varvar.ru: Архив / Галерея / Маньеризм / Шпрангер |
Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Бартоломеус Шпрангер. Минерва торжествующая над Невежеством. 1591. Вена. Kunsthistorisches Museum |
Бартоломеус Шпрангер. "Sine Cerere et Baccho friget Venus” ("Замёрзшая Венера"). 1590. Вена. Kunsthistorisches Museum |
Бартоломеус Шпрангер. Геркулес и Омфала. 1585. Вена. Kunsthistorisches Museum |
Бартоломеус Шпрангер. Салмакида и Гермафродит. 1580/1582. Вена. Kunsthistorisches Museum |
Бартоломеус Шпрангер. Геркулес, Деянира и кентавр Несс |
Бартоломеус Шпрангер. Венера и Адонис |
||
Бартоломеус Шпрангер. Венера и Вулкан. ок. 1610. Вена. Kunsthistorisches Museum |
Бартоломеус Шпрангер (Bartholomaus (Bartolomeus) Spranger) ( 21 марта 1546, Антверпен — 27 июня 1611, Прага ) — фламандский художник, живший и работавший в Чехии , входившей в то время в Германскую империю.
Шпрангер был одним из самых авторитетных художников своего времени. Его живописный талант проявился ещё в детстве, с 11 лет он состоял на обучении у художников Яна Мандейна в Антверпене и Корнелиса ван Далема. Закончив обучение, он отправился в Париж и потом в Лион. В 1565 г. он прибыл в живописную Мекку того времени — Италию. Он работал в Милане, у Бернардино Гатти в Парме и для Алессандро Фарнезе в Риме. Шпрангер принимал участие в оформлении палаццо Фарнезе в Капрароле .
С 1570 по 1572 г. Шпрангер состоял в должности папского художника у папы Пия V. По распоряжению папы он писал картины, посвящённые сценам Страстей Христовых, и копию «Страшного Суда» Микеланджело. После смерти папы он работал по заказам римских церквей, а в 1575 г. по рекомендации Джованни Болонья, будучи уже известным художником, был приглашён ко двору короля Рудольфа II и в 1580 г. переехал в Прагу. Шпрангер писал не только для двора, но и по многочисленным заказам других влиятельных людей своего времени.
В 1582 г. Шпрангер женился, переехал на некоторое время в Вену, а в 1584 г. вернулся в Прагу и в том же году ему был присвоен собственный герб. В 1595 г. ему было присвоено дворянское звание. В 1602 г., будучи состоятельным человеком, он посетил Голландию, где его принимали с почестями. В Праге по возвращению он стал получать всё более сложные художественные задания, которые он успешно решал с помощью новых живописных техник. К пражскому двору приглашалось огромное количество художников, Шпрангер изучал новые тенденции и был вдохновлён зарождающимся стилем барокко. Известный гравёр своего времени Хендрик Гольциус использовал многие картины Шпранглера для своих произведений. Шпрангер познакомил Северную Европу с итальянским маньеризмом и был предшественником многих барочных живописцев как, например, своего соотечественника Петера Пауля Рубенса .