varvar.ru: Архив / Тексты / Акимова / Гомеровский эпос: миф и ритуал |
Варварские тексты: Акимова Людмила Ивановна. Гомеровский эпос: миф и ритуал
"Илиада" обросла многими новыми смыслами, но в ней можно вычленить древнее ядро. Заморский царевич Парис (т.е. царь потустороннего, подводного мира, "Трои") похищает земную красавицу, жену спартанского царя Менелая, во всём подобную богини любви Афродите, и по наущению этой коварной богини. А отместку брат Менелая, царь Микен Агамемнон, снаряжает в поход всех доблестных греческих воинов - начинается Троянская война. В поэме женщину спасает мужчина (в коллективном образе "ахейских воинов") - это новая, патриархальная версия сюжета. Старая, матриархальная связана с нереидой Фетидой, древней морской богиней, которую "оскорбили" Зевс и Посейдон, жаждавшие брака с ней, но боявшиеся предсказания о могучем сыне, который мог свергнуть с трона отца и установить новый космический порядок. Вот почему олимпийцы отдали Фетиду за смертного мужа Пелея. Тема "унижения женщины" - её похищения - тоже новая, близкая теме похищения Елены Парисом или похищения Коры Плутоном, которое станет для греков метафорой смерти.
Фетида мстит за своё "унижение" в лице богини вражды Эриды. Последняя на свадьбе Фетиды бросает в зал для пирующих яблоко с надписью "Прекраснейшей". За него спорят три олимпийских богини - Афина, Афродита и Гера, а Зевс велит Гермесу, богу, знавшему путь в преисподнюю, отвести их на суд к её владыке Парису. Парис присудил яблоко Афродите, царице водного мира. Суд красоты, как и любой другой суд, - вариант исходного загробного суда. Мужчина судит женщин - ноавя черта, в других древних мифах происходит наоборот. [Так, на египетском загробном суде вершит суд, пожирает сердца неправедных женское чудище Аммат - в имени сохраняется древний корень -ма- (мать).] Но в обновлённой версии сложным образом и подспудно реставрируется старая: Фетида достигает цели. Как водная богиня, Фетида олицетворяет заморскую, т.е. подводную, Трою, сливаясь с её защитницей Афродитой (своей обновлённой олимпийской ипостасью). Богиня-мать завлекает в "город" обидчика-супруга - старого солнечного бога. Он прибывает в водяное царство (Трою) из мира жизни (Эллады). Это Патрокл ("Слава отца"), центральное место которого в "колективном образе" ахейских воинов отмечено значимостью его похорон: они составляют кульминационный момент "Илиады".
Но за смертью следует новый этап - умерший возрождается в сыне. В "Илиаде" его представляет сын Фетиды Ахилл - он подготовит разрушение Трои, убив её главного защитника Гектора, и тем самым "отделит себя" от водной матери. Во всех версиях мифа Ахилл погибает и роль сына возлагается на другую фигуру, например Филоктета, убийцу Париса. Но в мифоритуальном смысле ничего не меняется: сын означает победу и новый жизненный цикл.
На этом фоне многовековых размышлений о смерти и жизни в период Тёмных веков проявляется ряд необычных, даже экстраординарных черт. В "Илиаде" огромное место занимает описание обряда кремации: как для Патрокла кладут костёр, как доставляют для него спиленные стволы деревьев, как приносят в жертву двух из девяти собак, выросших при столе покойного, а также четырёх лошадей и двенадцать пленных троянских юношей, как призывают ветры для возжигания костра, как потом заливают его вином и собирают уцелевшие кости. Все детали обряда, включая жертвоприношение Ахиллом локона собственных волос (т.е. своей головы - он символически умирает вместе с отцом, они одной крови), выписаны с особой тчательностью. Смысл кремации заключается в необходимости разделения духа и тела: бренное тело остаётся в земле, и все смертные части его уничтожены - остаются только нетленные кости, а бессмертный дух возносится с дымом костра в небеса. Разделяются две части мира, две части человеческой субстанции - материальная остаётся внизу, в земле, у матери, а нематериальная уходит в выси к отцу.
Таков обряд погребения героя. Герой у греков - это сын бога и земной женщины или сын богини и её смертного супруга, но теперь понятие героя получает и современные черты: самоотверженный воин, преданный делу и отечеству, который достоин "космического" погребального действа.
Духовное, небесное и отцовское приобретает теперь особый смысл, и обряд кремации его специально акцентирует. Не случайно в поэме главным организатором похорон Патрокла выступает Ахилл - его друг, хотя по возрасту и смыслу сын. Древние материнские плачи, Фетиды с нереидами, Брисеиды и пленных троянских женщин, отодвинуты на второй план ритуальным плачем Ахилла. Оплакивая друга, Ахилл произносит поразительные, невозможные для микенского грека слова, утверждая, что Патрокл для него дороже родного отца и сына.
"Илиада" живописует, как тень непогребённого Патрокла является к спящему Ахиллу с просьбой о совершении должного погребения, ибо она не может попасть в Аид, оставаясь между двумя мирами. Разговор с душой покойного в древней литературе имеет долгую традицию. У истоков её стоит беседа Гильгамеша с Энкиду в шумеро-вавилонском эпосе о Гильгамеше (песнь XII). Гильгамеш нисходит в преисподнюю, чтобы вопросить покойного друга о том, что там, в мире ином, каков "закон земли великой"? Энкиду, погибший до срока из-за богини Инанны, жалуется на судьбу, отмечая, что в преисподней благая жизнь предназначена только тем, кто "был убит на поле в сраженье":
Друг твой, кого ты касался,
С кем веселилось сердце,
Как старое платье, едят его черви,
Тело его наполнено пылью.
Энкиду скорбит о разложении тела, Патрокл заботится о спасении духа, и выход его души к живому Ахиллу - процесс обратный тому, что наблюдается у Гильгамеша с Энкиду. Патрокл просит о необходимости отделения его души от тела, прекращения хаотического состояния в мире.
Кроме того, Ахилл удивляет ещё одним экстраординарным шагом. Говоря о погибшем друге, он восклицает:
............... не забуду его, не забуду, пока я
Между живыми влачусь и стопами земли прикасаюсь!
Кажется, он протестует против старинных догм - обычаев родового строя с его почитанием кровно-родственных связей, с его вещным мышлением: всем умершим в могигу обычно клались дары - залог воскрешения, как воплощение возраждающей силы (богини-матери). Сейчас это всё иссякает. В могилах совсем немного даров, и они не такие роскошные. Залогом возрождения становится память - идеальная и неощутимая, но более прочная и долговечная, потому что её нельзя истребить. И потом, она существует в мире живых, а не под землёй. Вскрик Ахилла можно понимать как знак отчаяния по поводу умирания старых традиций. Но в то же время это и знак горячей, трогающей душу любви.
Итак, кровные узы уступают место некровным, человек впервые завоёвывает для себя статус отдельного, особого существа в социуме, материальная сторона обряда уступает место воображению и памяти, а духовное начинает отделяться от телесного и постепенно доминировать над ним. Это черты, появляющиеся синхронно как в погребальном обряде Тёмных веков, так и в гомеровском эпосе, - новые, не существовавшие ранее. Они первыми ложатся в фундамет будущей эллинской культуры.
Источник: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Геометрика и архаика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 25-30