мира и его царство называются одним словом – Гадес, или Аид. Этого наименее персонифицированного и наименее известного из богов также называют "незримым".
Чтобы познакомиться с его царством, необходимо спуститься вниз. Лишь тогда можно обнаружить несметные богатства в сумраке и холоде того пространства, которое мистики называют "темной ночью души", а психологи – глубокой депрессией, когда человек отрезан от привычной реальности и "солнечный свет" повседневной жизни кажется ему нестерпимым.
В Аид человека приводит дух смерти. Туда же нас может привести "смерть" взаимоотношений, привычного образа жизни, надежд, целей, смысла. Сам опыт ожидания физической смерти, – когда ее близость вероятна или неизбежна, – тоже знакомит человека с подземным царством.
Большинство людей спускаются в Аид для встречи с Гадесом не по своей воле. Подобно Ахиллу в Трое, герой – мужчина (или женщина), чье эго и достоинство отождествляется с успехом, – может "умереть" вследствие крупного поражения в сражении или состязании. Такое поражение знаменует гибель его образа непобедимого героя и ощущения собственной неуязвимости. Вынужденное нисхождение в подземный мир может произойти, когда человек становится жертвой. Женщина (или мужчина) может подвергнуться изнасилованию или избиению, почувствовать себя беспомощным, испытать ужас – и войти в темное, холодное, отрезанное от мира подземное царство. Когда человек чувствует себя жертвой, он оказывается "похищен" Гадесом, – что и произошло с Персефоной.
Некоторые добровольно спускаются в Аид для встречи с царем подземного мира. В случае Психеи это было последнее из ее героических заданий – единственная возможность воссоединиться с Эротом. Орфеем, спустившимся в Гадес за Эвридикой, тоже двигала любовь. Дионис ходил в подземный мир, чтобы отыскать свою мать, Семелу. В шумерской мифологии Инанна-Иштар добровольно идет в подземный мир для встречи со своей темной сестрой, Эрешкигаль. Кроме любви, человека может побудить к нисхождению в подземное царство стремление к мудрости или знанию. Так, Одиссей решился спуститься в подземный мир ради встречи со слепым провидцем Тиресием, который мог указать ему путь домой. Добровольное нисхождение сопряжено с большим риском, ибо никогда нет гарантии, что смельчаку удастся вернуться.
Царство Гадеса – это бессознательное, как личное, так и коллективное. Там пребывают подавленные нами воспоминания, мысли и чувства – все, что кажется слишком болезненным, постыдным или неприемлемым, чтобы показать это при свете дня, – неосуществленные желания, не оформившиеся возможности. В подземном мире коллективного бессознательного находится все, что только возможно себе представить, все, что когда-либо было. Должно быть, именно познав этот мир, римский поэт Теренций произнес свое знаменитое изречение: "Ничто человеческое мне не чуждо".
Вестник богов Гермес провожал души в подземный мир, он же вывел оттуда Персефону. Менее известная вестница богов Ирида-радуга тоже могла спускаться в подземный мир, когда хотела. После того как, съев семена граната, Персефона вернулась в верхний мир, она также обрела возможность периодически спускаться в Аид. Как царица подземного царства, она встречает и служит провожатой для тех, кто спускается туда добровольно. Подземный мир достался Гадесу по жребию, и он живет там постоянно. Хотя властелин подземного мира может покидать свои владения, однако, согласно мифам, он воспользовался этой возможностью лишь дважды.
В жизни, как и в мифологии, некоторые люди могут спускаться в подземное царство и возвращаться оттуда, некоторые могут сопровождать в это царство другие души, а некоторые даже очень хорошо знают подземный мир, поскольку живут там постоянно или периодически. Например, хорошо знакомы с Гадесом профессиональные психологи. Как психология (по-гречески психе значит "душа"), так и танатология (от греческого слова танатос – "смерть") суть дисциплины, связанные с царством Гадеса.
Для того чтобы работать в глубинах души, психотерапевту требуется архетипическая связь с Гермесом, Персефоной, Дионисом или Гадесом. Эти архетипы помогают человеку познакомиться с областью бессознательного и всем, что там находится, включая безумие. Эти же архетипы позволяют человеку плодотворно работать с вопросами смерти и умирания. К. Г. Юнг с его аналитической психологией и Элизабет Кюблер-Росс с ее танатологией стали для многих людей проводниками в соответствующих сферах, – но только после того, как научились спускаться туда сами. Депрессии и околосмертные переживания – наиболее распространенные способы инициации для вхождения в царство Гадеса. После этого человек больше не боится смерти – как, говорят, не боялись ее те, кто прошел инициацию в элевсинских мистериях.
Однако на горе Олимп, где правил Зевс, Гадеса не любили и очень боялись. Патриархия и патриархальные религии видят в подземном мире царство зла, где правит Сатана, – люди предпринимают массу усилий, чтобы не попасть туда после смерти, а при жизни недооценивают это измерение. До тех пор пока культура в целом и отдельные индивидуумы отождествляют себя только с Зевсом и небесными богами, подземный мир будет восприниматься скорее как царство ужаса, чем источник богатств. А ведь в подземном мире есть все, что необходимо человеку для обретения целостности. Живущие там тени суть образы коллективного бессознательного, или архетипы, – формы, нуждающиеся в жизненной энергии; бесплотные потенциалы, ожидающие рождения.
Подземный мир в наиболее негативном христианском описании называется адом и ассоциируется с вечным огнем и проклятием. Английское слово hell ("ад") происходит от имени норвежской богини подземного мира Хел (Hel). Кельтского властелина смерти зовут Хелман. Как и в случае с Гадесом, имена божеств подземного царства тут совпадают по звучанию с названием самого царства. Исследовательница Барбара Г. Уокер отмечает, что дохристианский "ад" (hell) у кельтов представлял собой маточный символ – святилище, или священную пещеру перерождения, которая на норвежском языке называлась hellir. Согласно еще более ранним мифологическим представлениям Hel – это котел-матка, наполненный очищающим огнем. Изначально подземный мир был царством Матери, и лишь потом он перешел во владение к Отцу. И по мере того, как в мире все больший вес обретали ценности небесного бога, подземный мир стал восприниматься в негативном свете и внушать страх.
Гадес также представляет собой один из подавленных аспектов архетипа отца. В патриархальной культуре, как и на Олимпе, правит Зевс. Именно по его подобию сформулирован превалирующий образ отца. В отдельных индивидуумах и в культуре в целом Гадес существует как бессознательный фактор, и для того, чтобы познать и оценить его, необходимо совершить нисхождение.
Гадес – правитель нижнего мира, подземного царства, где пребывают тени умерших людей и некоторые бессмертные персонажи мифологии, проигравшие Зевсу и олимпийцам битву за власть.
Считалось, что произносить имя этого бога не к добру, поэтому его старались упоминать иносказательно. Его называли "Незримым" (Aidoneus – Аид) или "Богатым". Последнее имя по-гречески звучало как "Плутон" (откуда произошло римское имя этого бога), а по-латыни – Дис (от слова dives – "богатый"). Другие, менее распространенные имена – Добрый Советник, Прославленный, Гостеприимный, Запирающий Врата и Ненавистный. И еще его называли Зевсом Подземелья или Зевсом Нижнего Мира.
Хотя греки считали Гадеса угрюмым, холодным и беспощадным, они не видели в нем злых или сатанинских черт. Гадеса – так же как Зевса и Посейдона – изображали в виде зрелого бородатого мужчины. Одним из атрибутов Гадеса является дающий невидимость шлем, подаренный ему циклопами, а в качестве бога богатства его изображают с рогом изобилия.
Гадес, сын Кроноса и Реи, сразу же после рождения был проглочен отцом. Когда Зевс и Метида дали Кроносу рвотное и он отрыгнул всех своих детей, братья – Гадес и Посейдон – присоединились к Зевсу в его борьбе против Кроноса и титанов. Одержав победу, братья разделили между собой мир. Гадесу по жребию досталось подземное царство.
У Гадеса не было детей, и ему посвящено мало мифов. Большую часть времени он проводит в подземном царстве, невидимый для окружающих. Лишь дважды он выходил на поверхность. Один раз, согласно Гомеру, Гадес отправился на Олимп за помощью, когда Геракл ранил его стрелой (подробности этой истории нам неведомы). Более известный случай, когда он поднялся наверх, чтобы похитить Персефону.
Единственный значительный миф о Гадесе – история о похищении Персефоны. Гадес захотел взять себе в жены Персефону и, с согласия ее отца, Зевса, похитил юную деву. Как-то раз, собирая цветы в поле вместе со своими подругами, она отбилась от спутниц, привлеченная прекрасным нарциссом о тысяче лепестков, который был создан специально, чтобы зачаровать ее. Когда Персефона протянула руку, чтобы сорвать цветок, земля разверзлась и из темного провала на колеснице, запряженной могучими, черными, как ночь, конями, выехал Гадес. Он схватил перепуганную деву и потащил за собой. Персефона громко звала на помощь отца, но Зевс, с самого начала знавший о предстоящем похищении, не ответил на ее зов.
Кони подземного бога помчались обратно в провал, увлекая Гадеса и Персефону в глубины подземного царства. Затем земля снова сомкнулась, словно ничего и не произошло.
Персефона томилась в подземном мире, а наверху горевала об исчезновении дочери разгневанная и опечаленная Деметра – ее мать. Безутешная Деметра, богиня плодородия, удалилась в свой храм и не выходила оттуда. Лишенные заботы Деметры, на земле перестали расти злаки и появляться на свет дети, – не рождалась вообще никакая новая жизнь. Земле и ее обитателям угрожала голодная смерть. Лишь тогда Зевс обратил внимание на страдания Деметры и направил Гермеса в подземный мир, чтобы он вернул Персефону.
Гермес спустился вниз, где обнаружил безутешную Персефону, так и не смирившуюся со своей судьбой. Она сидела на низком ложе рядом с Гадесом. Узнав, что Гермес пришел за ней, Персефона преисполнилась величайшей радости. Но, прежде чем она вошла в колесницу Гермеса, чтобы вернуться в верхний мир, Гадес дал ей съесть несколько семян граната.
Персефона утешила мать, и на землю пришла весна, неся новую жизнь. Снова зазеленели поля. Если бы Персефона ничего не ела в подземном мире, она могла бы остаться с матерью, как ни в чем не бывало. Но поскольку богиня съела данные ей Гадесом зерна граната, она теперь должна была проводить часть года – зимние месяцы – в подземном мире с его владыкой. Каждую зиму Деметра вновь предается печали об ушедшей под землю дочери, и всякое плодородие прекращается. Так Персефона стала царицей подземного мира.
Почти незримая нить, связывающая Гадеса и Диониса, бога экстаза, прослежена известным исследователем мифов Вальтером Ф. Отто в книге "Дионис – мифы и культ". Он цитирует строчку из Гераклита "Гадес и Дионис суть одно" и отмечает, что, когда Дионис отправился в подземный мир на поиски своей матери Семелы, он передал Гадесу мирт. Таким образом, мирт ассоциируется как с Дионисом, так и с царством мертвых. Карл Керени в книге "Элевсинские мистерии – архетипический образ матери и дочери" обращает наше внимание на то, что Дионис и Гадес нередко выступают в паре, что снова позволяет предположить взаимозаменяемость или связь между этими двумя божествами.
Изначально Дионис был богом растительности и плодородия. Поэтому культ этого бога связан с временами года, и, подобно Персефоне, Дионис должен часть года жить в подземном царстве. Поэтому его связь с Гадесом вполне естественна. Дионис претерпевает страдания, расчленение и возрождение, а также периоды безумия. В эти периоды он спускается в подземный мир – царство Аида.
Мертвецы обречены на вечное пребывание в подземном мире. Согласно представлениям греков, души усопших подобны теням этих же людей при жизни. Гадес – весьма унылое место. Большинство душ бродят по поросшему асфоделями лугу (асфодель – это цветок златоцветник). Немногие избранные населяют Елисейские поля, или элизиум – "острова блаженных". На самом дне подземного мира находится Тартар, где царит вечная тьма. Там подвергаются пыткам закоренелые грешники и томятся в заточении титаны.
Гадес ассоциируется не только с подземным миром, но и с дальним западом. Пытаясь отыскать рощу Персефоны, Одиссей отправляется на самый край земли, на дальний берег, никогда не озаряемый светом солнца, где находится вход в Гадес.
Мертвых провожает в подземный мир Гермес. Душе нужно иметь при себе мелкую монету, чтобы заплатить Харону – лодочнику, переправляющему мертвых через реку Стикс. Затем душа входит в подземное царство через врата, охраняемые трехголовым псом Цербером, который всех впускает, но никого не выпускает. Войдя в Гадес, душа предстает перед судьями – Миносом, Рамаданфом и Эаком.
Лишь немногие смертные, войдя в Гадес, сумели вернуться оттуда: Геракл приходил туда, чтобы забрать Цербера (один из 12 подвигов); Психея – чтобы получить от Персефоны мазь для сохранения красоты; Одиссей – чтобы побеседовать с тенью провидца Тиресия; Эней – чтобы отыскать тень отца. Однако некоторым смертным не удалось вернуться из подземного царства. Тесей и Пирифой спустились в царство мертвых, чтобы похитить Персефону, но Гадес пленил их и заковал в цепи забвения.
Как уже отмечалось выше, Гадес – это одновременно имя бога поземного царства и название самого этого царства. Соответственно, существуют два архетипа Гадеса: архетипическая модель личности и архетипическое царство. Важной определяющей характеристикой обоих этих архетипов является следующее обстоятельство: Гадес владеет шлемом, дающим невидимость, и таким образом представляет собой некое незримое присутствие. Он почти не выходит наверх и не знает, что происходит в мире смертных или на горе Олимп. Гадес живет в своем царстве рядом с тенями – смутными, бесплотными образами, подобными зримому эху некогда живших людей. Их можно представить себе как бесцветные голограммы. Но кроме того, Гадеса прозвали "богатым", ибо в его подземном царстве таятся несметные богатства.
Отшельник, удаляющийся в уединенное место, живет жизнью Гадеса – он не замечает и не интересуется тем, что происходит в мире. Возможно, он утратил то, что некогда имело для него значение, и теперь живет, подобно тени из подземного царства: механически выполняет повседневные действия, совсем не вкладывая в них душу, – особенно если он к тому же пребывает в состоянии депрессии. Он может превратиться в замкнутого Гадеса-параноика, – как миллиардер Говард Хьюджес в последние годы жизни. Хьюджес занимал целый этаж в собственном отеле в Лас-Вегасе, куда было позволено входить лишь строго ограниченному кругу людей. В окружении целой армии охранников, он фактически стал пленником собственного царства.
В молодости Хьюджес не проявлял асоциальных тенденций и вполне успешно пользовался масками, какие принято носить в обществе. Он владел крупной телекомпанией, авиалинией, занимался производством самолетов и нередко появлялся на публике под ручку с кинозвездами. Для Хьюджеса никогда не составляло труда ответить на традиционный вопрос, обращаемый к мужчинам: "Чем вы занимаетесь?" Мужчина-Гадес не способен вразумительно ответить на этот вопрос, поскольку он не обладает положением в обществе или богатством, – это мужчина без имиджа, что делает его невидимым в мире мужчин. Если у него нет семьи, он может жить один в комнатке дешевого отеля в трущобах любого большого города, где процветает проституция, порнография и торговля наркотиками, а на лестничных клетках спят бездомные. Эти районы в чем-то подобны подземному миру, как и сам такой мужчина подобен Гадесу.
Когда мужчина в силу склада характера или жизненных обстоятельств живет жизнью Гадеса, его участь может казаться окружающим весьма незавидной. Однако, если он здоров и его основные физические потребности удовлетворены, этот человек может быть вполне доволен своей судьбой. Возможно, он по натуре одиночка и не любит, когда на него обращают внимание и беспокоят.
Другой тип Гадеса-отшельника познал внешний мир и понял, что он предпочитает субъективное богатство внутреннего мира – это плутонов аспект Гадеса, аспект "богатства". Наша экстравертивная культура, делающая упор на продуктивности, не поощряет в людях склонность проводить время в одиночестве за "ничегонеделанием". Поэтому интровертного отшельника оценивают негативно или считают несколько эксцентричным из-за его склонности проводить слишком много времени в одиночестве. Это неприятие усугубляется тем, что он реагирует на людей, вещи или события внешнего мира весьма субъективно, – и эти его реакции в силу своей субъективности могут казаться окружающим довольно странными.
Однако многим людям "недостает" качеств Гадеса-отшельника (Плутона) – они не обладают свойственной этому архетипу способностью радоваться возможностям интровертивного взгляда на мир. Интроверты живут богатой внутренней жизнью, осознавая свои субъективные реакции на внешний опыт. Один из типов интроверсии (чувствующие интроверты – по психологической типологии Юнга) может проявляться через внутренние диалоги, видения или телесные ощущения.
Будучи частью психологической природы человека, Гадес способен очень обогатить личность. Гадес-отшельник в психике способен послужить источником творческого потенциала, который может проявляться в искусствах – нередко в визуальных искусствах. Творчество Феллини – особенно фильмы "Джульетта духа" и "8,5" – демонстрирует богатство и субъективизм этого внутреннего царства.
Гадес может также быть той частью психики человека, которая позволяет ему осознать свои субъективные реакции на людей, вещи и ситуации. (Подобным образом может функционировать и сон.) Например, один мужчина-Гадес, неожиданно встретив женщину, которая предала и оскорбила его два года назад, мысленно увидел яркую картинку: ее тело, утыканное ножами; на смену этому образу сразу же пришло отчетливое физическое ощущение, что в его сердце зияет дыра. Вместо враждебности, гнева и душевной боли он ощутил ряд чувственных образов – что-то вроде сна наяву.
С точки зрения внешнего мира, такая своеобразная реакция на людей, вещи или ситуации может даже самому этому человеку показаться искажением реальности. С очень раннего возраста люди с врожденной склонностью воспринимать мир именно таким образом приучаются не доверять своему восприятию, ибо оно не получает подтверждения со стороны окружающих. По возможности они отсекают этот аспект себя как неприемлемый и грозящий безумием, – таким образом, они отвергают то, что может быть источником богатства и глубины. Людям, в которых силен Гадес, необходимо прислушиваться к своему внутреннему миру.
Однако, если у человека недостает свойственной Зевсу способности объективно взглянуть на реальность и эмоциональной чувствительности, свойственной Посейдону (эти качества необходимы, чтобы уравновесить субъективность восприятия Гадеса), он рискует оказаться в эмоциональной изоляции и полностью погрузиться в свой мир.
Добрый Советчик – одно из имен Гадеса. В нем отражается один из потенциальных аспектов этого архетипа. Будучи источником субъективного знания, Гадес действительно может играть роль доброго советчика. Когда мы принимаем критические решения, нам обязательно следует заглянуть внутрь себя, ибо никто, кроме нас самих, не может определить субъективную ценность того или иного опыта. Объективно разумный выбор может не иметь для нас никакой ценности – это будет просто поверхностное действие, правильное с точки зрения окружающих. Разные люди по-разному определяют, какой выбор имеет реальное значение лично для них. Гадес помогает нам осознать свои чувственные ощущения, инстинктивные реакции, внутренние голоса и зрительные образы, что позволяет разобраться в собственной субъективной реакции на человека или ситуацию. Когда речь идет о действительно важных личных решениях в жизни, субъективный фактор имеет решающее значение. И здесь нам способен помочь Гадес.
Благодаря волшебному шлему Гадес мог оставаться невидимым, даже выходя на поверхность земли, – что характеризует человека с непроработанным имиджем. (Имидж – это внешняя оболочка нашей личности. Он состоит из внешнего вида, стиля одежды, образа действий, манеры поведения – того, из чего складывается первое впечатление о человеке.) К тому же, как властелин своего царства, он может сделать невидимым своего спутника.
Гадес – это архетип, управляющий глубинами внутренней жизни. Он не находит яркого выражения ни в эмоциях, ни в словах. Человек, в котором силен этот архетип, невидим в социуме. Окружающие не замечают таящихся под землей богатств и нередко чувствуют себя неловко в присутствии этого человека.
Гадесу, Зевсу и Посейдону принадлежат отдельные царства. Таким образом, каждый из них представляет собой ту или иную разновидность архетипа царя. Их характеры и царства сильно отличаются, – но у всех троих есть некая фундаментальная общность. Каждый установил власть над своей территорией, каждый нашел себе официальную супругу, и каждый представляет патриархальную фигуру (хотя у Гадеса нет детей).
Когда выбор Гадеса пал на Персефону, он не стал за ней ухаживать. Вместо этого он с позволения Зевса похитил и изнасиловал ее. И когда Персефона взывала к своему отцу о помощи, Зевс смотрел в другую сторону. Во многих склонных к инцесту отцах Зевс и Гадес сосуществуют, как доктор Джекилл и мистер Хайд.* В ипостаси Зевса такой мужчина бывает уважаемым в обществе человеком и авторитарным (нередко с патриархальными склонностями) отцом-кормильцем семьи. Однако Зевс внутри этого мужчины "смотрит в другую сторону, не обращая внимания на крики дочери", когда он же (в ипостаси Гадеса) насилует или соблазняет собственную дочь.
* Персонажи повести Стивенсона о раздвоении личности на положительную и отрицательную составляющие. – Прим. перев.
В подобной психологической ситуации Гадес представляет собой архетипическую тень отца – его порочную сторону, силы психики, побуждающие мужчину втайне посягать на дочь, которая не может от него сбежать. Он сам является отцом-насильником, увлекающим собственную дочь в подземный мир. Такое изнасилование является предательством по отношению к ее невинности; она больше никогда не будет юной девственницей, свободно гуляющей в безопасном солнечном мире; девушка становится пленницей его темного тайного мира, а позже нередко поселяется в собственном подземном мире.
Гадес-похититель может быть невидимым призрачным любовником – архетип, способный жить самостоятельной "жизнью" в психике женщины. Нечто подобное нередко наблюдается у детей: воображаемый друг. В жизни взрослой женщины он превращается в воображаемого любовника. Он проводит с ней время, беседует, пишет стихи, дает советы и обещания. Он становится ее единственным доверенным лицом, в результате чего женщина нередко отстраняется от мира – ей становится все труднее общаться с реальными людьми.
Не так редко обычные люди, чувствующие интроверты (по классификации Юнга), слышат голоса и звуки. Например, многие музыканты "галлюцинируют" музыку, и немало людей слышат внутренние голоса и видят видения. Предпосылками для создания воображаемого любовника является способность к живому внутреннему опыту, а также отсутствие значимых реальных взаимоотношений в жизни. Это может быть женщина с ограниченным кругом общения – в силу недостаточно привлекательной внешности и/или неумения общаться и робости.
"Гадес" похищает такую женщину, унося ее во внутренний мир, где она и общается со своим призрачным любовником. Это оказывает на ее жизнь такое же влияние, как оказали бы реальные тайные взаимоотношения: она отрезана от других людей. Как правило, такая женщина занимается какой-нибудь скучной работой, и окружающие ее почти не замечают.
У мужчины, который живет жизнью Гадеса-отшельника, тоже может быть воображаемая Персефона. Возможно, у нее даже есть реальный прототип – женщина, которой он любуется издалека, может превратиться в автономное "присутствие" в его внутреннем мире. Если черта между воображаемой и реальной женщиной в его сознании размоется, мужчина может совершить в отношении реальной женщины какие-нибудь безумные и неуместные действия.
Гадес (Аид) – это подземное царство, нижний мир, страна, куда отправляются после смерти души, но некоторые боги и смертные могут посетить это место на время – и вернуться обратно. Таким образом, Гадес представляет собой не только модель личности, но и архетип определенного места.
Когда похищенная Персефона оказалась в подземном мире и стала там пленницей, она впала в состояние, которое врач определил бы как депрессию. Она недвижимо сидела на месте, отказывалась от еды и питья и думала лишь о том, что больше никогда не увидит свет дня, не будет собирать цветы, не встретится с матерью. Между тем в ее отсутствие земля обратилась в пустыню, прекратился всякий рост.
Люди, погруженные в депрессию, чувствуют и ведут себя так же, как похищенная Персефона. Они ощущают, что отрезаны от всего, что имело для них значение; в их жизни царит эмоциональная серость. Иногда изменяется даже восприятие цвета, и мир кажется серым буквально. Эта разновидность депрессии, ассоциирующаяся с нисхождением во внутренний мир образов и голосов, подробно описана Джоанной Гринберг (под псевдонимом Хана Грин) в автобиографическом романе "Я и не обещала тебе сад, полный роз", где речь идет об отчуждении от реальности в подростковые годы.
Непродолжительные нисхождения в нижний мир случаются в жизни большинства людей едва ли не ежедневно. В такие моменты мы говорим: "Я словно в какой-то дыре оказался", – имея в виду, что нами овладело депрессивное настроение.
В юнгианской психологии определение "тени" имеет две составляющие. Тень включает в себя те аспекты нашей личности, которые мы либо не приемлем сами, либо считаем, что "окружающие подумают о нас плохо", если узнают об этих аспектах. Поэтому мы тщательно скрываем эти мысли, действия, мнения и чувства, – причем не только от других людей, но нередко и от себя. Во фрейдистском учении этой составляющей тени соответствует концепция ид, а в греческой мифологии – темный Тартар (та часть Гадеса, где томятся поверженные титаны и другие обидчики олимпийских богов).
Однако юнгианская идея о тени включает в себя также "позитивный" теневой материал: позитивный потенциал, находящийся где-то на границе сознания, – он пока еще не вышел на свет и пребывает как бы в тени. Этот материал соответствует подземным богатствам, которые ассоциируются с Гадесом.
Для греков Гадес был царством мертвых. Сюда спускаются души людей после смерти, чтобы вечно жить в облике призрачных теней или же испить воды из реки забвения (Леты) и снова родиться на земле, не имя никаких воспоминаний о прошлом существовании. Как архетипическое место, Аид представляет собой загробный мир, – что подразумевает существование души, переживающей смерть.
Медиумы, считающие, что они могут вступать в общение с душами умерших, работники учреждений для безнадежных пациентов и люди, практикующие ритуалы, призванные помочь душе перейти в иной мир, – все они выполняют функции вестника богов Гермеса, который перемещается между разными уровнями бытия и провожает души в Гадес.
Подземный мир также символизирует индивидуальное и коллективное бессознательное. Все, что человек забыл, содержится в его индивидуальном бессознательном: некоторые воспоминания могут быть возвращены в сознание незначительным усилием; другие, болезненные воспоминания, подверглись активному сокрытию или вытеснению. Однако все эти воспоминания "существуют" в царстве бессознательного, несмотря на то что мы не можем к ним обратиться.
Коллективное бессознательное представляет собой мир архетипов, или универсальных моделей человека, которые могут быть констеллированы, инициированы или пробуждены, если им дадут энергию определенные обстоятельства. Эти модели существуют в коллективном бессознательном на протяжении длительного времени, – они много раз воплощались в жизни людей, ныне давно умерших. В некотором смысле, снова и снова возрождающиеся архетипы представляют собой "тени" из подземного мира.
Главная проблема мужчины-Гадеса – адаптация. Сможет ли он, оставшись верным себе, приспособиться к внешнему миру? Его врожденные субъективные предрасположенности не находят поощрения в обществе. Наоборот, его оценивают по личностным стандартам, не имеющим с ним ничего общего. Обычно этому человеку приходится расти в чуждой для него культуре, и, если Гадес хочет найти место в этом мире, ему необходимо выйти далеко за рамки своего архетипа.
Интровертный ребенок, – а именно таков Гадес, – обычно не производит сильного впечатления на окружающих. Невидимость Гадеса проявляется рано, поскольку он не обладает ни сильной волей, ни бурным нравом своих братьев. Иногда он обращает на себя внимание своими "своеобразными" реакциями. На взгляд окружающих, он часто реагирует весьма неожиданно – особенно на новых людей и ситуации. Дело в том, что этот ребенок реагирует не на внешний образ человека, а на то, каким этот человек видится лично ему.
Например, ребенок знакомится с новой няней или впервые встречается со своей бабушкой. Вместо того чтобы ответить на улыбку седовласой женщины, этот малыш может в тревоге отшатнуться и заплакать, поскольку она пробуждает в нем неприятные чувства или он замечает что-то пугающее в ее лице, – хотя другие люди видят самые заурядные черты.
Даже если маленький Гадес не делает ничего из ряда вон выходящего, он предпочитает воспринимать и впитывать опыт, а не реагировать на внешние раздражители. Поэтому, пока он совсем маленький, его считают застенчивым, а когда немного вырастет – серьезным и сдержанным. Такая замкнутость – особенно в мальчике – обычно встречает негативную оценку окружающих. Как правило, мальчик-Гадес с самого детства не получает такого одобрения, как общительные экстравертные дети. Его самооценка развивается с трудом, в лучшем случае – замедленно. Нередко у такого ребенка складывается негативное самоощущение.
С родителями некоторых типов отношения у мальчика-Гадеса складываются исключительно сложно. Гадес не соответствует общепринятым представлениям о том, каким должен быть мальчик, вследствие чего и он, и его родители чувствуют себя отвергнутыми и непонятыми.
В личности Гадеса есть некоторые аутические черты, проявляющиеся довольно рано. Он может расстроиться в силу каких-то субъективных чувств или впечатлений, – а окружающие совершенно не понимают, в чем дело. Это вначале сбивает с толку, а затем злит многих матерей.
Взаимоотношения с отцом нередко складываются еще сложнее. Довольно неблагоприятное сочетание – экстравертивный отец (особенно если для него интроверт значит "плакса"), рубаха-парень, который любит побалагурить с приятелями и сразу же покупает новорожденному детский бейсбольный набор, и его серьезный, замкнутый сын. Отец надеялся, что сынишка пойдет в него, станет его гордостью и младшим другом. Он хотел стать для сына тренером и товарищем по играм. А ребенок-Гадес не дает возможности осуществить эти мечты. Более того, если отец надеялся, что сын станет его гордостью, тогда гнев (гневливость – оборотная сторона этого дружелюбного характера) может выплескиваться на ребенка, не оправдавшего его ожиданий.
Таким образом, мальчик-Гадес может ощущать, что внешний мир не приветствует его таким, какой он есть, а это заставит его искать убежища во внутреннем мире. В любом случае, мальчик-Гадес не тяготится одиночеством и даже любит оставаться наедине с собой – или, возможно, в компании воображаемого друга. Начиная с детсадовского возраста, этому мальчику досаждает стремление окружающих втянуть его в общение. Нередко он глубоко разочаровывает мать, которая пытается воплотить свой воспитательский потенциал и хочет, чтобы ребенок зависел от нее и был отзывчивым. При этом ребенок получает сигнал, что быть таким, какой он есть, не вполне нормально.
Ему живется хорошо, если родители уважают его индивидуальность и понимают, что склонность к уединению – это его сильная черта, а не отклонение. Но даже в таком случае обычно никто не помогает ему разобраться в субъективных переживаниях, и он должен либо сам учиться интерпретировать свой опыт, либо подавлять субъективные реакции.
Например, если ребенок видит ауры вокруг людей, он приходит в замешательство, когда осознает, что остальные ничего подобного не видят, – и он может так никогда и не связать видимые им цвета с объективной информацией о данном человеке. Или же, если ребенок ощущает некоторое давление в области солнечного сплетения в определенных ситуациях, он может подумать, что просто немного приболел, – и никогда не поймет, что он на самом деле способен физически ощущать некоторые влияния.
Хотя возможно, что родители просто не в состоянии помочь мальчику-Гадесу разобраться в этих субъективных ощущениях, они в силах помочь сыну адаптироваться к миру, где он живет. Они могут проявить по отношению к нему терпение, поощрять его к развитию собственных склонностей и в какой-то степени направлять – в общем, применять подход, подобный тому, который используется при воспитании детей, принадлежащих к другой культуре или детей с физическими дефектами. Благодаря любви и поддержке такой ребенок может вырасти уверенным в себе и вполне подготовленным к жизни в мире. Но этого не произойдет, если высмеивать его за субъективные реакции и непонимание некоторых вещей, – в ответ он просто замкнется в себе. Стандартное образование тоже очень полезно для его психологического развития, поскольку способность к объективному рассудочному анализу может стать хорошим противовесом его субъективному восприятию. И если близкие любят его и позволяют выражать себя свободно, он учится доверять людям. Это не стандартный ребенок, и он требует особого подхода.
Гадес-подросток идет не в ногу со временем и попадает впросак, когда пытается жить в одном ритме с ровесниками. Ему не понятно, откуда другим известны новейшие веяния моды, он не умеет "правильно" выбирать одежду и не попадает на "нужные" вечеринки, даже если его туда приглашают. Если ему удалось развить в себе экстравертивные качества, позволяющие "сносно" общаться, и при этом он не боится оставаться собой, то к этому возрасту юноша-Гадес успевает осознать, что не похож на других и предпочитает одиночество обществу большинства людей. Вероятно, у него уже есть один или двое друзей – а больше ему и не нужно.
Для того чтобы поступить в колледж или найти работу, этому молодому человеку необходимо развить в себе другие архетипы. Учеба способствует пробуждению таких качеств, как способность к рациональному мышлению и объективному восприятию действительности (Аполлон), а также овладению искусством письменной и устной речи (Гермес). Оба бога помогают юноше стать более экстравертивным. Однако, если Гадес слишком преуспевает на этом пути и старается соответствовать ожиданиям окружающих, это для него нехорошо: такой молодой человек может преуспеть в своей профессии, но есть риск, что работа не будет приносить ему радость.
Для того чтобы связать внешний и внутренний миры, ему важно обнаружить у себя основанный на внутреннем опыте интерес к какому-либо делу. Такой интерес позволяет Гадесу найти себя во внешнем мире и заработать на жизнь занятием, которое значимо лично для него.
Слабости этого архетипа включают отсутствие честолюбия, неумение общаться и нежелание работать над своим имиджем. Если этот молодой человек не разовьет в себе помимо Гадеса другие архетипы, он может оказаться "на обочине" в старших классах школы и в дальнейшей жизни. Нередко такому человеку после школы удается найти лишь неквалифицированную работу с минимальной оплатой. Как правило, он очень серьезно относится к любому делу, за которое берется. Часто Гадес занимается монотонной нетворческой работой, поскольку его "настоящая" жизнь все равно проходит внутри.
Если в мужчине-Гадесе также хорошо развит Гермес (архетип вестника, который путешествует между мирами, перенося информацию и проводя души в подземный мир), тогда он может выносить богатства своего внутреннего мира в мир внешний. Взаимодействие этих двух архетипов очень благотворно для работы кинорежиссеров, психологов, литераторов, людей, работающих с умирающими, теологов и т. п. В данных областях человек с этими архетипами может обнаружить, что у него есть особые способности, позволяющие делать важное дело, которое ему к тому же нравится.
Гадес не мастер знакомиться с женщинами во время светских раутов. Этот мужчина остается невидимкой на подобных мероприятиях, сколько бы тепла и обаяния он ни излучал. Искусство флирта и ритуалы ухаживания чужды его характеру, и он либо осуществляет их крайне неловко, либо вообще обходится без них. Чаще всего мужчина-Гадес либо имеет весьма скудный опыт общения с женщинами, либо они отвергают его.
Однако, подобно Данте, который, однажды увидев Беатриче, вдохновился на написание "Божественной комедии", Гадес может долго находиться под глубочайшим впечатлением от едва знакомой реальной женщины. Кроме того, Гадес способен на глубочайшее "партнерство душ" с женщиной, – когда двое щедро делятся друг с другом богатствами внутреннего мира. В таком случае этих людей, как правило, сводит судьба, – ибо слишком ничтожны шансы, что они станут активно искать друг друга.
Потерпев неудачу в общении, он может вести жизнь отшельника, практически не контактируя с женщинами.
Замкнутому, даже скрытному Гадесу неведом дух мужского товарищества. Он не чувствует себя частью группы и нередко живет жизнью одиночки. Другие мужчины оставляют его в покое. Есть в этом человеке что-то такое, что защищает его как от насмешек, так и от навязчивых попыток вовлечь в свою компанию. Принадлежность к компании мальчишек не имеет для юного Гадеса никакого значения, – и это лишает их такого инструмента воздействия на него, как бойкот. В его ориентации на внутренний мир есть некая сила. Он "не такой, как все", – но это не побуждает окружающих видеть в нем жертву. Те немногие друзья, которые могут быть в жизни Гадеса, должны непременно глубоко проникнуть в его мир, – и нередко им приходится долго и подробно беседовать с ним о его мировосприятии.
Сексуальность Гадеса имеет исключительно широкий спектр проявления. Ему проще, чем мужчинам других типов, дается монашеское воздержание. Нередко он ведет отшельнический образ жизни, даже не давая обета. Однако, если душевная связь с той или иной женщиной перерастет в половые отношения, это становится для него исключительно сильным опытом – сродни инициации, – включающим в себя, наряду с чувственными ощущениями, богатые и многогранные внутренние переживания. В результате он может подключиться к экстатическому потенциалу Диониса.
Однако могут в его жизни возникнуть и отчетливые параллели с половой историей Гадеса – бога, похитившего и изнасиловавшего Персефону. Есть в мифологии и другой сюжет – о том, как Гадес воспылал страстью к Мяте, но прежде, чем он успел осуществить свои амурные планы, женщина превратилась в растение. Та же история произошла и с Люцией (она превратилась в тополь). Таким образом, половые отношения сложились у Гадеса только с Персефоной, которую он похитил, а затем женился на ней. Зевс и Посейдон не раз насильно овладевали женщинами, но их за это никто не упрекает, а дурная репутация закрепилась только за Гадесом. В жизни нередко получается так же, как в этих мифах, ибо половое насилие в браке и в период ухаживания, инцест, половые домогательства по отношению к подчиненным женщинам – дело весьма распространенное среди наделенных властью мужчин. Им это обычно легко сходит с рук, если женщина зависит от них, а также не обладает особым весом в обществе и властью. Но, если то же самое сделает мужчина-Гадес, существует большая вероятность, что его разоблачат и осудят, – ибо он, как правило, не обладает особым могуществом. При этом он нередко становится жертвой собственного богатого воображения: нафантазировав отношения с реальной женщиной, он затем домогается ее, безосновательно решив, что она хочет половой близости с ним. Его действия вследствие такого заблуждения чаще всего оказываются совершенно неприемлемыми, и сама женщина или кто-то из ее знакомых может сделать их достоянием гласности.
Если Гадес полюбит женщину и она ответит ему взаимностью, он охотно вступит в брак. Подобно Зевсу и Посейдону, Гадес стремится к семейной жизни, стабильности и порядку. Брак оказывает на его жизнь решающее воздействие. Неженатый Гадес становится одиночкой, аутсайдером, возможно, отшельником. Имея жену и детей, он обретает принадлежность к семье, а через семью – и к обществу. Жена берет на себя роль посредника между интровертивным мужем, который нередко закрыт ото всех, и окружающими. Нередко она же налаживает его связь с детьми.
Если такой мужчина принадлежит к большой и разветвленной патриархальной семье в рамках закрытой этнической общины, родня может "устроить" ему брак с молодой сексуально неопытной женщиной. Таким образом, эту женщину "похищают" для заключения брака с Гадесом, – поскольку она недостаточно свободна, чтобы сопротивляться сватовству.
Хотя у греческого бога Гадеса детей не было (единственный первостепенный бог без потомства), мужчина-Гадес вполне может стать биологическим отцом. Типичный Гадес становится достаточно угрюмым, невеселым отцом патриархального типа. Он требует от детей хорошего поведения и почтительности и не может научить их добиваться успехов в мире.
Мужчина-Гадес, которого любили в детстве, тоже любит своих детей, однако он скуп на внешние проявления чувств. Дети должны сами ощутить исходящие от него эманации (и, как правило, им это удается). Нередко он делится с детьми богатствами своего внутреннего мира и поощряет в них развитие воображения. Пока дети совсем маленькие, он делает это с помощью книг с картинками, а когда подрастут – рассказывает им о своем мировосприятии. Чаще всего он общается один на один. Если его ребенок тоже интроверт, то он может с удовольствием проводить с отцом время в комфортном молчании. Более экстравертивный ребенок разговаривает и действует, находя в отце-Гадесе восприимчивого слушателя и зрителя.
В средние годы жизнь мужчин-Гадесов складывается очень по-разному. В гораздо большей степени, чем у представителей остальных архетипов, его жизнь зависит от внешних обстоятельств и – что важнее – от развития других архетипических схем.
"Чистый Гадес" – это одиночка, живущий в своем внутреннем мире. В середине жизни, при отсутствии семьи и умения приспосабливаться к внешнему миру, он может проводить в своих подземных чертогах все время. Он превращается в нелюдима, живущего в номере дешевого отеля; или в постоянного пациента психиатрической лечебницы, полностью погруженного в свой внутренний мир; или в монаха (например, становится членом ордена траппистов, соблюдающих обет молчания).
Если мужчина-Гадес работает и пользуется уважением дома и в обществе, тогда, скорее всего, он является главой стабильной патриархальной семьи. Если этот мужчина пошел по пути развития интеллекта, он может стать ученым в какой-нибудь сфере, предполагающей богатую внутреннюю жизнь. Если же он научился выражать себя в изобразительном искусстве или литературе, то его творчество оказывается глубоко субъективным.
Если значимые и прочные взаимоотношения с близкими людьми и работа способствуют развитию в Гадесе также других архетипов, возможно, кроме внутреннего мира он обретет и царство эмоций, а также царство ума и воли. Однако мужчина, в ком архетип Гадеса не является главным или значительным, не может естественным образом близко познакомиться со своим внутренним миром. И многие мужчины действительно с этим миром совсем не знакомы – особенно те, кому в первой половине жизни удавалось легко решать задачи в мире внешнем. Поэтому Гадес, которому удалось адаптироваться к внешнему миру, к середине жизни оказывается полнее включенным в три вышеупомянутые сферы, чем большинство мужчин.
Ситуация, установившаяся в жизни мужчины-Гадеса в средние годы, скорее всего сохранится и в более позднем возрасте. Благодаря знакомству с внутренним миром снов и образов, а также тесной связи с коллективным бессознательным, он нередко не боится приближающейся смерти. Психоаналитик-юнгианец Джейн X. Уилрайт, описывая психологию умирающей женщины в книге "Смерть женщины", отмечает, что во сне наша психика не ведает страха перед смертью. В связи с этим она подчеркивает ценность интенсивной психологической работы со сновидениями перед лицом смерти.
Если процесс умирания длится достаточно долго, человек неизбежно утрачивает связи с внешним миром. Эмоциональные связи с событиями, людьми и вещами ослабевают. Умирающий погружается в свой внутренний мир. Человек уподобляется мужчине-Гадесу (или Гадесу в женщине), который замкнут от природы и чувствует себя более уютно в подземном царстве, чем во внешнем мире. Возможно, подобные процессы происходят в психике людей, находящихся на поздних стадиях болезни Альцгеймера или в коме. Не погружаются ли они во внутренний мир зрительных, слуховых и тактильных ощущений Гадесова царства? Возможно даже, они встречаются с "тенями" людей, умерших до них... во всяком случае, умирающие нередко рассказывают о таком опыте.
Психологические проблемы, преследующие мужчину (или женщину) с чертами Гадеса, обусловлены интровертивным субъективным взглядом на мир.
Нередко, подобно богу, который почти никогда не покидал свое царство, а если и покидал, то надевал шлем-невидимку, мужчина-Гадес постоянно остается невидимым, поскольку он либо избегает людей, либо не проявляет себя. Кроме того, ему просто безразлично, что происходит в мире, – поэтому он не интересуется спортом, модой, политическими новостями, а также сплетнями, которые циркулируют на всевозможных вечеринках и пикниках. Да и в любом случае, его реакции, как правило, субъективны и кажутся окружающим весьма своеобразными, – так что он предпочитает оставаться тихим и невидимым, чтобы не прослыть странным.
У Гадеса есть предрасположенность к одиночеству. Если обстоятельства и люди поощряют его склонность не доверять окружающим и считать себя неприспособленным к миру, где царит конкуренция, он склонен уходить в себя. Он не раскрывает свое мировосприятие и реакции. В его жизни присутствует некая эмоциональная пустота, отсутствие взаимоотношений и эмоциональной непосредственности. Окружающие даже не пытаются нарушить его уединение, поскольку он молчаливо дает им понять или даже говорит вслух: "Оставьте меня в покое!" Как одиночка, он может жить в закрытом ото всех внутреннем мире, – жить шизоидной жизнью, основанной на устойчивом, но ограниченном психологическом беспорядке.
Мужчина-Гадес в мире, принадлежащем Зевсу, сталкивается с теми же трудностями, что чернокожий в мире белых. Чернокожий в мире белых не находит позитивного образа себя. Его считают неполноценным, он всегда остается аутсайдером и объектом проецирования негативных теней. Подобная динамика господствует и в психологическом мире. Если принять данное Юнгом описание психологических типов и согласиться с его наблюдением, что "низшие" функции в большинстве случаев недооцениваются и противопоставляются более осознанным, активно используемым "высшим" функциям, – тогда можно сказать, что в патриархальном индустриальном мире Запада Гадес представляет "низшие" функции. В этом мире ценятся непреложные факты, объективная реальность, логическое мышление. В этом мире вознаграждается способность карабкаться наверх, успешно бороться за статус, власть, богатство. Поэтому у Гадеса нередко развивается ощущение собственной неполноценности, заниженная самооценка, недостаточная уверенность в себе, – ведь он не соответствует "стандартам", определяющим, каким должен быть мужчина.
Слабая продуктивность в данной культуре тоже служит причиной низкой самооценки. Трудно конкурировать в чужой стране, – а здесь ситуация эквивалентна. Доминирующая, сориентированная на конкуренцию экстравертивная культура чужда мужчине-Гадесу. Однако даже в чужой стране можно выучить язык, адаптироваться к иной культуре и неплохо устроиться. И все же в таких случаях за успехом нередко скрывается подспудное чувство собственной неполноценности, потребность в постоянном самоконтроле и ощущение, что ты не тот, за кого себя выдаешь.
Гадес отрезан от царства эмоций. Нам всем приходится приобщиться к миру объективной реальности и рационального мышления – хотя бы потому, что этого требует от нас начальное школьное образование. Нам всем приходится изучать язык этого мира. Однако "эмоциональная безграмотность" вполне допускается в обществе. Никто не требует, чтобы мы учились разбираться, что чувствуют окружающие и почему. И если нам трудно разбираться в своих и чужих чувствах, никто не воспринимает это как вопиющий пробел в образовании, который необходимо обязательно заполнить. Такие способности либо даются от природы, либо приходят через близкие эмоциональные отношения с другими людьми, – а у Гадеса нет врожденной предрасположенности ни к тому, ни к другому. Отсюда – проблема эмоциональной бедности, которая усугубляет хроническую вялотекущую депрессию (к которой склонны многие мужчины, но Гадес – в особенности). К тому же субъективный невербальный мир Гадеса связан с правым полушарием мозга, а этому полушарию вообще свойственны пессимистичные настроения.
Интровертивное восприятие окрашено субъективными влияниями. Такова его природа. В оптимальном случае человек владеет как объективным, так и субъективным восприятием – умеет точно воспринимать явления внешнего мира, а затем проявлять субъективную внутреннюю реакцию, способствующую наиболее полному переживанию данного опыта. (Точность и объективность означают способность видеть вокруг себя то, что на коллективном уровне принято считать "реальностью".)
Однако на фоне недоверчивости и склонности к уединению субъективное восприятие может перерасти в патологически искаженное и оторванное от реальности видение мира. В таком случае к Гадесу рано или поздно вполне могут приехать "люди в белых халатах", чтобы отвезти на психиатрическое обследование. Произойдет ли это, зависит не от степени искаженности его мировосприятия, а от того, насколько активно он следует этому мировосприятию (что он говорит, что делает и насколько это влияет на окружающих), и от того, есть ли рядом люди, достаточно внимательные и сильные, чтобы вмешаться и помочь ему.
Нарколепсия – это состояние, когда на период бодрствования накладываются периоды быстрого сна. Иногда человек видит сны наяву, и это является довольно тревожным симптомом. Чаще же человек просто засыпает в самых разнообразных ситуациях, включая эмоционально напряженные моменты. Такое впечатление, что сон (Гадес) тихонечко подбирается к своей жертве, похищает ее и уносит в свое царство.
Подростки и взрослые люди, страдающие от нарколепсии, могут обнаружить, что в их бодрствование вторгаются сны. Например, во время беседы человек может периодически входить в состояние сновидения, включающего яркие обонятельные, осязательные, зрительные и слуховые ощущения, и выходить из этого состояния. Это точно такие же сновидения, какие бывают, когда мы спим, но, если человек галлюцинирует во время бодрствования, это внушает определенное беспокойство.
Фантазия и активное воображение – добровольные состояния, в которые можно войти по желанию, как и выйти из них. Возможность добровольного доступа к подобным состояниям дают психоделические вещества. Каждую ночь, отправляясь в постель, мы входим в мир теней, даже если не помним своих снов после пробуждения. Некоторые люди видят сны при не полностью выключенном сознании – они не просто помнят свои сновидения, но осознают, что спят, могут сознательно влиять на ход сновидения и при желании проснуться. Размышляя о чем-то или запуская свободные ассоциации, мы тоже входим в это царство. И если мы впускаем любой опыт внутрь себя, – как это свойственно интровертам, – значит, царство Гадеса хорошо нам знакомо. Возникают ли у нас проблемы с этим царством, зависит от того, когда и где мы в него погружаемся, как глубоко уходим, осознаем ли происходящее и можем ли по собственной воле вернуться в мир объективной реальности.
Проблемы для окружающих, которые может, следуя своей природе, создавать Гадес, обусловлены тем, что он живет в своем внутреннем царстве, а все остальные – снаружи. Его психическая энергия (или либидо) направлена внутрь. А близкие ему люди хотят, чтобы часть этой энергии направлялась наружу – на взаимоотношения и дела мира. Они хотят от Гадеса, чтобы, по меньшей мере, он рассказывал, что происходит в его царстве. Особенно сложно любить человека с натурой отшельника экстравертам, ибо, когда интровертивный супруг или ребенок замыкается в себе, экстраверты склонны считать, что он на них обиделся. Создающаяся при этом напряженность вкупе со склонностью противоположных полюсов притягиваться может заставить Гадеса выйти из своей раковины – или же, наоборот, его партнер тоже станет более интровертивным и нелюдимым.
Мужчина-Гадес останется в изоляции, если не разовьет в себе также другие архетипы. Для того чтобы стать видимым и доступным, ему необходимо выработать свой особый имидж и найти возможности выражать свой внутренний опыт.
Имидж (persona) – это лицо, которое мы демонстрируем миру. Латинское слово persona означает "маска" (маска, которую надевал актер на сцене, чтобы зрители могли легко узнавать, какого персонажа он играет). Имидж – это способ подать себя – первое впечатление, которое мы производим на окружающих. Мужчина-Гадес, больше живущий во внутреннем мире, чем во внешнем, должен разработать себе имидж сознательно и обдуманно. Поскольку легкая беседа, позволяющая незнакомцам почувствовать себя друг с другом уютно, не дается Гадесу сама собой, ему следует заранее обдумывать, о чем говорить при встрече с людьми и какое он хочет производить на них впечатление. Хорошо сработанный имидж – как одежда – должен соответствовать ситуации, а также подходить данному человеку. Гадесу нужен такой имидж, который сделает его видимым и доступным для окружающих.
Мужчине-Гадесу необходимо найти себе восприимчивую женщину, которая сможет быть посредником между ним и миром. Такой мужчина может постепенно раскрыться и поделиться своим мировосприятием с окружающими, – но вначале необходимо, чтобы он хоть немного открылся. В этом ему помогает "Персефона" – либо реальная женщина, либо его анима – то, что Юнг определяет как фемининный аспект мужчины, через который он проявляет кротость, эмоциональность, чувствительность. Эти качества смягчают мрачные аспекты Гадеса и делают его более доступным.
Гермес – единственный бог, который легко входил в царство Гадеса и покидал его. Как вестник богов и психопомп (что означает проводник душ), Гермес передавал послания из мира в мир и провожал души в Гадес. Он же спустился в подземное царство, чтобы забрать оттуда Персефону. Одна из отличительных черт Гермеса – способность являться внезапно (так приходят к нам интуитивные озарения). Кроме того, он знаменит остроумием и красноречием. Когда Гадес и Гермес присутствуют в психике одновременно, Гермес является тем посредником, при помощи которого человек может понять и передать другим образы гадесового подземного мира. Именно это сделал К. Г. Юнг, описывая архетипы коллективного бессознательного. Читая Юнга и других психоаналитиков (юнгианцев) или таких поэтов, как Т. С. Элиот, мужчина может научиться у них отображать богатство своего внутреннего опыта, – при этом активизируется Гермес внутри него.
Мужчина, в ком от рождения доминируют интровертивные черты Гадеса, обычно обладает талантом развивать в себе другие архетипы, что дает ему прекрасную возможность роста. Получая обязательное образование, он приобретает качества Аполлона. Развитию этого архетипа способствует жизнь в линейном времени – необходимость следовать распорядку, мыслить научно и рационально объяснять причинно-следственные связи. Кроме того, в средней школе нас учат облекать идеи в слова – качество, свойственное Гермесу. Если Гадес любит кого-то или любим, это дает ему также возможность освоиться в царстве эмоций.
Мужчина-Гадес, узнавший себя на этих страницах и осознавший, что в силу неблагополучных семейных обстоятельств он слишком ушел в себя, может вырасти за пределы архетипа Гадеса – даже в зрелом возрасте. Для начала нужно просто твердо решить это сделать. Затем – набраться смелости, чтобы выйти за пределы своего безопасного, но замкнутого мира. Возможно, для начала ему будет полезно записаться на собрания общества "Взрослые дети алкоголиков" (распространенный компонент неблагополучной семьи). В такой группе можно долго просто слушать других членов, сопоставляя их опыт со своим, и лишь потом вступить в общение с кем-то из участников. Гадес может решить для себя отныне отвечать на попытки общения, предпринимаемые сотрудниками. Можно также обратиться к психотерапевту. Если человек осознает, что проводит слишком много времени во внутреннем мире, он может структурировать время так, чтобы больше сосредоточиться на мире внешнем, – например, пойти на какие-нибудь курсы, чтобы приобрести новые знания и навыки или развить и углубить уже имеющиеся.