varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура / Высокая классика / Поликлет. Дорифор (Копьеносец) |
Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Поликлет. Дорифор (Копьеносец)
|
"Поликлет из Аргоса, другой великий мастер эпохи Перикла, очевидно, моложе Фидия (работал примерно в 450-420-е гг. до н.э.), тоже считался учеником Агелада, своего соотечественика, и, скорее всего, это реальный факт. Поликлет по преимуществу - мастер мужской бронзовой статуи. Осознавая, что в её формировании он достиг неких абсолютных высот, художники назвали её "Каноном" (Руководство, Правило); аналогичные "Каноны" в это время были созданы в философии Демокритом.
"Каноном" Поликлета является его Дорифор (Несущий копьё) - статуя юноши с копьём на плече, реконструированная по римским копиям в бронзовом слепке, ок. 450-440 гг. до н.э. Поликлет продолжает развивать раннеклассическую тему атлета, вышедшую из моды в Афинах эпохи Перикла, но его интересовали главным образом не сюжеты и фабулы, а достижение идеального совершенства фигуры в самом её пластическом образе. Поэтому "атлеты" мастера имеют мало отношения к собственно атлетике или другой конкретной стороне реальной жизни. До Поликлета спокойно стоящая мужская фигура оставалась в раннеклассическом пароксизме: или глухо статичной, или резко динамичной. Уже с эпохи геометрики в фигурах начали исследоваться начала тектоники, соотношения верхней и нижней частей тела - сначала как больших блоков, потом с участием головы как некоего особого элемента тела, потом с дифференциацией рук и ног - как парных элементов и как элементов обособленных. К моменту вступления аргосца на арену искусств в этом направлении было сделано уже очень много - анатомия человеческого тела, его структура и его пластика были изучены в деталях.
Идеальное пространство статуарного образа уже было почти завоёванным, и к приходу Поликлета в искусство статуя в целом уже обладала своей автономией. Тело представлялось очень близким к натуральному, но оставалось ощущение какой-то угловатости, резкости столкновения аспектов, и этот момент мелочного беспокойства, внутренней нестабильности фигуры нужно было погасить. Герои более ранних вателей, в том числе и выдающегося Мирона, продолжали выражать свои чувства экспрессивными жестами - говоря словами дельфийских мудрецов, "махать руками".
Задумав статую обнажённого юноши с копьём (полагают, что это Ахилл), Поликлет устранил скованности, проистекающие от привязанности образа к внутренней, "материнской" среде. Копьеносец Поликлета имеет совершенно особую тектонику. Он фронтально стоит перед зрителем, слегка повернув голову в сторону; он великолепно сложен: его пропорции тяжёлые, устойчивые, мужественные. Ноги несут тело с такой убедительностью, какой не удавалось достичь раньше, - правая опорная нога подогнута внутрь, так что абрис её скруглён, а лекая свободная не выдвинута вперёд, как то было раньше, а, напротив, отставлена назад и опирается о землю кончиками пальцев. Этот приём создаёт впечатление, что юноша с атлетическим торсом шагает , что он постоянно движется в своём идеальном пространстве: только что он шагнул, ещё не успев опустить ступню целиком на землю, а другая нога уже сейчас примет соответствующую позицию: она оторвётся от земли и станет свободной, передав нагрузку второй ноге. Исчезает жёсткое разделение между обеими ногами: они обе по сути и опорные, и свободные, и сильный изгиб линии бёдер говорит о мощи нижней части фигуры. Но верхняя часть тела тоже строго дифференцирована в отношении несомых и несущих частей. Торс наклонён влево (с точки зрения юноши), грудь выровнена, а плечи наклонены в другую сторону: правое, соответствующее опорной ноге, опущено, а левое, со стороны свободной ноги, приподнято, и именно это плечо нагружено - герой несёт на нём копьё. Таким образом, в тектоническую игру вступает не только верх и низ , фигуры, но и в каждой из этих частей левое-правое, так что образуются две пары взаимоперекрёстных сил: две несущие (правая нога - левая рука), и две несомые (левая нога - правая рука). Такое зеркально-симметричное распределение сил в живом организме назвали хиазмом (от греческой буквы "хи" - Х).
Дорифор, столь естественно движущийся, покоясь в своём внутреннем мире, непоколебим, границы его сферы нерушимы - он неуязвим ни с какой стороны, и он развивает свою идею в пространстве-времени кругло, т.е. как бы легко вращается: если смотреть на статую сбоку, со спины или в три четверти, она будет оставаться одинаково прекрасной, тектоничной и уравновешенной. Римские ценители донесли определение "Канона" как "homo quadratus" - он казался им слишком приземлённым, с укороченными пропорциями (явно сказались вкусы более поздней эпохи), но в "квадратном" идеале аргосца прослеживается ещё раз принцип идеальной парности: все четыре стороны квадрата равны - пары рук и ног идеально взаимосвязанны. Выходящая за пределы "квадрата" голова очень своеобразна; она тоже трёхмерная, "круглая", с короткой причёской в виде языков пламени. Лицо с его идеальными чертами бесстрастно, безмятежно и абсолютно непроницаемо.
Источник: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 226-228.
Поликлет. Копьеносец (Дорифор). Реконструкция
Академический рисунок слепка статуи Дорифора | |
Академический рисунок головы Дорифора из методического пособия "Образцы рисунков" (вечерние подготовительные курсы МАрхИ). |
Поликлет. Копьеносец (Дорифор). 450-440 гг. до н.э. Вариант реконструкции Дорифор - одна из самых знаменитых скульптур античности, она была создана в 450-440 гг. до н.э. греческим мастером Поликлетом. Оригиналов, естественно, до нас не дошло - спасибо хозяйственным римлянам с византийцами и безхозяйственным крестоносцам - но сохранились многочисленные копии, в том числе в Неаполе, Ватикане, Мюнхене, Флоренции. (В мраморных копиях позади правой ноги сооружена подпорка, поскольку мрамор, в отличие от более устойчивых металлических сплавов, не может так удержаться. Эта особенность часта у мраморных копий и большинства других бронзовых скульптур). Связано это со сложной позой Дорифора, отличной от статичных куросов. Как пишет Плиний - Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Дорифор - ранний пример классического контрпоста. Ведь прежде чем Микеланджело смог показать потерю равновесия, древним грекам нужно было научиться равновесие показывать. Поликлет это умел - его человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны. Ключевые слова: хиазм, котрапост. "Дорифор" означает - "несущий копье". Поликлет специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей. Темы богов он обычно не трогал, оставив эту сегмент рынка другим мастерам. Но его спортсменов тоже вряд ли можно назвать конкретными личностями, точно также и эта статуя интересна не сама по себе, а приложенными к ней идеям. Дорифор - это иллюстрация канонов мужской фигуры. Иногда эту статую так и называли - "Канон Поликлета", вслед за теоретическим трактатом его создателя. Поликлет выводил там цифровой закон идеальных пропорций человека. Эти пропорции находятся друг с другом в цифровом соотношении. Вдобавок, в нем воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. Основы пифагореизма, этой числовой магии, которой придерживался Поликлет, тоже повлияли на пропорции Копьеносца. "Канон Поликлета" в "Истории античной эстетики" Лосева. "Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью". И действительно, Канон Поликлета оказал большое влияние на европейскую культуру, не смотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента, сведения о нем отрывочны, а математическая основа до сих пор окончательно не выведена. Разбор пропорций статуи. Если пересчитать пропорции этого Идеального Мужчины для роста, предположим, 178 см, размеры будут таковы: объем шеи - 44 см, Редкий кадр: "Дорифор" виллы Тиволи готовится к реставрации. Источник: http://community.livejournal.com/all_gods/25858.html |