varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / В / Валькирии |
Варварская энциклопедия: Валькирии
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Петер Николай Арбо. Валькирия. 1865. Национальный музей Стокгольм | |
Петер Николай Арбо. Валькирия. 1869. Осло. Национальная галерея | |
Константин Васильев. Валькирия | |
Константин Васильев. Валькирия. 1969 | |
Константин Васильев. Валькирия. 1969 | |
Константин Васильев. Заклятие огня. (Вотан и Брунгильда). 1969 | |
Константин Васильев. Вотан с волками. 22. 06. 1969 | |
Константин Васильев. Брунгильда, Зигмунд и Зиглинда. 1969 | |
Константин Васильев. Валькирия над сражённым воином. 1971 | |
Константин Васильев. Валькирия над сражённым воином. 1971 | |
Константин Васильев. Валькирия над сражённым воином. 1971 | |
Луис Ройо. Приостановка маятника | |
Хейн Лэсс. Брунгильда. 2000 | |
Хейн Лэсс. Валькирия. 2007 | |
Николай Николаевич Дихтяренко. Валькирия. 2005 |
"Валькирий, по различным источникам, насчитывается либо девять, либо тринадцать. Оба эти числа не случайны. Девятка — самое волшебное число скандинавской мифологии, а число тринадцать играет особую роль в женских мистериях, так как символизирует тринадцать лунных месяцев солнечного года. Валькирии вооружены копьями и увенчаны шлемами. Их задача — сопровождать погибших героев в Вальхаллу. Иногда им даруется право решать исход битвы, а иногда они лишь выполняют веления Одина. В мифах валькирии предстают дочерьми Одина. В исландской мифологии мы не находим сведений о том, кто был их матерью. В германской традиции матерью валькирий называется то Эрда, то Вала (ещё одна ипостась Матери-Земли). Известно и другое предание о происхождении валькирий, в котором они представлены не как существа божественного рода, а как дочери земных королей. По-видимому, некоторые валькирии выполняли также другие функции, о чём свидетельствует значение их имён. Одна из валькирий носит имя, означающее «туман», — и её задача действительно состояла в том, чтобы при необходимости окутывать поле битвы туманом. Другие имена — такие, как Скёгуль («свирепствующая») или Хильд («воительница»), — ассоциируются собственно с битвой. Интересней всего то, что две валькирии непосредственно связаны с пленением и сковыванием врагов. Их имена — Хлёк (вероятно, означающее «замок») и Херфьетур («оковы войны»). Этих валькирий можно призывать на помощь в магических операциях, направленных на сковывание врага.
Самая знаменитая из валькирий — Брюнхильд, или Брунгильда, — известна, главным образом, из «Саги о Нибелунгах» и опер Рихарда Вагнера. В «Саге о Вольсунгах» она действует под своим исландским именем — Сигрдрива."
Фрейя Асвинн Мистерии и магия Севера (руны и женская сила) Пер. с англ. Анны Блейз
Юрий Мацеевский. Туман на Воттовааре.
"Иногда валькирии смешивались с "девами щита", какой была и Брюнхильд, судя по словам Гудрун в эддической "Песни об Атли", и какие часто встречаются у саксона Граматика. Одна из таких дев-воительниц - Альвильд. Отец помещает её в чертог, окружённый ядовитыми змеями, но жених Альв предолевает это препятствие. Альвильд хочет выйти за него замуж, но мать советует ей не обольщаться прекрасной наружностью, не узнав о его доблести и храбрости. Подавив в себе страсть, Альвильд убегает вместе с другими девами и становится морской разбойницей. Однажды её корабль атаковал Альв. Он выиграл битву, но потом понял, что лучше сражаться не оружием, а поцелуями". Альвильд вновь надела женские одежды и спустя некоторое время родила дочь. Саксон Грамматик неодобрительно замечает, что в древние времена было много таких воительниц - женщин, "которым милее был звон мечей, чем объятия друга; касающихся оружия теми руками, которые должны прясть; желающих не рожать, но убивать и пронзать копьями тех, кого они должны умиротворять своими ласковыми взглядами."
Кэролайн Ларрингтон. "Женщины в легендах и мифах" . М, 1998. Стр 211.