varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура / Пракситель / Отдыхающий сатир. Мраморная римская копия греческого оригинала около середины IV века до н.э. Рим, Капитолийский музей |
Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Пракситель. Отдыхающий сатир. Мраморная римская копия греческого оригинала около середины IV века до н.э. Рим, Капитолийский музей
Генрих Ипполитович Семирадский. Пруд Фавна. |
"... Таковы и другие, дошедшие в копиях фигуры Праксителя, - Аполлон Сауроктон, Отдыхающий сатир, считавшийся одной из любимых работ мастера. Сатир, впервые облагороженный и не уступающий по элегантности олимпийцам, бездействует. Он просто стоит, прислонившись к стволу, слегка небрежно, подпирая бок рукой. Изгиб его бёдер круче, наклон тела - сильнее и в отличии от других реконструируемых работ мастера он смотрит прямо на зрителя. Но образ сатира лишён натурализма; напротив, он изящен и возвышен. Слегка склонив голову с очень пышными, тщательно уложенными волосами, прикрывающими его звериные уши, он, щурясь, смотрит куда-то вдаль, поверх толпы, поверх суетной земной жизни. Он в ином мире, в мире красивых грёз. Его тело слегка прикрыто шкурой пантеры, которая нужна только для того, чтобы дать сильную диагональ торсу и оттенить своей грубоватостью и застывшей маской животного нежность лица.
Пракситель. Отдыхающий сатир. Мраморная римская копия греческого оригинала около середины IV века до н.э. Лувр
<...>
Итак, Пракситель дал новый тип обнажённой мужской фигуры и две формы женской - обнажённую и облачённую. Характерно, что в его искусстве, каким оно нам известно по олимпийской группе и римским копиям, опорами снабжаются, как правило, только изваяния мужчин. А поскольку опора, введённая ещё в V в. до н.э. Поликлетом, - важный элемент пластического образа, посмотрим, как она осмыслялась в его фигурах. Древесные опоры, наряду со скипетрами, жезлами и посохами, - всё тот же образ богини-матери, вступающей с сыном в ритуальный союз. Амазонка Поликлета опиралась на пилон, потому что она была раненой, не могла стоять на ногах; её опора скорее восстанавливала амазонский же образ андрогина, типа ксоанов Афины. Теперь этот знак "первомира", бывший ранее вторичным, дополнительным атрибутом, становится равноправным участником действа и возвращает себе исходную семантику дерева. Кривоватая, живая форма подчёркивает своим присутствием совершенство человеческого тела, а иная фактура - шершавость, мягкость наброшенных драпировок или, напротив, заглаженность - оттеняет светоносные качества кожи и пушистость волос.
Союз с деревом для персонажей Праксителя - это связь с аниконическим образом богини. Она выступает опорой своему хрупкому, изнеженно-томному партнёру. Необходимость во внешней опоре говорит о потере мужским образом действенной, самостоятельной силы. Он вновь феминизируется и из категории отца переходит в категорию сына. "Мировое древо" незримо, исподволь восстанавливает свой статус, а с ним потихоньку восстанавливается и былая "геральдическая формула".
Многие статуи Праксителя с опорами заставляют их домысливать как группы: связь двоих, опора с человеком, требуют дополнения в виде третьего, симметричного звена; так, по другую сторону опоры прозревается незримый геральдический близнец. Зеркальный образ, тайное отражение видимой фигуры особенно напрашивается в Отдыхающем сатире. Левый контур тела, сливающийся с очертанием древесного ствола, вертикален, и по другую сторону опоры воображение достраивает его тень-подобие. Видимое материальное и невидимое идеальное тела, однако, имеют нетрадиционный смысл; отсутствующий "геральдический близнец" теперь не связан с духом, он - исчезнувший реальный образ, материальное, земное тело. А статуарная фигура, напротив, представляет идеальный образ. Творения Праксителя словно отринули тяжёлый вещественный облик: они, выпав из драматического цикла превращений, достигли абсолюта. В их мире время не течёт, пространство остаётся неподвижным. Это прозрачный и светлый мир иного бытия, метафизической красоты."
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Том II, Стр. 339-347.
Отдыхающий сатир. Римская копия (I - II вв. н.э.) с греческого оригинала 350 - 330 гг. до н.э. Государственный Эрмитаж.
Источник: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/06.+Sculpture/192292