Варварские тексты: Акимова Людмила Ивановна. Леохар

"Вместе с тем в позднеклассической скульптуре стали проявляться новые тенденции, невиданные ранее, - их можно назвать эсхатологическими. Произведения такого рода тем более любопытны, что они встречаются у мастеров, казалось бы мало склонных по природе дара к размышлениям о "ритуале перехода", - с "лёгким", изящным стилем.

Леохар (род. ок. 390-385 гг. до н.э.), мастер работавший вместе со Скопасом над декором Галикарнасского мавзолея и вместе с Лисиппом над не дошедшей до нас, но знаменитой в древности группой Александра на охоте, - один из немногих греческих ваятелей, упомянутых философом Платоном. В 366 г. до н.э. тот назвал его в письме к сиракузскому тирану Дионисию "выдающимся молодым художником". Леохар работал в разных техниках: мраморе, бронзе, хрисоэлефантинной технике - из золота и слоновой кости он изготовил статуи македонских царей Филиппа и Александра. Леохар - автор оригинальной скульптурной группы: Ганимед, похищаемый орлом. Она представляет большой интерес для истории развития пластики. Мастер лёгких, текучих ритмов и невесомых поз как нельзя более подходил для воплощения в жизнь такого замысла.

Замысел бронзовой группы (копиист ввёл дополнительные фигуры древесного ствола и собаки) действительно очень любопытен. В Элладе и прежде изображался полёт - как с земли на небеса (колесницы, взмывающие вверх), так и с небес на землю (Ника Пэония). Но в скульптуре полёт в небеса скорее подразумевался, чем действительно изображался: те колесницы, в которых часто взмывал на Олимп солнечный бог, обычно изображались на земле, выезжающими прямо на зрителя (на архаических метопах и фронтонах) или скачущими в верхние сферы, как на вазах мастера Мидия.

Солнечный бог, предстающий здесь в образе Ганимеда, возносится по-прежнему с помощью внешней силы - но теперь не богини Афины, брачного партнёра Геракла, или Левкипид, невест "сыновей Зевса", а могучей птицы. Богиня возвращает себе зооморфную форму - антропоморфная утрачивает доверие. И хотя в мифе речь идёт о Зевсовом орле, посланном доставить на Олимп Ганимеда, ритуальный пол этой птицы - женский. Исходно это была орлица, выносящая героя, как в народных сказках, из подземного мира. Обе головы, её и Ганимеда, стоят друг над другом, как в архаических изображениях Афины с эгидой-горгонеоном, но теперь голова "тотема" поднята выше человеческой. Фигура Ганимеда на фоне тела птицы с тщательно прочерченными перьями выступает единым живым комком, причём ноги и руки его начинают вращаться в пространстве и отрываются от земли, а голова уже воздета кверху и созерцает небес. Скорее это не полёт, а восхищение с земли на небеса, и путь этот уже не диагональный, не параболический, не имеющий отношения к круговратным повторам. Он прямой и вертикальный . Это канал связи, "работающий" в ритуальные моменты и проходящий по центральной мировой оси.

Мать - Ника покидает Олимп, на который её занесла амбициозная патриархальная традиция, - она слетает вниз, к людям, возвращаясь к своей исконной функции рождающей богини. Сына же она уносит в небеса, но уже облекшись в древнюю форму "животного-бога". Вспоминается килик Дириса, где Эос поднимает с земли мёртвого Мемнона; теперь эта тема получает новый акцент. Леохарова птица возносит с земли живого юношу, совершая акт апофеоза, наделения смертного существа божественным статусом, - такой тип изображения будет принят в Риме для консекрации императоров. Здесь кроется некая аберация, некий тонкий обман, но всем ясно, что прекрасного сына троянского царя Лаомедонта похищают не для забав Зевса: это мёртвый солнечный бог оживает, возносимый, как прежде, матерью в небесные сферы, но уже навсегда, без периодических возвращений на землю. Характерно, птица показана строго вертикально, с горизонтально распластанными крыльями, и Ганимедом, "достраивающим" вертикальную ось. Группа предстаёт как своеобразное распятие, как знак воскресения на кресте. Человек потерял способность самостоятельно жить и бороться - он становится пассивной формой осуществления божественных замыслов."

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 350-352.

Вверх.

На главную страницу.