Варварская энциклопедия: Марс

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Марс Боргезе. Римская копия греческой статуи V века до н. э. Лувр
Марс Боргезе. Римская копия греческой статуи V века до н. э. Лувр
Арес,"Бюст Шувалова", римская копия статут Алкамена. Государственный Эрмитаж.
Арес,"Бюст Шувалова", римская копия статут Алкамена. Государственный Эрмитаж.
Марс. Так называемый бюст Ахилла (Ареса) — копия с «шуваловского бюста». Бронза. 1795. ГМЗ «Царское Село»
Так называемый бюст Ахилла (Ареса) — копия с «шуваловского бюста». Бронза. 1795. ГМЗ «Царское Село»
Марс Лудовизи. Римская копия греческой статуи IV века до н. э. Мрамор. Рим. Национальный музей
Марс Лудовизи. Римская копия греческой статуи IV века до н. э. Мрамор. Рим. Национальный музей
"Марс из Тоди". Бронзовая статуя. 380-370 гг. до н.э. Ватикан, Грегорианский этрусский музей.
"Марс из Тоди". Бронзовая статуя. 380-370 гг. до н.э. Ватикан, Грегорианский этрусский музей.
Венера и Марс
Боттичелли. Венера и Марс. 1482-1483. Лондон. Национальная галерея
Пьеро ди Козимо. Венера и Марс
Пьеро ди Козимо. Венера и Марс
Андреа Мантенья. Парнас. 1497. Лувр
Андреа Мантенья. Парнас. 1497. Лувр  
Джулио Романо. Мантуя. Палаццо дель Те. Зал Психеи. Марс изгоняет Адониса из павильона Венеры. 1526-1528
Джулио Романо. Мантуя. Палаццо дель Те. Зал Психеи. Марс изгоняет Адониса из павильона Венеры. 1526-1528
Венера, Марс и Амур
Веронезе. Венера, Марс и Амур
Марс и Венера, связанные Амуром
Веронезе. Марс и Венера, связанные Амуром
Венера Вулкан и Марс
Тинторетто. Венера, Вулкан и Марс. Около 1550. Мюнхен. Старая Пиникотека
Бордоне. Флора, Венера, Марс и Купидон (Аллегория)
Бордоне. Флора, Венера, Марс и Купидон (Аллегория)
Марс
Веласкес. Марс
Питер Пауль Рубенс. Марс и Рея Сильвия
Рубенс. Марс и Рея Сильвия
Питер Пауль Рубенс. Марс, Венера и Купидон
Рубенс. Марс, Венера и Купидон
Поединок Марса и Миневры
Давид. Поединок Марса и Миневры
Козловский. Марс. Памятник Суворову.
Козловский. Марс. Памятник Суворову.
Андрей Гусельников (Расслав). Скифский бог войны
Андрей Гусельников (Расслав). Скифский бог войны

"Марсий - ритуальный аналог греческого Ареса, этрусского Мариса, римского Марса".

"Марс "Аэлиты" - царство смерти, со всеми полагающимися атрибутами".

"Якоб Буркхардт в своей 'Культуре Италии в эпоху Возрождения' (цитируется по изданию: М., 1996) говорит о значимости для ренессансной Италии рассказов об античных жрецах-телестах, 'которые являлись на торжественную закладку города и посредством определенных памятных предметов, а также при помощи тайного погребения некоторых вещей-талисманов магически обеспечивали городу благополучие' (с. 458). В Неаполе роль такого жреца исполнял Вергилий, а среди предметов был бронзовый конь, установленный им на городских воротах (Там же). В Милане 'находился античный мраморный Геркулес; пока он будет стоять на своем месте, будет существовать и государство'... (с. 458). Во Флоренции такую роль играла мраморная конная статуя Марса. С принятием христианства ее убрали из храма и установили на башне над рекой Арно. 'Во время разорения Флоренции Тотилой статуя упала в воду и была выловлена лишь при повторном основании Флоренции Карлом Великим; теперь ее поставили на колонне при выезде на Понте Веккьо - и на этом самом месте в 1215 г. был убит Бондельмонте, так что начало великой партийной борьбы гвельфов и гибеллинов оказалось связанным с внушавшим страх идолом. При наводнении 1333 года он исчез навсегда' (с. 459). "

"Внешний вид, свойственный духам Марса.
Они появляются длинные и желчные; вид очень безобразный, цвета смуглого и несколько красноватого, с оленьими рогами и когтями грифа. Они ревут, как сбесившиеся быки. Их порывы подобны огню, который ничего не щадит.
Признак - можно подумать, что около круга сверкает молния и гремит гром.
Образы, принимаемые ими в исключительных случаях.
Вооруженный король едущий верхом на волке. Красная одежда. Вооруженный человек. Женщина со щитом при бедре. Козел. Лошадь. Олень. Руно шерсти".

"Грассе д'Орсе не рассматривает ту или иную религию, политическую структуру или государство как исключительно солнечные или лунные. В каждом из крупных экзотерических или эзотерических сообществ есть и солнечная, и лунная тенденции, солнечные и лунные течения и группировки. В Ветхом Завете дуализм солнечной и лунной и религии нашел свое отражение в двух источниках Пятикнижия. Солнечная представлена 'элохизмом', а лунная - 'яхвизмом'. В Новом Завете Апокалипсис Иоанна отражает солнечную тенденцию. В древнеримской религии солнечный принцип нашел выражение в культе Марса, который был распространен среди плебеев, а лунный - в культе Венеры, приверженцами которого были патриции - потомки троянцев и аркадцев. Не случайно именно Венера была матерью Энея - героя связавшего Трою и Рим. Римские патриции и средневековые дворяне рассматриваются как потомки Энея. В христианстве мужское направление представлено по преимуществу западным христианством, Римско-Католической Церковью. Лунное направление представлено восточным, византийским христианством. Внутри самой католической церкви есть солнечные и лунные течения. Паскаль и группа Пор-Рояля, отрицавшие свободу воли принадлежат к лунному направлению, выступившие против них доминиканцы - к солнечному. В ордене иезуитов существовали обе тенденции. В ходе Французской революции иезуиты, входили в руководство солнечной партии. Тамплиеры были носителями солнечной традиции. Находясь во время Крестовых походов в Палестине, они были посвящены в солнечные мистерии Митры (сохранявшиеся в Иерусалимском патриархате) и приняли черно-белое знамя 'Босеан', которое является символом солнечных. Само слово 'Босеан' (beaucean) происходит от одного из имен Митры - bou-kainos ('бык, закланный ножом'). В Италии гиббелины были представителями лунной партии, а гвельфы - солнечной. В Англии тори - лунные, а виги - солнечные.
К эмблемам солнечной партии относятся - крест, изображение худой обнаженной женщины со змеями, голубь, пиковая дама. К эмблемам лунной партии - богато одетая дама в перчатках, ястреб, женщина со струнным музыкальным инструментом.
Различные градусы масонства также могут иметь солнечный или лунный характер. Важнейшим божеством солнечной религии был фригийский бог Марсий (Marsyas), чье имя созвучно Марсу - солнечному божеству войны. Сатир Марсий - играющий на свирели - был покровителем творчества, производительной деятельности. Легенда о том, что Аполлон сдирает с него кожу, повесив на дереве, отображает то, что жизненные, производительные соки дерева весной под действием солнечных лучей прорывают древесную кору и выступают в виде почек. Женским аналогами Марсия являются мифологические фигуры прикованной к скале Андромеды и Дирки, привязанной к рогам коровы. Вообще символ повешенного - важный символ солнечной партии. Он был связан с распространенной среди различных народов идеей жертвы, приносимой ради очищения от грехов. Эта жертвоприношение осуществлялось зачастую посредством повешения предназначенного в жертву человека. Такие персонажи как Пьеро и английский клоун являются позднейшим отражением этой жертвы. Название одной из солнечных инициатических организаций 'Менестрели Мурсии (Murcie)' связано с именем Марсия. Название 26-го градуса Шотландского устава 'Князь Милосердия (Mercy)' в оригинале тоже оказывается созвучным его имени. Название этого градуса связано также с тем, что милосердие является одной из основных добродетелей в этике кварты. Символы этого градуса также носят солнечный характер. 'Прусский рыцарь или Ноахид' - лунный градус. Капитулы этого градуса собираются согласно ритуалу при лунном свете. В учении квинты луна рассматривается как видимый образ души мира. Соответственно одни из важных символов квинты является собака, т.к. она воет только на Луну и никогда - на Солнце.
Идеалом является соединение и гармония кварты и квинты. Изображение Марса и Венеры, соединенных Купидоном, символизируют целостность Абсолюта. Гармония солнечной и лунной партий в политической сфере - залог стабильности государства. Триколор - знамя, соединяющее красный, белый и синий цвета - один из символов союза солнечной и лунной партии."

" Сакральный символизм быка упоминался выше. Волк, в свою очередь, тяготеет к военной функции: 'Волк был также посвящен древнеиталийскому Марсу и у римлян назывался Марсовым: lupus Martius; изображение волка помещалось в храме Марса, появление его в поле признавалось за выражение помощи Марса '. Христианский заместитель Перуна - 'Св. Георгий... у славян представляется волчьим пастырем...' 'Волки на Украйне называются хортами или хартами (т.е. собаками) св. Юрия или Юровыми собаками' (Фаминцын 1995: 331). "

"Рассказывая о событиях конца IX в. чешский хронист дает “краткое описание того, что... известно по слухам” и что произошло “задолго до этого”. Чрезвычайно воинственный князь лучан Властислав собрался в поход на чехов. Козьма Пражский сообщает по этому поводу:
Властислав послал во все концы страны меч с таким княжеским повелением, чтобы каждый, кто ростом превзойдет высоту меча, шел немедленно на войну; иначе, без всякого сомнения, он будет обезглавлен этим мечом. Когда... люди собрались..., он... сказал так:
«О, воины, в руках которых уже находится победа! Вы прежде не раз побеждали. Теперь вы идете на верное дело, зачем вам оружие? Ведь вы его
[обычно] носите для войны. А теперь возьмите-ка лучше с собой соколов, ястребов, цапель и прочую птицу, которая более уместна для забавы и игр. Мы дадим [птицам] как пищу мясо врагов, если его окажется достаточно. Да будут свидетелями бог Марс и моя владычица Беллона, оказавшая мне большое покровительство; клянусь на рукояти этого меча: я заставлю женщин [неприятеля] кормить грудью щенят, вместо младенцев. Итак... Идите быстрей и одержите счастливую победу»” (Козьма Пражский 1962:49)."


Марс. "De Sphaera". Codex Estansis Latinus 209. Modena. Biblioteca. 15 век

Вверх.

На главную страницу.