Варварская галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Пракситель. Т.н. Афродита Арльская. Мраморная римская копия греческого оригинала середины IV века до н.э. Лувр.

Пракситель. Т.н. Афродита Арльская. Мраморная римская копия греческого оригинала середины IV века до н.э. Лувр.

"Эволюция женской фигуры в искусстве Праксителя также нашла завершение. Одним из первых он дал обнажённый образ богини - конечно же, Афродиты, и только её одной - прочих богинь "разоблачать" запрещала традиция. Первый опыт такого рода он предпринял в статуе, копией которой считается Афродита Арльская; её отождествляют со статуей, изготовленной Праксителем для Феспий. Фигуру в XVII в. реставрировал известный французский ваятель Ф. Жирардон, дополнив правую руку с яблоком - решение явно ошибочное, поскольку и в другой руке Афродиты есть атрибут. У богини обнажена верхняя часть тела. Она стоит почти анфас, в лёгком развороте в сторону руки с атрибутом, - решение аналогичное группе Гермеса с Дионисом. Нижняя часть фигуры сильно утяжелена и служит для неё постаментом - в эпоху эллинизма эта концепция найдёт развитие в знаменитой Венере Милосской. Примечателен тяжёлый отворот плаща на бёдрах и монументальные вертикальные складки под правой рукой; кажется, что под ними скрыт тяжёлый пилон. Пракситель всегда так или иначе намечает вертикальную ось, которая "держит" его героев. Голова богини, отражение которой видят в голове Афродиты из собрания Кауфман, ещё строгая и классическая, с тщательно уложенной и перевязанной лентами причёской; традиционные локоны стелются по плечам."

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 344.

Вверх.

На главную страницу.