Варварская галерея / Древнегреческая вазопись

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Берлинский мастер. Амфора из Вульчи. Борьба Геракла с Аполлоном из-за Дельфийского Треножника. Около 500 г.до н.э. Вюрцбург, Музей Мартина фон Вагнера.

Берлинский мастер. Амфора из Вульчи. Борьба Геракла с Аполлоном из-за Дельфийского Треножника. Около 500 г.до н.э. Вюрцбург, Музей Мартина фон Вагнера.

Берлинский мастер. Амфора. Силен, Гермес и лань. Около 490 г. до н.э. Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.

Берлинский мастер. Амфора. Силен, Гермес и лань. Около 490 года до н.э. Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.

Берлинский мастер. Персей преследует Медузу Горгону. Роспись на противоположных сторонах амфоры. Около 490 года до н.э.Мюнхен, Музей античного прикладного искусства.

Берлинский мастер. Персей преследует Медузу Горгону. Роспись на противоположных сторонах амфоры. Около 490 года до н.э.Мюнхен, Музей античного прикладного искусства.

Берлинский мастер. Афина преследует женщину. Роспись на противоположных сторонах ноланской амфоры. Около 470 года до н.э.Берлинский мастер. Афина преследует женщину. Роспись на противоположных сторонах ноланской амфоры. Около 470 года до н.э.

Берлинский мастер. Афина преследует женщину. Роспись на противоположных сторонах ноланской амфоры. Около 470 года до н.э.

Берлинский мастер. Зевс преследует Ганимеда. Роспись на противоположных сторонах колоколоведного кратера. Около 480-470 гг. до н.э. Лувр. Берлинский мастер. Зевс преследует Ганимеда. Роспись на противоположных сторонах колоколоведного кратера. Около 480-470 гг. до н.э. Лувр.

Берлинский мастер. Зевс преследует Ганимеда. Роспись на противоположных сторонах колоколоведного кратера. Около 480-470 гг. до н.э. Лувр.

     

"Пластическая и индивидуальная свобода, которой наделил своих героев мастер Клеофрада, с ещё большей силой проявилось в искусстве в искусстве его современника - Берлинского мастера. Это один из самых элегантных вазописцев Греции. Он предпочитал вазы цельных, слитных форм, таких как вазы - наследницы Эксекиевых амфор типа А. Его содержательной стихией были мифы, и он первым отказался от фабулы, выявляя смысл события через отдельные фигуры и их атрибуты.

Так, на амфоре из Вюрцбурга с Гераклом и Аполлоном он представляет на одной стороне Геракла с отобранным у Аполлона треножником, на другой - Аполлона. Действо распадается на два смысловых знака. Разъединённые мастером, герои символически стремятся друг к другу, но застывают в этом вечном движении, потому, что зрительне может видеть одновременно обе стороны вазы. Сосуд как древние критские или архаические коринфские вазы, нужно постоянно вращать.

Герои Берлинского мастера не только свободно движутся. Они вообще не живут ни в какой среде, свободно паря в пространстве, не ограниченном рамками (порой нет и подставок под ногами фигур). Геракл и Аполлон почти слетают с поверхности вазы, оставляя её сверкающей своей чернотой. Тела построены мастерски, с лёгким налётом архаизмов.Так, наклон головы Геракла в противоположную сторону и "свастиковидная" позиция рук отдаёт стариной. Но при этом трактовка торса и ног "главными" чернолаковыми линиями выдаёт большой профессионализм, а изображение правой ноги в сложном ракурсе, сочетающем трёхчетвертной и фронтальный аспекты, просто блестящё. При этом, как у всех аттических мастеров, фигура строго тектонична: мощные ноги Геракла несут его более лёгкий торс, окружённый целым рядом "героических" вещей, выписанных с той же тчательностью и так же мастерски, как и фигура: "ушастый" треножник, палица с декоративными узелками, львиная шкура, мягко пройденная разжиженным лаком и отмеченная рядом сильных акцентов: когти, грива, клыкастая пасть.

Обеспечив фигуре свободу от фона, вазописец стремился сохранить её вес, "закрепляя" изображение на стенках вазы. Хороший пример тому даёт его именная амфора из Берлина. На ней представлены три персонажа, написанные с виртуозным изяществом: силен, Гермес в крылатом петасе и крылатых сандалиях и между ними пятнистая лань. Архаичный "узел" голов, глядящих в разные стороны, и нарочитая сплющенность пространства. Изящество и остроумие почерка очевидно в столкновении мужских ног (обнажённых силена, обутых в элегантные бахромчатые сапожки Гермеса - пятнистые, вероятно из шкуры пантеры) с ионенькими, хрупкими ножками лани. Причём одушевлённые герои окружены неодушевлёнными предметами, выписанными с такой же тчательностью: канфар, керикейон и ойнохоя гермеса, лира силена.

Усложнённые ракурсы и пространственные эксперименты - это лишь поиск закрепления на плоскости освободившихся от неё фигур. Отсюда и новый, нетрадиционный мифологизм: возникает вопрос, почему изображены именно три этих персонажа - силен, Гермес и лань - и как они между собой связаны? Гермес явно выступает смысловой заменой Диониса (имеет его атрибуты - канфар и ойнохою), а Дионис есть лишь другая сторона Аполлона (лань ассоциируется со знаменитой Керинейской ланью Аполлона и Артемиды). В этом контексте силен выступает прародителем Диониса [вспомним обезьяньи лики силенов в дионисийских сценах афинских ваз и обезьяньи символы бога-солнца на лаконской чаше с царём Аркесилаем]. Силен - прародитель Диониса Аполлона, поскольку играет на Аполлоновой лире. которую. по мифу, изобрёл более древний солнечный бог - Гермес. Для понимания смысла сюжета необходимо выстроить целый ряд сложных смысловых цепей: это настоящая "археология мифа", уже своего рода учёное искусство, которое требует знания литературной и фольклорной традиции.

Творческий почерк Берлинского мастера сложен и тоже непрост. Тонкий, отточенный и исключительно изысканный контур, исполненный "главными" линиями, сочетается с богатым и сложным "второстепенным" рисунком, который, в свою очередь, подразделяется на "главные" и "второстепенные" штрихи. Глубокое понимание пластики и тектоники не замыкается только на анатомии или разработке пространства; изображение, как и у мастера Клеофрада, имеет богатый живописный облик. Пятнистая шкура лани написана золотистым разжиженным лаком и сияет, как сказочное золотое руно; таковы же и кудри Гермеса, поэтически выбивающиеся из-под крылатого петаса. Сверху композицию оконтуривает стилизованная верка плюща, написанная так легко и изысканно, что любому становится ясно: Берлинский мастер уже свободен от догм; он даже играет с формами, живущими в свободном пространстве. Этот прекрасный мастер, может быть, один из первых в европейском искусстве архаистов - маньеристов и стилизаторов."

Источник: Акимова Л.И . Искусство Древней Греции: Геометика и архаика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Том I, Стр. 223-225

Вверх.

На главную страницу.