Варварская галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Пракситель. Афродита Книдская. Около 350 года до н.э.

Пракситель. Афродита Книдская. Около 350 года до н.э. Источник: http://nauka.relis.ru/01/0309/01309053.htm

"Голова Кауфман" фрагмент римской мраморной статуи II века до н.э., возможно, восходящей к Афродите Арльской или Афродите Книдской Праксителя. Лувр. "Голова Кауфман", фрагмент римской мраморной статуи II века до н.э., возможно, восходящей к Афродите Арльской или Афродите Книдской Праксителя. Лувр.

"Статуя Афродиты Книдской, дошедшая в ряде средних копий, первоначально исполненная Праксителем для жителей острова Кос из паросского или пентелийского мрамора, представляла богиню полностью обнажённой . Заказчики отказались её принять, и ваятель изготовил для них другую фигуру, в длинном одеянии, в о и миртовом венке. Обнажённую Афродиту купили жители острова Книд. Характерно для "фасадной" трактовки статуи, что её поставили в парке, заключив в небольшую эдикулу, открытую для обозрения сзади и спереди. Богиня словно готовилась к омовению: её тяжёлый плащ, оставляющий впечатление пилона, опускался на мраморную гидрию. Мотивировка обнажённости введена для смягчения остроты реакции зрителей. Очевидно, правой рукой Афродита прикрывала лоно, левая была вытянута вперёд. Создавалось ощущение, что она смотрит вдаль; её сияющее, тонированное воском и подцвеченное красками тело светилось на солнце. Изящная головка со скромной причёской локонов уже не имела. Вертикальные складки плаща, пронизанного реминисценциями "ласточкиных хвостов", оттеняли нежность фактуры тела. "Разоблаченная" Афродита представала как бы защищенной собственными жестами, намекающими на существование оболочки, которая лишь временно отсутствует. Впрочем, идеал богини, строгой и целомудренной, вполне соответствовал традиции.

С другой стороны, Пракситель создал образ и пышно облаченной богини. Среди нескольких статуй его Артемид одна из самых привлекательных та, копию которой видят в Артемиде из Габий; статуя была исполнена ок. 345 г. до н.э. для упоминавшегося святилища на Афинском Акрополе, где Артемиде как бывшей богине-медведице было принято дарить одеяния. Пракситель отходит от традиционного образа мужеподобной Артемиды-охотницы. Сюжет статуи представляет облачение Артемиды в гиматий. Она уже одета в красивый короткий хитон с пышными рукавами, дважды подпоясаный на талии и бёдрах. Ткань его, с многочисленными складками, кажется особо тонкой по сравнению с тяжёлым плащом. Артемида застёгивает фибулу на плече, скрепляя два конца одеяния. Облачаясь, богиня кокетливо смотрит на собственное плечо. Надевание одежд метафора восстановления внешней оболочки божественной души, своеобразного кокона, в котором она пребывает.

Итак, Пракситель дал новый тип обнажённой мужской фигуры и две формы женской - обнажённую и облачённую. Характерно, что в его искусстве, каким оно нам известно по олимпийской группе и римским копиям, опорами снабжаются, как правило, только изваяния мужчин. А поскольку опора, введённая ещё в V в. до н.э. Поликлетом, - важный элемент пластического образа, посмотрим, как она осмыслялась в его фигурах. Древесные опоры , наряду со скипетрами, жезлами и посохами, - всё тот же образ богини-матери , вступающей с сыном в ритуальный союз. Амазонка Поликлета опиралась на пилон, потому что она была раненой, не могла стоять на ногах; её опора скорее восстанавливала амазонский же образ андрогина, типа ксоанов Афины. Теперь этот знак "первомира", бывший ранее вторичным, дополнительным атрибутом, становится равноправным участником действа и возвращает себе исходную семантику дерева. Кривоватая, живая форма подчёркивает своим присутствием совершенство человеческого тела, а иная фактура - шершавость, мягкость наброшенных драпировок или, напротив, заглаженность - оттеняет светоносные качества кожи и пушистость волос.

Союз с деревом для персонажей Праксителя - это связь с аниконическим образом богини . Она выступает опорой своему хрупкому, изнеженно-томному партнёру. Необходимость во внешней опоре говорит о потере мужским образом действенной, самостоятельной силы. Он вновь феминизируется и из категории отца переходит в категорию сына . "Мировое древо" незримо, исподволь восстанавливает свой статус, а с ним потихоньку восстанавливается и былая "геральдическая формула".

Многие статуи Праксителя с опорами заставляют их домысливать как группы : связь двоих, опора с человеком, требуют дополнения в виде третьего, симметричного звена; так, по другую сторону опоры прозревается незримый геральдический близнец . Зеркальный образ, тайное отражение видимой фигуры особенно напрашивается в Отдыхающем сатире. Левый контур тела, сливающийся с очертанием древесного ствола, вертикален, и по другую сторону опоры воображение достраивает его тень-подобие. Видимое материальное и невидимое идеальное тела, однако, имеют нетрадиционный смысл; отсутствующий "геральдический близнец" теперь не связан с духом, он - исчезнувший реальный образ, материальное, земное тело . А статуарная фигура, напротив, представляет идеальный образ . Творения Праксителя словно отринули тяжёлый вещественный облик: они, выпав из драматического цикла превращений, достигли абсолюта . В их мире время не течёт, пространство остаётся неподвижным. Это прозрачный и светлый мир иного бытия , метафизической красоты ."

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 344-347.

Вверх.

На главную страницу.