varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / Я / Язон |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Корабль Арго проходит Симплегады
Дурис. Тондо килика: Афина, Ясон, и дракон, охраняющий золотое руно. Около 490 года до н.э. Рим, Ватиканские музеи. | |
Мастер Ниобид. Каликс-кратер из Орвьето. Высота 54 см. Сторона Б: Геракл с Афиной в окружении героев (аргонавтов ?). Около 460 года до н.э. Лувр. | |
Бой Ясона с драконом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. ГИМ, Музейское собрание, № 358 | |
Сальватор Роза. Ясон усыпляет дракона | |
Сальватор Роза. Ясон усыпляет дракона. 1663 - 1664 |
|
Сальватор Роза. Ясон усыпляет дракона. 1668. Лувр | |
Торвальдсен. Ясон | |
Гюстав Моро. Ясон и Медея. 1863-1865. Париж. Musee d'Orsay |
"Заметим прежде, что ионийское имя Иасона или Ясона, Iazo (I произносится как J) несёт два смысла; первый — говорить на ионийском наречии, а также стрекотать как птица, болтать, выдавать тайну (jaser), второй — обретать фиолетовую окраску."
...
"Повторим, восстановленное, оживлённое и прославленное тело образуется только в результате возгонки (сублимации), которая всегда есть решительная и радикальная перемена, "пременение"; мы при этом настаиваем на том, что после освобождения нашей вещи от обречённой на исчезновение несовершенной и дряхлой оболочки, появляется фиолетовый, то есть лучезарный цвет. Вот почему само имя Иасона есть jason, то есть лиловый или фиолетовый, цвет, составленный из двух крайних цветов нашей работы, синего и красного, то есть из меркурия и серы .
Напомним в связи с этим, что смиренная фиалка наших широт цветёт весной , в мае, и цветы этого маленького растения — символа алхимического ребиса — двуполы. Вот почему вручение Консисторией семи хранителей весёлого знания (gay science) , ставшей при Людовике XIV Академией Цветущих Игр, призовой Фиалки из чистого золота победителям герметического турнира происходило именно в мае."
Эжен Канселье. Золотое руно
"К особенностям политической мифологии принадлежит так называемая "мифологическая проекция", т.е. перенесение политических отношений или их правовой подкладки в отдаленную эпоху сказочной старины; ее-то и имеем мы здесь. На заре греческой истории дикий варварский остров Лемнос был завоеван греческим племенем миниев (Minyae) - племенем, погибшим в этнографическом водовороте к концу ахейской эпохи греческой истории, но славным в ее далеком прошлом. А между тем это племя и было носителем мифа об аргонавтах. И вот, чтобы узаконить захват острова, они решили, что еще аргонавты и их вождь Ясон на пути в далекую Колхиду заехали на Лемнос и получили его в законное владение от тамошних амазонок, с которыми они сочетались браком... Конечно, можно было спросить: хватило ли кучки смелых пловцов, наполнивших чудесную "Арго", на всех молодых вдов и невест Мирины? Но не будем слишком требовательны; для понятий той ранней, аристократической Греции было вполне достаточно, если удалось хоть сотню знатнейших женщин связать с аргонавтами и через них с минийскими завоевателями - и прежде всего, разумеется, царицу женского царства Ипсипилу, которой пришлось выйти за вождя своих гостей, за Ясона.
Таково было политическое соображение; но, как я заметил выше, политика не создает, а только соединяет. Она могла перенести на Лемнос брак Ясопа и Ипсипилы; его самого она не создала, а воспользовалась готовым уже элементом саги. К его разбору мы и переходим теперь - и этот разбор выяснит нам, между прочим, и загадочное имя "высоковратной " царицы, необъяснимое на почве чисто лемносских преданий. Заведет же он нас в самую сердцевину греческой мифологии - в миф о спасителе царства богов.
Его мы однако во всем его объеме развивать не можем; для наших целей будет вполне достаточно сообщить и пояснить его краткую формулу. Эта формула, добытая методами исторической мифологии на греческой почве и проверенная методами сравнительной мифологии на индоевропейской, гласит так. Царству богов грозит гибель от сынов Земли - гигантов. Чтобы отвратить эту гибель, Зевс создает, в соответствии с решением рока, человека божественного семени. Угадывая его намерения, его дочь, жертвуя своей божественностью, спускается на землю, чтобы стать подругой его сына и руководить им на его земном пути. Но и сыны Земли принимают свои меры: желая погубить намеченного роком спасителя, они приводят к нему прекрасную деву земного или подземного происхождения, в объятиях которой он за бывает о своей небесной покровительнице и, изменив ей, падает жертвой ее ревности. - Как видит читатель, это - тот же миф, который является центральным и в германской мифологии - миф о Сигурде-Зигфриде. В Греции, в силу ее племенного дробления, и спаситель расщепился на несколько мифологических образов: его называют то Гераклом, то Ахиллом, то Мелеагром, то Ясоном. Вследствие странствований и скитаний племен, а также и вследствие перемен, происшедших с исконной религией Зевса, и мифы об этих спасителях видоизменились: первая дева (германская Брунгильда) утратила свой характер небесной валкирии, вторая (германская Гутруна или Кримгильда) - свое родство с подземным царством. Остались, однако, следы и приметы того и другого; остался, затем, коренной мотив - сплетение героя с двумя женщинами и его гибель, как последствие этой измены. Так Геракл, супруг Деяниры, увлекается Иолой; так Ахилла, намеченного спасителя Елены, соблазняет Поликсена; так Мелеагр колеблется между Аталантой и Клеопатрой; так, наконец, Ясон изменяет своей великодушной спасительнице Медее, ради Ипсипилы... Это еще не совсем то, что нам дает лемносская сага, но вооружимся терпением; а пока отметим попутно, что Ипсипила действительно носит в своем имени примету своего родства с подземным царством: "Высоковратным" было именно оно, как видно из многих имен и эпитетов греческой мифологии, да не только ее - врата ада известны и из христианской эсхатологии, до Данте включительно. Так и роковая невеста Ахилла носит совсем неподходящее для девушки имя Поликсены - "принимающей многих гостей": "многоприемлющей" была обитель Аида. Так и Гераклова Иола названа царицей Эхалии, т.е. "страны исчезновения": все это - родственные, взаимо подтверждающие друг друга приметы."