Варварская энциклопедия: Одиссей

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Лука Камбьязо. Возвращение Одиссея. Около 1565. Princeton University Art Museum, Laura P. Hall Memorial Collection

Лука Камбьязо. Возвращение Одиссея. Около 1565. Princeton University Art Museum, Laura P. Hall Memorial Collection
Бартоломеус Шпрангер. Одиссей и Цирцея Бартоломеус Шпрангер. Одиссей и Цирцея
Яспар де Исаак. Цирцея превращает спутников Одиссея в свиней Яспар де Исаак. Цирцея превращает спутников Одиссея в свиней
Якоб Йорданс. Одиссей в пещере Полифема. 1630-ые годы. Москва, ГМИИ Якоб Йорданс. Одиссей в пещере Полифема. 1630-ые годы. Москва, ГМИИ
Саломон де Брай. Одиссей и Цирцея. 1650-55. Частная коллекция Саломон де Брай. Одиссей и Цирцея. 1650-55. Частная коллекция
Сальватор Роза. Одиссей и Навзикая. Государственный Эрмитаж Сальватор Роза. Одиссей и Навзикая. Государственный Эрмитаж
Джованни Паоло Панини. Цирцея, принимающая Одиссея на пиру. 1718-1719, 129х161, Музей Ринглинга Сарасота Джованни Паоло Панини. Цирцея, принимающая Одиссея на пиру. 1718-1719, 129х161, Музей Ринглинга Сарасота
Иоганн Генрих Фюссли. Одиссей между Сциллой и Харибдой. 1794-1796. Aarau. Kunsthaus Иоганн Генрих Фюссли. Одиссей между Сциллой и Харибдой. 1794-1796. Aarau. Kunsthaus
Иоганн Генрих Фюссли. Одиссей и дух Аякса. 1804 Иоганн Генрих Фюссли. Одиссей и дух Аякса. 1804
Джон Уильям Уотерхауз. Улисс и сирены. 1901. Мельбурн, Национальная галерея Виктории Джон Уильям Уотерхауз. Улисс и сирены. 1901. Мельбурн, Национальная галерея Виктории

"Идея сотворения мира - ведущая в ритуальной культуре, и оба великих греческих эпоса, "Илиада" и "Одиссея", пронизаны ею. Они выросли из совокупности древних ритуалов и мифов, связанных с возрождением бога-солнца в первичных водах. Бог умирал на закате, уходя в подземный Океан. Там он соединялся со своей супругой-праматерью, и этот брак приводил к новой жизни, которая представлялась всегда по-разному, но всегда разделением двух существ: то как извержение из утробы сына проглоченного матерью-чудовищем, то в виде кастрации бога-отца, как в мифах об Уране и Гее, то в виде рассечения исходного тела первомира-Хаоса на две части - мужскую и женскую, подводную (земную) и небесную, лунную, солнечную. Утром отделённый от матери солнечный бог покидал водный мир и восходил на небеса.

В чистом, почти незамутнёном виде эта космогоническая мысль представлена в "Одиссее", которая считается боле поздней, чем "Илиада". Бог-солнце Одиссей терпит великие страдания якобы по воле владыки моря Посейдона, а на деле - из-за супруги-матери. Она выступает в поэме под разными именами: это и "реальная" супруга Одиссея Пенелопа (её имя значит "утка-нырок"), и её олимпийская ипостась Афина (тоже имевшая способность превращаться в утку-нырка), и собственно морские богини, которые губят-спасают Одиссея: Кирка, Калипсо, "феакийская невеста" Навсикая, Белая богиня - Левкотея (тоже утка-нырок). Из них наиболее замечательна Кирка, владычица солнечного острова Ээи: она обладает магической способностью превращать живых в мёртвых, а мёртвых в живых. В эпосе она ударом волшебной палочки превращает попавших на её остров мужчин в животных - волков, львов, свиней (все они зооморфные ипостаси солнца), но она же возвращает им человеческий облик. Происходит это важдейшее действо на пиру, который в представлениях древних аналогичен браку. В эпоху земледелия подводный мир как место смерти-возрождения стал дублироваться подземным, и соответственно, морская богиня Кирка получила право отправлять мужчин-богов уже не в подводное царство, а в подземный Аид. Так, Одиссей по её указке попадает в царство мёртвых (метафорически умирает) и возвращается оттуда живым. Но всё равно эпос заканчивается только его "истинным", водным возрождением: когда он прибывает к берегу родной Итаки, видит Пенелопу и своё брачное ложе и открывает домашним - сыну, отцу, няне Евриклее и жене - своё имя.

В любом эпосе чрезвычайно важен вещный мир, он имеет равные права с человеческим. Вернее, и люди, и вещи в нём имеют один и тот же героический статус. Это касается всех абсолютно вещей - живых и неживых, от свиней Кирки до рубища Одиссея. Но в поэме есть одна особая вещь, на которой основан сюжет. Это покров, который ткёт Пенелопа, пока её пропавший без вести муж терпит водные страсти. Её окружают женихи - тот же супруг-Одиссей, представленный в "коллективном образе" и в негативном, смертном аспекте. По возрасту они юные (Пенелопа постоянно обращается к ним: "Юноши, ныне мои женихи ..."), по смыслу - отжившие. И напротив, Одиссей, которому эти царские дети годятся в сыновья, - по сути, рождаемый: происходит взаимообмен образами. Осаждаемая женихами Пенелопа ставит условием выхода замуж готовность своей ткани. Пока она ткёт - замуж выйти не может. Чтобы выиграть время, "хитроумная" Пенелопа днём ткёт, а ночью распускает ткань, так что её работа превращается в бесконечное действо. Когда женихи догадываются о её хитрости и вынуждают завершить покров - Одиссей возвращается, истребляет их (старая форма его самого теперь отмирает) и восстанавливает свой царский статус. Пенелопа ткёт "ковёр", как мифическая Мойра прядёт нить судьбы, и характерно, что в мифах греков прядут и ткут морские, водные богини - царицы мира, в котором зарождается жизнь. В "Одиссее" прядёт и ткёт не только Пенелопа, но и богини моря Кирка и Калипсо, да, вероятно, и Левкотея (иначе кто ей дал ту чудодейственную накидку, благодаря которой спасся Одиссей?); олимпийская покровительница Одиссея Афина - тоже учредительница прядения и ткачества. Прядение нити и ткание в эпосе - метафора зарождения жизни.

Для чего предназначена эта ткань? По словам Пенелопы, она - "старцу Лаэрту покров гробовой", ибо не принято было, чтобы столь доблестный муж был "погребён без покрова". Значит, с изготовлением покрова Лаэрт символически умирает, а Одиссей символически рождается. "Покров гробовой" превращается в облачение для новорожденного. А "хождение" туда-сюда ткацкого челнока, которым работала Пенелопа, уподобляется "лабиринтному" путешествию по морю "в челне" её спасаемого супруга."

Источник: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Геометрика и архаика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 25-27

Вверх.

На главную страницу.