Варварская галерея / Древнегреческая вазопись

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Дурис. Килик из Капуи. Тондо: Эос, несущая мёртвого Мемнона. Около 490 года до н.э. Лувр

Дурис. Килик из Капуи. Тондо: Эос, несущая мёртвого Мемнона. Около 490 года до н.э. Лувр

"Искусство краснофигурных мастеров раннего V века до н.э. настолько богато и всесторонне, что трудно определить какую-то предпочтительную линию развития творчества каждого. Они многогранны, В этом плане только Берлинский мастер остаётся привержен своим особым типам и композиционным схемам. Другие великие его современники пробуют себя в разных областях.

Великолепным рисовальщиком был Дурис, писавший как драматические сцены из эпоса, так и шаловливых силенов. Героический план его творчества представляет композиция в тондо луврского килика из Капуи "Эос и Мемнон"; её по справедливости именуют "античной pieta". Эос встречалась и ранее: на "мелосской амфоре", у мастера Ватиканской плакальщицы. Теперь возникает новый, самый драматический поворот темы: мать собирается хоронить сына. В этой теме слышны отзвуки позднеархаических сюжетов с Гипносом и Танатосом (Сном и Смертью), которые переносят из Трои в Ликию тело умершего Сарпедона.

Архаичную, в сущности тему Дурис решает с особым величием. Крылатая Эос склоняется к земле, приподнимая над ней окоченевшего Мемнона, его голова и руки падают долу, так что богине приходится преодолевать огромную тяжесть - а мастеру в полной мере решать проблему из двух необычных фигур. Два тела связаны в жёсткий узел. Эос показана в профиль, который архаически изощрён и красив: мелкие складки хитона сочетаются с элегантным узором крыльев "розовоперстной богини". Мемнон же вращается на наших глазах, - на весу! - проходя все аспекты, от профиля к фасу. Фон вдоль обода килика испещрён надписями: здесь и подпись Дуриса, и "имя любимца" ("Гермоген прекрасен"). Обилие текста говорит об утрате его исходного ритуального смысла - теперь, перенасыщенный информацией, он играет скорее декоративную роль: светлые буквы на чёрном фоне сверкают, как звёзды в скорбной ночной тишине."

Источник: Акимова Л.И . Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Том I, Стр. 231-232.

Вверх.

На главную страницу.