varvar.ru: Архив / Галерея / Маньеризм / Хендрик Гольциус |
Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Хендрик Гольциус. Адам и Ева. 1608. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж |
Хендрик Гольциус. Кадм и дракон. 1615 |
Хендрик Гольциус. Крещение. 1608. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж |
Хендрик Гольциус. Статуя Геркулеса Победителя. Около 1591. |
Хендрик Гольциус. Меркурий |
Хендрик Гольциус. Кадм и дракон |
Хендрик Гольциус. Минерва |
Хендрик Гольциус. Адам и Ева |
Хендрик Гольциус - голландский гравер и живописец (1558-1616). Ребёнком Гольциус упал на горящие угли, изуродовал себе правую руку (впоследствии он сделал несколько блестящих графических этюдов покалеченной руки). Первые познания в рисунке он приобрел у отца, живописца по стеклу; потом занимался у гравера Дирка Корнгерта, но вскоре перешел к самостоятельной гравировальной работе и 18 лет от роду уже достиг некоторой известности. В 1577 поселился в Харлеме. В 21 год Гольциус женился на много старшей себя, но богатой вдове, что дало ему экономическую самостоятельность. В 1590 он сбежал от нее, чтобы отправиться в Италию. Гольциус совершил большую часть путешествия пешком, выдавая себя за простолюдина, отчасти для того, чтоб свободнее прислушиваться к суждениям о себе самом, отчасти из любви к мистификациям. В Италии он прилежно работал, совершенствуясь в рисунке, и по возвращении в Харлем принялся снова за гравирование: сначала с Рафаэля по рисункам, вывезенным из Италии, но потом награвировал две серии собственных композиций, в которых он выказал талант подражательности в полном блеске, например, в гравюре "Поклонение волхвов" на манер Луки Лейденского и "Обрезание", исполненной на манер Дюрера до того близко, что она ввела многих в обман. После него осталось до 300 гравюр на сюжет из священной истории, мифологии, аллегорические, также много портретов и несколько пейзажей; Гольциус работал преимущественно резцом, но иногда и в технике офорта. В 1600 он возглавил Харлемскую академию живописи. Только на 42 году жизни Гольциус выступил как живописец и, хотя начал поздно, оставил ряд замечательных работ масляными красками. Эрмитаж в Петербурге владеет двумя прекрасными картинами Гольциуса: "Адам и Ева" и "Крещение Господне", составляющими панданы одна к другой.