Варварская энциклопедия: Сиу

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Фредерик Ремингтон. Индеец сиу. 1901

Фредерик Ремингтон. Индеец сиу. 1901

Индейцы сиу. Джордж Кэтлин. Один рог - вождь дакота. 1832  Джордж Кэтлин. Один рог - вождь дакота. 1832 
Индейцы сиу. Джордж Кэтлин. Воинская пляска устроенная тетон-сиу в честь Кэтлина. 1832 -1833 Джордж Кэтлин. Воинская пляска устроенная тетон-сиу в честь Кэтлина. 1832 -1833
Индейцы сиу. Джордж Кэтлин. Битва между индейцами сиу и саук. 1846–1848 Джордж Кэтлин. Битва между индейцами сиу и саук. 1846–1848
Индейцы сиу. Джордж Кэтлин. Индейцы сиу у красных валунов Джордж Кэтлин. Индейцы сиу у красных валунов
Индейцы сиу. Джордж Кэтлин. Кочующие индейцы сиу Джордж Кэтлин. Кочующие индейцы сиу
Индейцы сиу. Джордж Кэтлин. Чёрный камень. Вождь сиу Джордж Кэтлин. Чёрный камень. Вождь сиу
Индейцы сиу. Карл Бодмер. Погребения вождей сиу возле Fort Pierre Карл Бодмер. Погребения вождей сиу возле Fort Pierre
Индейцы сиу. Карл Бодмер. Вид Миссури у форта Пирр Карл Бодмер. Вид Миссури у форта Пирр
Карл Бодмер. Лагерь индейцев сиу Карл Бодмер. Лагерь индейцев сиу
Индейцы сиу. Карл Бодмер. Скачки у Fort Pierre

Карл Бодмер. Скачки у форта Пирр

Карл Бодмер. Chan-Cha-Uia-Teuin, женщина из племени тетон-сиу Карл Бодмер. Chan-Cha-Uia-Teuin, женщина из племени тетон-сиу
Карл Бодмер. Wahktageli, вождь янктон-сиу Карл Бодмер. Wahktageli, вождь янктон-сиу
Альфред Джейкоб Миллер. Медвежий Бык (Bear Bull), вождь оглала сиу. 1837. Балтимор. Walters Art Gallery Альфред Джейкоб Миллер. Медвежий Бык (Bear Bull), вождь оглала сиу. 1837. Балтимор. Walters Art Gallery
Альфред Джейкоб  Миллер. Индейцы снэйки и сиу на тропе войны Альфред Джейкоб Миллер. Индейцы снэйки и сиу на тропе войны
Джордж де Форест Браш. Воин сиу Джордж де Форест Браш. Воин сиу
Чарльз Мэрион Расселл. "The Custer Fight". Битва при Литтл-Бигхорн. 1903 Чарльз Мэрион Расселл. "The Custer Fight". Битва при Литтл-Бигхорн. 1903
Чарльз Мэрион Расселл. "Когда сиу встречаются с черноногими". 1908 Чарльз Мэрион Расселл. "Когда сиу встречаются с черноногими". 1908
Индейцы сиу. Джеймс Бама. Портрет индейца сиу Джеймс Бама. Портрет индейца сиу
Джеймс Бама. Младший вождь сиу Джеймс Бама. Младший вождь сиу
Джеймс Бама. Правнук Чёрного Лося Джеймс Бама. Правнук Чёрного Лося
Джеймс Бама. Молодой оглала-сиу Джеймс Бама. Молодой оглала-сиу
Джеймс Бама. Современный сиу Джеймс Бама. Современный сиу
Джеймс Бама. Сиу с орлиным пером Джеймс Бама. Сиу с орлиным пером
Индейцы сиу. Уильям Арендт. Возмездие Уильям Арендт. Возмездие
Индейцы сиу. Уильям Арендт. Большая Грива, вождь брюле-лакота Уильям Арендт. Большая Грива, вождь брюле-лакота
Индейцы сиу. Уильям Арендт. Атакующий Медведь, вождь лакота Уильям Арендт. Атакующий Медведь, вождь лакота
Индейцы сиу. Уильям Арендт. Желчь (Галл) Уильям Арендт. Желчь (Галл)
Индейцы сиу. Леонард Пелтиер. Воин сиу Леонард Пелтиер. Воин сиу
Индейцы сиу. Леонард Пелтиер. Страна сиу Леонард Пелтиер. Страна сиу
Индейцы сиу. Леонард Пелтиер. Человек-ястреб II (Автопортрет) Леонард Пелтиер. Человек-ястреб II (Автопортрет)
Индейцы сиу. Эндрю Томас. Отряд Пёстрого Хвоста преследует Union Pacific. 2007 Эндрю Томас. Отряд Пёстрого Хвоста преследует Union Pacific. 2007
Индейцы сиу. Джеймс Эйерс. Чёрный Камень, лакота. 2010 Джеймс Эйерс. Чёрный Камень, лакота. 2010

 

Сиу

Как раз в это время, около 1640 г., французы начали получать сообщения о сиу, могущественном и воинственном племени на западе, устрашающем соседние племена и названном французами ирокезами Запада. Судя по археологическим данным, сиу проживали в Миннесоте со времен строителей маундов. Они были грубыми людьми, бродячими охотниками и рыболовами, не принимавшими участия в культурном развитии племен к востоку от Миссисипи. У них не было ни больших поселений, ни хозяйственных земляных работ, но они научились делать грубую глиняную посуду и переняли кое-что из религии и обычаев строителей маундов, погребая своих умерших в небольших конических холмиках.

Ясно, что в поле зрения французов сиу привела алгонкинская война с виннебаго. Мы не знаем точно, что произошло, но сиу были явно вовлечены в эти события. Радиссон сообщает нам, что оджибва, так же как и оттава, в этот период (1600–1630 гг.) участвовали в торговле французскими товарами с западными племенами, что они оказались втянутыми в войну с сиу и, очевидно, были отогнаны на Восток в земли Су-Сент-Мари. Другие французские сообщения о том, что сиу отогнали иллини восточнее, к озеру Мичиган, наверное относятся к событиям после войны с виннебаго, когда иллини и некоторые другие алгонкины двинулись на запад к Миссисипи и столкнулись там с сиу, после чего были отброшены ими назад на восток. Сиу, очевидно, преследовали алгонкинов, т.к. в 1670 г. иезуиты сообщили, что земли вокруг озера Виннебаго пустуют из-за постоянных налетов сиу в этот район.

Ранние французские отчеты дают сиу высокую репутацию. В них говорится, что сиу держали свои обещания лучше, чем "более просвещенные племена" к востоку от них. Они были отличными воинами, но они не нападали на соседние племена, кроме случаев нападения на свой собственный народ, и у них не было мерзостного обычая восточных индейцев пытать своих пленников у столба, а затем есть их. Описывается только один случай, когда сиу пытали пленника до смерти и съели его, причем жертва явно заслуживала своей судьбы. Вождь оттава клана синаго пригласил вождя сиу и его семью в гости, затем предательски убил и устроил людоедский пир из их мяса. Впоследствии сиу захватили его в плен и, накормив ломтями собственного мяса, убили и съели.

Действительно, они были примитивным народом, и алгонкины, похоже, презирали их как простаков, которые никогда не видели белого человека и были настолько невежественны, что даже не знали, что меха представляют ценность.

К 1642 г. появились первые незначительные сообщения о сиу, в которых утверждалось, что племя выращивает лишь немного маиса и табака, и что у этих индейцев имеется около 30 деревень. Но из более поздних сообщений создается впечатление, что только одна деревня была постоянной, а остальные были не более, чем кочевые лагеря, сезонно передвигавшиеся с место на место. Сиу жили у истоков Миссисипи в лесной стране озер и болот, содержавших обширные заросли дикого риса. Сиу, в основном кочевники и охотники, не склонны были оседать и выращивать урожай, т.к. они могли собирать дикий рис с каноэ. Они помещали рис в кожаные мешки и молотили их, чтобы отделить зерна от шелухи. Куда бы ни передвигали сиу свои кочевые стойбища, у них всегда имелся запас дикого риса в мешках, который считался лучшей едой, чем маис. После 1650 г. некоторые группы сиу стали обрабатывать небольшие поля маиса и табака. Осенью наступало время сбора урожая дикого риса. В марте, когда снег еще обычно покрывал землю, а ручьи только начинали оттаивать и бешено мчатся к югу, сиу отправлялись в кленовые рощи и делали сахар из сока этих деревьев. Это был сезон, когда еда была скудной, и иногда семьи сиу неделями жили на кленовом сахаре и немногом другом. Уже в 1800 г. некоторые семьи сиу провозгласили отдельные кленовые рощи своей собственностью, утверждая, что только они имеет право делать сахар на этих участках.

Никакого комплимента сиу не было в том, что иезуиты называли их ирокезами. Как и ирокезы, сиу нападали на своих соседей, но война сиу состояла из мелких рейдов с редкими массированными атаками и полным отсутствием свирепых целей ирокезов истреблять своих врагов. Между двумя племенами было мало похожего. Ирокезы жили в хорошо организованных общинах в укрепленных деревнях и были сильно заинтересованы в выращивании урожая. Сиу были грубым народом, жившим кочующими стойбищами.

Эти два племени походили друг на друга только страхом, внушаемым соседним племенам, и тем фактом, что оба они видели мудрость образования Лиг и Конфедераций для поддержания мира среди самих себя. Традиционно, сиу создали Семь Костров Совета, адекватных ирокезским Пяти Кострам, но сиу не использовали своей объединенной силы, как это делали ирокезы, чтобы "съесть" все соседние нации.

Maката (Александр Либенштейн). Индейцы Великих Озер в XVII веке: расселение и войны

 

Воин индейцев дакота. Оловянная миниатюра. Скульптор Ebroin, художник Danilo Cartacci. Воин индейцев дакота. Оловянная миниатюра. Скульптор Ebroin, художник Danilo Cartacci. Воин индейцев дакота. Оловянная миниатюра. Скульптор Ebroin, художник Danilo Cartacci. Воин индейцев дакота. Оловянная миниатюра. Скульптор Ebroin, художник Danilo Cartacci.

Воин индейцев дакота. Оловянная миниатюра. Скульптор Ebroin, художник Danilo Cartacci.

Юрий Стукалин

Сиу


из книги «Энциклопедия военного искусства индейцев Дикого Запада», - М.: Яуза, Эксмо, 2008; стр. 83-97.


Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не отличалась от истории других племен дакотов, но после миграции на Великие Равнины, произошедшей в конце XVIII века, они стали действовать независимо от восточных родичей, а их культура полностью изменилась.

Название сиу произошло от оджибвейского слова надоуе-сиу-ег — Гадюки. Равнинные сиу были также широко известны как лакоты и тетоны и состояли из семи самостоятельных племен: 1) оглалы (Разбрасывающие) ; 2) миниконжу (Сажающие Семена у Речных Берегов); 3) брюле (сичангу, Обожженные Бедра); 4) охенонпы (Два Котла); 5) итазипчо (санс-арк, Без Луков); 6) сихасапы (Черноногие Сиу); 7) хункпапы (Ставящие Палатки в Оконечностях Лагерного Круга). Самыми крупными из этих племен были брюле и оглалы.

Многие племена называли сиу Отрезающими Головы или Перерезающими Горло, что на языке жестов показывали движением руки вдоль горла. Кайовы называли их кодалпа-киаго — Люди Ожерелья, имея в виду так называемые хайр-пайпы, которые, по мнению кайовов, на Равнины принесли именно сиу. На языке жестов знак для перерезать горло и хайр-пайп идентичен. Скорее всего, это кайовская ошибка, и их название произошло из-за неверного понимания обозначения этого племени на языке жестов.

В разные времена равнинные сиу воевали с хидатсами, манданами, арикарами, шайенами, арапахо, кайовами, понками, омахами, пауни, осейджами, черноногими, сарси, гровантрами, кри, равнинными оджибвеями, ассинибойнами, кроу, ото, миссури, айовами, канзами, шошонами, банноками, кутеней, ютами и плоскоголовыми. Для сиу было очень сложно сохранять продолжительный мир с кем-либо из соседних племен — они были слишком многочисленны, воинственны, разбросаны на огромной территории и управлялись разными людьми. Основными врагами различных племен сиу были их соседи. Так, главными врагами брюле были арикары и пауни. Основными врагами оглалов были кроу. «Война между этими двумя народами, — писал Дениг в 1855 году, — продолжается так долго, что никто из ныне живущих уже не помнит, когда она началась». Миниконжу до 1846 года сражались в основном с арикарами, манданами и хидатсами. Помимо этого, они с давних времен часто присоединялись к оглалам в экспедициях против кроу. К 1846 году численность бизонов стала уменьшаться, и миниконжу поняли, что в их же интересах заключить мир с арикарами, от которых они получали маис в обмен на шкуры и мясо. Хункпапы, сихасапы и итазипчо в то время также были в мире с арикарами, но воевали с манданами, хидатсами и кроу.

Воин-бизон индейцев лакота. Оловянная миниатюра. Мастер – модель: C. Злобова. Роспись фигуры: С. Поповиченко.Воин-бизон индейцев лакота. Оловянная миниатюра. Мастер – модель: C. Злобова. Роспись фигуры: С. Поповиченко.

Воин-бизон индейцев лакота. Оловянная миниатюра. Мастер – модель: C. Злобова. Роспись фигуры: С. Поповиченко. (Источник)

Сиу всегда были яростными и храбрыми воинами, доказав это в многочисленных битвах с индейскими врагами и американскими солдатами. И хотя порой приходится сталкиваться с противоположными замечаниями, их скорее можно отнести к досадному бахвальству. Джордж Гриннел, например, «слышал, как шайены... говорили... о сиу, что сражаться с ними было все равно что преследовать бизоних, потому что сиу убегали так быстро, что шайенам приходилось что было мочи гнать своих лошадей, чтобы настигнуть их и убить». Пауни, несомненно являвшиеся одними из величайших воинов Равнин, хвастливо заявляли, что причина того, что «у сиу так много общин, заключается в том, что каждый раз, когда воину сиу удается убить пауни или посчитать на нем «ку» [1] , это почитается деянием такой значимости, что он становится вождем, забирает свою семью и основывает новую общину». Дениг писал в 1855 году, что в войне брюле-сиу с пауни и арикарами, первые, как правило, оказываются более успешными. Он считал, что миниконжу «лучшие бойцы, чем арикары, и больше рискуют во время битв». В войне между сиу и кроу, по его словам, кроу убивали больше сиу, а сиу уводили у них больше лошадей. Объяснение этому кроется в том, что их военные отряды чаще проникали на земли кроу, а последним чаще приходилось защищаться, убивая конокрадов сиу.

Отношение равнинных сиу с белыми людьми до начала эмиграции на Дальний Запад (современные штаты Орегон, Невада, Калифорния) складывались достаточно миролюбиво, хотя иногда мелкие группы путешественников подвергались нападениям с их стороны. Первый договор с правительством США тетоны подписали в 1815 году у Портаж-де-Су, ион был подтвержден договором от 22 июня 1825 года у форта Лукаут, штат Южная Дакота. Но уже к началу 1850-х годов отношение разных племен сиу к белым людям стало заметно меняться. Брюле, оглалы и охенонпы были весьма приветливы и радушно принимали торговцев и путешественников в своих лагерях. С оглалами у торговцев редко возникали проблемы, и они считали их «одними из лучших индейцев на этих землях». Миниконжу были более агрессивны и, по словам Денига, «всегда были самыми дикими из всех сиу». По поводу оставшихся трех племен Дениг писал в 1855 году: «Хункпапы, сихасапы и итазипчо занимают практически единый район, часто ставят рядом друг с другом лагеря и действуют сообща». Он отмечал, что их отношение к торговцам всегда было враждебным, и сообщал: «Сегодня торговцы не могут чувствовать себя в безопасности, вступая в их лагеря... Они убивают каждого встреченного белого человека, совершают грабежи и уничтожают любую собственность вокруг фортов на Йеллоустоне... С каждым годом они становятся все более враждебными и на сегодняшний день являются даже более опасными, чем черноногие».

Вождь индейцев лакота. Оловянная миниатюра. Скульптор Andrea Jula, художник Diego Ruina. Вождь индейцев лакота. Оловянная миниатюра. Скульптор Andrea Jula, художник Diego Ruina. Вождь индейцев лакота. Оловянная миниатюра. Скульптор Andrea Jula, художник Diego Ruina. Вождь индейцев лакота. Оловянная миниатюра. Скульптор Andrea Jula, художник Diego Ruina.

Вождь индейцев лакота. Оловянная миниатюра. Скульптор Andrea Jula, художник Diego Ruina.

Путь в Орегон и Калифорнию по «Орегонской тропе» вдоль р. Платт проходил через страну сиу, и, когда потянулись караваны переселенцев, начались проблемы с мирными до того племенами. Переселенцы не только распугивали и убивали дичь, сжигали и без того небольшое количество растущих на Равнинах деревьев, но и принесли новые болезни, к которым у индейцев не было иммунитета, отчего они умирали сотнями. Ближе всех оказались брюле, и они более других сиу пострадали от оспы, холеры, кори и прочих болезней. Если прежде, по словам Денига, «брюле... были превосходными охотниками, обычно хорошо одевались, имели достаточно мяса для пропитания и огромное количество лошадей, проводили время за охотой на бизонов, ловили диких лошадей и вели войну с арикарами... и пауни», то к середине 1850-х годов их положение кардинально изменилось. «Сегодня они разбиты на мелкие общины, плохо одеты, на их землях почти нет дичи, и они имеют крайне мало лошадей», — писал Дениг. Оглалы также стали враждебными, а остальные племена сиу, как указывалось тайно встретиться следующим летом, чтобы объединить всех сиу в борьбе против белых захватчиков.

Гражданская война в США в 1861 году оттянула солдат из военных постов Запада, оставив пути переселенцев практически незащищенными до 1865 года, и сиу чувствовали себя свободно, периодически совершая мелкие набеги на белых путешественников. Но так не могло продолжаться долго, и 12 июля 1864 года сиу нанесли удар. Когда караван из Канзаса, состоявший из десяти переселенцев, добрался до форта Ларами, люди из форта убедили их, что дальнейший путь безопасен, а индейцы весьма дружелюбны. Когда они покидали Ларами, к ним присоединилось еще несколько фургонов. После переправы через р. Литтл-Бокс-Элдер появилось около двухсот оглалов, всем видом выказывая свое дружелюбие. Переселенцы накормили их, после чего те неожиданно атаковали белых людей. Троим мужчинам удалось бежать, а пятеро были убиты на месте. Индейцы разграбили фургоны и увезли с собой двух женщин — миссис Келли и миссис Лаример, а также двух детей. Ночью, во время передвижения военного отряда, миссис Келли помогла своей маленькой дочке соскользнуть с лошади, надеясь, что она сможет спастись, но ей не повезло. Позднее отец девочки нашел ее тело, утыканное стрелами и скальпированное. На следующую ночь удалось бежать миссис Лаример и ее сыну. Фанни Келли провела среди краснокожих около полугода и в декабре была возвращена вождями сиу в форт Салли.

Следующее серьезное сражение произошло 28 июля 1864 года и получило название Битва у горы Киллдир. Генерал Альфред Салли с 2200 солдатами и 8 гаубицами, преследуя бежавших из Миннесоты после Восстания Маленькой Вороны санти-сиу, атаковал лагерь тетонов. Сиу ждали его солдат на покрытых лесом склонах гор Киллдир. Лагерь сиу был огромен и насчитывал около 1600 типи, в которых жили 8000 хункпапов, санти, сихасапов, янктонаи, итазипчо и миниконжу. Всего в лагере находилось около 2000 воинов. Салли позднее утверждал, что воинов было более 5000, но это вздор. По словам самих индейцев, воинов было не более 1600. Салли приказал артиллеристам открыть огонь. Тетон-сиу во главе с Сидящим Быком и Желчью заняли правый фланг, а янктонаи и санти во главе с Инкпадутой левый. Бой был долгим и тяжелым, но Салли всячески старался избежать рукопашной схватки, полагаясь на огонь ружей и пушек с дальнего расстояния. Кроме того, солдаты превосходили индейцев численно. Большинство индейцев было вооружено только луками и стрелами. Женщины успели увезти часть палаток и содержимого лагеря, прежде чем войска вступили в него. Салли сжег сотни типи, сорок тонн пеммикана и расстрелял около трех тысяч собак. Салли потерял пять человек убитыми и десять ранеными. По утверждению Салли, его люди убили не менее полутора сотен индейцев, но это, как и его сообщения о численности противника, не более чем нонсенс. На самом деле со стороны сиу погибло около 30 воинов — в основном беглецов санти и янктонаев. Ночью сиу ушли, а Салли заявил о сокрушительной победе над ними.

Колонна Салли продолжила путь на запад и 5 августа подошла к краю Дурных Земель (Бэдлэндов) — 40 миль каньонов глубиной 180 метров и непреодолимых скал. Тем не менее, зная, что на другой стороне — на р. Йеллоустон — его людей ждут лодки с припасами, Салли вошел в каньоны.

Спустя два дня, 7 августа, пока солдаты стояли лагерем на р. Литтл-Миссури, их атаковали сиу. Одна группа обрушила на них град стрел с высоты 150-метровых скал, а другая увела часть лошадей. На следующий день колонна Салли переправилась через реку и двинулась по плато, где их уже поджидали воины сиу. Они окружили солдат с трех сторон, но огонь из гаубиц отогнал их. Это не охладило пыла краснокожих, и на следующее утро, 9 августа, перед колонной появилось около тысячи воинов. И снова гаубицы и дальнобойные ружья помогли солдатам отбить индейцев. К вечеру сиу покинули поле боя, а на следующий день Салли вышел на открытую местность и достиг р. Йеллоустон. Эти три дня стоили хорошо вооруженной армии девяти человек убитыми и сотни ранеными. С луками и стрелами в руках сиу смогли показать двум тысячам солдат, чего они стоят. Эти события стали известны как Сражения в Бэдлэндах.

Следующий удар сиу нанесли 2 сентября 1864 года. Джеймс Фиск, руководивший караваном из 88 фургонов, в которых находилось 200 переселенцев и золотоискателей, направлявшихся на рудники Монтаны, запросил армейский эскорт в форте Райс, штат Северная Дакота. Ему было предоставлено 47 кавалеристов во главе с лейтенантом Смитом. Когда караван был уже в 130 милях от форта Райс, один из фургонов перевернулся, и погонщики двух других остановились, чтобы оказать помощь пострадавшим. Для охраны отставших были оставлены девять солдат, а караван продолжил путь. Вскоре появился вождь хункпапов Сидящий Бык с сотней воинов и атаковал отставшие фургоны. Караван уже успел удалиться на милю, но находившиеся в нем люди услышали стрельбу, и отряд из 50 солдат и добровольцев во главе с Фиском поспешил на помощь. К тому времени хункпапы уже грабили фургоны. Индейцы вынудили Фиска и его людей занять оборону и отбиваться до захода солнца. Ночью им удалось прокрасться к поставленному в круг каравану, но индейцы там не появились. В этот день погибло десять солдат и двое гражданских, а из трех атакованных фургонов индейцы забрали ружья и 4000 патронов. На следующий день караван продолжил путь, но не успел проделать и нескольких миль, как снова подвергся атаке индейцев. Фиск вместе со своими людьми успел поставить фургоны в круг и соорудить вокруг них насыпь. Осажденные назвали свое укрепление фортом Дилтс, в честь убитого краснокожими разведчика. Сиу держали переселенцев и солдат в течение нескольких дней, но так и не смогли пробить оборону. В ночь с 5 на 6 сентября лейтенант Смит в сопровождении тринадцати человек проскользнул мимо индейцев и поспешил за помощью в форт Райс. Переселенцам пришлось прождать на месте еще две недели, прежде чем им на выручку прибыли направленные генералом Салли 900 солдат и сопроводили их в форт Райс.

В начале июня 1865 года правительство решило переместить «дружественных сиу», живших у форта Ларами, к форту Кирни, чтобы они не мешались во время предстоящих карательных кампаний, — около 185 типи, или 1500 человек. Форт Кирни находился на территории пауни, и сиу опасались, что те обязательно нападут на них всей своей мощью. Они выступили в путь на восток 11 июня в сопровождении 135 кавалеристов во главе с капитаном Вильямом Фоутсом. Вместе с ними также поехали около 30 гражданских лиц и отделение индейской полиции Чарльза Эллистона. Индейцам позволили оставить при себе оружие. Этот поход превратился в кошмар для сиу. Маленьких мальчишек, которые бегали, солдаты привязывали к колесам фургонов и стегали. Ради забавы они бросали маленьких детей в холодные воды р. Платт, хохоча над тем, как малыши пытаются выбраться на берег. По ночам солдаты силой уводили молодых девушек с собой и насиловали. Через два дня они разбили лагерь на речке Хорс-Крик — солдаты встали на восточном берегу, а индейцы на западном. Этой ночью в индейском лагере появился лидер враждебных сиу Бешеный Конь с несколькими оглалами. Другие воины оглалов укрылись на расстоянии. Он встретился с вождями переселяемых сиу, и на совете они решили уйти от солдат. Утром 14 июня капитан Фоутс с несколькими солдатами въехал в индейский лагерь, чтобы заставить их двигаться дальше, но сиу больше не повиновались ему. Он и трое рядовых были застрелены, остальные бежали. Позднее военные предприняли несколько попыток наказать отступников, но были отбиты. Это событие называют Битвой на Хорс-Крик или Схваткой Фоутса.

Когда полковник Томас Мунлайт, командующий фортом Ларами, узнал о произошедшем, он быстро организовал погоню и выступил в путь с 234 кавалеристами. Солдаты проделали тяжелый переход в 120 миль за два дня. Сто человек были вынуждены вернуться назад, потому что их лошади выбились из сил. Утром 17 июня колонна проделала двадцать миль перед завтраком, после чего устроилась на привал. Мунлайт не обратил внимания на предупреждения опытных офицеров, рекомендовавших ему более серьезно отнестись к охране лошадей. В результате сиу угнали практически весь табун (74 лошади), ранив при этом пару солдат. Оставшись без лошадей, кавалеристы были вынуждены уничтожить седла и прочие принадлежности для верховой езды и пешком возвращаться в форт Ларами. 18 июля 1865 года генерал Гренвилл Додж, командующий департаментом Миссури, сообщал: «Полковник Мунлайт позволил индейцам неожиданно напасть на свой лагерь и угнать табун. Я приказал уволить его со службы».

В конце июля Сидящий Бык собрал четыреста воинов и 28 числа атаковал форт Райс. Когда сиу появились на холме, подполковник Джон Патти вывел из ворот солдат, расположив их вокруг частокола. Сиу атаковали, стреляя из луков, но огонь из ружей и гаубиц остановил их. Бой длился три часа, но сиу так и не смогли прорваться сквозь ураганный огонь защитников, хотя им удалось убить двух солдат и ранить троих, потеряв при этом около дюжины своих.

В августе 1865 года на территорию р. Паудер была отправлена карательная экспедиция Коннора, которая закончилась полным провалом.

В 1866 году на «Бозменовском пути» — дороге переселенцев через территорию р. Паудер с 1863 года — были основаны два форта для защиты белых переселенцев — Фил-Кирни и форт Рино. Наплыв белых людей не мог не спровоцировать войну. 21 декабря 1866 года в окрестностях форта Фил-Кирни, штат Вайоминг, объединенные силы сиу, шайенов и арапахо перебили отряд солдат Феттермана — 81 человека, спастись не удалось никому. Яростный бой продолжался всего полчаса. И хотя индейцы были вооружены в основном луками и стрелами, они были полны решимости. Потери индейцев: шайены — 2 воина, арапахо — 1, а сиу около 60. Кроме того, около 100 краснокожих получили ранения. Впервые в войнах на Великих Равнинах полностью был вырезан такой большой отряд солдат. Событие потрясло Америку и было названо Резней Феттермана.

В 1867 году через земли сиу была проложена железная дорога Юнион-Пасифик, и количество белых людей, разоряющих их охотничьи угодья и пастбища, стало катастрофическим. Сиу много сражались, чтобы сдержать их. После ежегодной церемонии Пляски Солнца многие общины сиу и шайенов решили атаковать военные посты вдоль ненавистного «Бозменовского пути», по которому на запад двигались караваны переселенцев. Приблизительно в двух с половиной милях от форта Смит, штат Монтана, находился небольшой частокол, служивший защитой для работников, заготавливающих сено для армейского табуна. Утром 1 августа двадцать пехотинцев под началом лейтенанта Сигизмунда Стернберга отправились охранять шестерых сенокосов. Спустя некоторое время частокол был атакован огромным отрядом сиу и шайенов, но новые многозарядные ружья «Спрингфилд» сослужили белым хорошую службу. Отступив, воины подожгли сено. Пламя уже было метрах в шести от частокола, когда ветер переменился. Индейцы атаковали вновь. Лейтенант Стернберг попытался взбодрить солдат: «Встаньте, парни, и сражайтесь, как подобает солдатам!» Но это были его последние слова, пуля пробила ему голову. Командование принял на себя сержант Джеймс Нортон, но и он вскоре пал. Одному из солдат удалось прорваться за помощью в форт Смит, но подкрепление прибыло лишь спустя несколько часов. Индейцы убили шестерых, а сами потеряли восемь воинов. В историю это сражение вошло как Битва на Сенокосном поле или Битва Хэйфилд.

На следующий день (2 августа 1867 года), но уже в пяти милях от форта Фил-Кирни, штат Вайоминг, огромный отряд сиу, в основном оглалов, миниконжу и итазипчо, атаковал лагерь лесорубов, которых сопровождал эскорт из 51 пехотинца во главе с капитаном Джеймсом Пауеллом и лейтенантом Джоном Дженнесом. Некоторых солдат и лесорубов индейцы атаковали вне лагеря или на пути к форту, и они отбивались самостоятельно. За поставленными в круг фургонами укрылось 24 солдата и 6 лесорубов. Несколько сотен конных сиу помчались к фургонам, но были отбиты из новых многозарядных ружей «Спрингфилд». Тогда они спешились и начали подкрадываться. Во время второй атаки лейтенант Дженнес остался стоять, игнорируя предупреждения товарищей. «Я сам знаю, как сражаться с индейцами!» — заявил он и упал с пробитым пулей лбом. За четыре с половиной часа защищающиеся отбили восемь атак сиу. Через некоторое время из форта прибыло подкрепление из сотни солдат с горной гаубицей, и индейцы отступили. Когда бой закончился, из леса вышли еще четверо лесорубов и четырнадцать солдат, прятавшихся там во время сражения. Всего было убито семеро белых людей и двое ранено. Пауелл сообщил, что его люди убили 60 индейцев и 120 ранили, но подобные громкие заявления армейских чинов о собственном героизме были обычным явлением. По данным историка Джорджа Хайда, потери индейцев составили шесть человек убитыми и шесть ранеными. Это событие стало известно в истории Великих Равнин как Битва Вэгон-Бокс.

Йеллоустонская экспедиция 1873 года под командованием полковника Дэвида Стэнли состояла из 1500 солдат, включая десять рот 7-го кавалерийского полка подполковника Джорджа Кастера, и 400 гражданских лиц. Солдаты были направлены в качестве эскорта исследовательской партии Северной Тихоокеанской железной дороги. Когда 4 августа передовой отряд остановился на привал и расседлал лошадей, появилось шесть индейцев, которые попытались увести табун. Кавалеристы бросились в погоню. Когда они останавливались, индейцы также останавливались, и преследователи поняли, что краснокожие стараются заманить их в ловушку. Вскоре появилось около трехсот сиу. Солдаты спешились, заняли оборону и начали отстреливаться. Воины не стали атаковать их, а постарались поджечь траву, но она никак не занималась. Стороны обстреливали друг друга с дальней дистанции, после чего индейцы начали уезжать. Один из кавалеристов был ранен, а среди индейцев ранения получили трое. Еще три американца, застигнутые врасплох на равнине, были убиты. Экспедиция Стэнли продолжила движение вверх по р. Йеллоустон и вечером 10 августа разбила лагерь в устье р. Бигхорн. Следующим утром сиу и шайены открыли такой массированный огонь с южного берега, что кавалеристам пришлось убрать подальше свои табуны, чтобы не пострадали лошади. Огонь вели около пятисот воинов. Некоторое время стороны обстреливали друг друга, после чего две сотни краснокожих переправились через реку вниз по течению. Солдаты отогнали их, но вскоре к индейцам присоединились новые воины. Однако индейцам не удалось пробить оборону американцев, и они уехали.

В 1875 году начались нападения сиу и шайенов на золотоискателей в Черных Холмах, переросшие в полномасштабную войну, названную Войной сиу за Черные Холмы. Двумя основными событиями, вызвавшими ее, были исследовательская экспедиция Северной Тихоокеанской железной дороги в земли р. Йеллоустон летом 1873 года и подтверждение наличия в Черных Холмах золота, в результате чего произошел наплыв золотоискателей на земли сиу. Сообщалось, что уже летом 1875 года в Черных Холмах обосновалось не менее 800 золотоискателей. Правительство пыталось провести переговоры о продаже территории Холмов с вождем оглалов Красное Облако и вождем брюле Пятнистый Хвост, посетившими Вашингтон в июне 1875 года, предложив 6 000 000 долларов, но они отказали, запросив сумму, в десять раз превышающую предложенную. Общее настроение сиу выразил вождь хункпапов Сидящий Бык: «Нам не нужны здесь белые люди. Черные Холмы принадлежат мне, и, если их попробуют у меня отобрать, я буду сражаться». Правительство решило проблему обычным для себя путем. По всем зимним лагерям краснокожих были разосланы гонцы, сообщавшие, что им следует прибыть в резервацию к концу января 1876 года, иначе они будут считаться враждебными. Кочевать в зимние метели было равносильно самоубийству, и индейцы остались на месте. Против них была организована карательная экспедиция, единственным успехом которой стало уничтожение шайенского лагеря Двух Лун 17 марта 1876 года на р. Паудер полковником Джозефом Рейнолдсом. Летняя кампания была спланирована более серьезно. Сотни солдат выступили с разных сторон, чтобы окончательно разгромить индейцев.

17 июня 1876 года на р. Роузбад, штат Монтана, произошла одна из самых серьезных битв в истории завоевания Великих Равнин — Битва на Роузбад. Разведчики из лагеря Сидящего Быка обнаружили крупные силы солдат генерала Крука (47 офицеров, 1000 солдат, 176 кроу и 86 шошонов), и огромный отряд сиу и шайенов, совершив ночной марш, атаковал их. Для солдат это было полной неожиданностью. Утром на холме появился индейский скаут. Он мчался вниз по холму с криками: «Сиу!» Въехав в лагерь, он сообщил, что вскоре нападут сиу, после чего солдаты сразу же услышали военный клич. Первыми приняли на себя удар скауты кроу и шошоны. Считается, что именно благодаря их участию в битве солдаты избежали полного поражения. По словам Волтера С. Кэмпбелла, старые индейцы сиу и шайенов, участники битвы, которых он знал лично, называли Битву на Роузбад Битвой с нашими индейскими врагами . Силы обеих сторон были практически одинаковы — приблизительно по 1200 бойцов. Лидер сиу Бешеный Конь позднее говорил, что погибло 36 сиу и шайенов и еще 63 воина получили ранения. Известно, что краснокожие разведчики Крука захватили 13 скальпов. Потери Крука составили 9 солдат убитыми и 21 ранеными, 1 индейский разведчик убит и 7 ранено. Несмотря на небольшие потери, Крук был вынужден свернуть военную кампанию. Его солдаты израсходовали в бою около 25 000 патронов, практически сведя на нет весь свой боезапас. Этого количества хватило бы, чтобы пристрелить каждого участвовавшего в бою индейца раз двадцать. После битвы Крук отступил и увел войска, тогда как индейцы праздновали победу. Красивый Щит, шаманка кроу, чей муж Идущий Впереди был среди разведчиков Крука, так говорила об этом сражении: «Три Звезды (генерал Крук. — Авт .) хотел, чтобы воины кроу присоединились к нему, дабы быть с ним, когда он преподаст их старым врагам хороший урок. Но случилось иначе, и он сам получил хорошую взбучку. И, конечно, кроу и шошоны, находившиеся вместе с ним, также не избежали ее».

Следующее крупное сражение произошло спустя несколько дней — 25 июня 1876 года и стало известно как Битва на Литтл-Бигхорн. Силы Джорджа Кастера состояли из 617 солдат, 30 разведчиков и 20 гражданских лиц. Разведчики Кастера обнаружили огромный индейский лагерь на р. Литтл-Бигхорн — от 1500 до 2000 воинов. Индейские разведчики предупреждали Кастера, что враждебных сиу и шайенов на Литтл-Бигхорн было больше, чем пуль у его солдат, но это не остановило белого вояку. Он разделил свои силы на три части — ошибка, стоившая ему жизни. Кастеру, планировавшему баллотироваться на пост президента страны, нужна была эта победа, и он был готов пойти на риск. Но он не предполагал, что лагерь может оказаться таким огромным. Скауты кроу рассказывали, что перед боем генерал часто прикладывался к бутылке и к началу боя был уже пьян. Одна из жен скаута кроу позже говорила: «Должно быть, именно много виски сделало этого великого вождя солдат глупым в тот день, когда он погиб». В последовавшем бою индейцы полностью, до единого человека, перебили отряд Кастера (более 200 человек), а два остальных отряда вынудили отступить и занять оборону. Всего было убито приблизительно 253 солдата и офицера, 5 гражданских лиц и 3 индейских скаута и 53 человека ранено. Потери индейцев составили около 35 воинов убитыми и 80 ранеными [2] . По словам сиу Дождь на Лице, убивать солдат «было все равно что убивать овец». Красивый Щит, женщина кроу, вспоминала: «Все лето окружающие поле битвы земли воняли трупами, и мы даже были вынуждены перенести свои лагеря подальше оттуда, потому что не могли вынести этого запаха... В течение более года (после битвы. — Авт .) люди моего племени находили останки солдат и сиу в окрестностях реки Литтл-Бигхорн».

Когда стало известно о полном разгроме Кастера, Америка была потрясена. Конгресс США призвал увеличить численность армии и прекратить кормить мирных, резервационных сиу, пока они не откажутся от земель в районе р. Паудер и Черных Холмов. Голодные индейцы согласились. «Мы краснели от стыда», — вспоминал один из белых чиновников, подписывавших соглашение. Военные действия также не заставили себя ждать. 9 сентября 1876 года солдаты капитана Энсона Миллса из колонны генерала Крука атаковали и уничтожили лагерь вождя Американский Конь (Железный Головной Убор) на Слим-Бьюттс в Южной Дакоте. Около 130 солдат напали на небольшой лагерь из 37 типи и отогнали индейцев в холмы. Сиу отбивались, пока не подошел генерал Крук с подкреплением и не вынудил их сдаться. После полудня на выручку прискакали воины из стоявшего в окрестностях лагеря Бешеного Коня, но солдаты отогнали их, после чего Крук приказал уничтожить лагерь. Потери Крука — 3 убитых и 15 раненых. Потери сиу — 14 человек убиты и 23 взяты в плен. Вождь Американский Конь был смертельно ранен и умер в тот же день. Так закончилась Битва на Слим-Бьюттс .

В октябре полковник Нельсон Майлз с колонной из 449 человек обследовал район р. Йеллоустон в поисках сиу. 20 октября он догнал лагерь Сидящего Быка на восточном притоке р. Сидр-Крик, штат Монтана. Последовали долгие переговоры, после чего Майлз и Сидящий Бык вернулись в свои лагеря, не сомневаясь, что на следующий день вместо переговоров им придется биться. На следующий день, 21 октября, Майлз подтянул к индейскому лагерю пехотинцев. Снова начались переговоры, но, поняв их бессмысленность, Сидящий Бык прервал их, после чего солдаты атаковали. Согласно некоторым сведениям, в лагере находилось около 900 воинов, но они не могли противостоять современным ружьям и огню артиллерии, и после тяжелого боя сиу отступили, оставив свой лагерь и тонны запасов мяса. Среди солдат было всего двое раненых, а на поле боя обнаружили пять трупов сиу.

Осенью 1876 года военный департамент организовал еще одну мощную экспедицию, целью которой было захватить или уничтожить последние группы враждебных индейцев, разбивших Крука и Кастера в июне этого года. 25 ноября полковник Маккензи уничтожил лагерь шайенов Тупого Ножа и Маленького Волка. 18 декабря 1876 полковник Нельсон Майлз атаковал общину Сидящего Быка на Эш-Крик, состоявшую из 122 типи. Майлз начал бой, обстреляв лагерь из гаубиц. Когда солдаты ворвались в него, оказалось, что основная часть воинов находится на охоте. Индейцы потеряли 60 лошадей и мулов, 90 типи и одного человека убитым. В декабре 1876 года несколько вождей сиу пришли в форт Кеф под белым флагом, но выскочившие скауты кроу убили их. 7 января 1877 года в Волчьих горах Майлз расположился на привал и, ожидая нападения индейцев, приказал солдатам сделать насыпь вокруг лагеря. Утром следующего дня появился Бешеный Конь с 500 воинами сиу и шайенов и атаковал солдат. Однако огонь гаубиц не дал индейцам возможности приблизиться, и после пяти часов боя они уехали. Погибло пять индейцев и трое солдат.

Сопротивляться военной силе США становилось все сложнее, и в январе 1877 года Сидящий Бык посетил лагерь Бешеного Коня на р. Танк, сообщив, что хочет уйти в Канаду. Они обсуждали возможность капитуляции, на что Сидящий Бык сказал: «Я еще не хочу умирать».

Весной 1877 года уставшие от бесконечной войны сиу начали складывать оружие и сдаваться. 5 апреля более 600 индейцев сдались генералу Круку после переговоров с Пятнистым Хвостом, выступившим в роли миротворца. 14 апреля пришли в агентство Пятнистого Хвоста и сдались около 900 итазипчо и миниконжу под предводительством Красного Медведя и Дотрагивающегося до Облака. 6 мая капитулировал и сам Бешеный Конь. С собой в агентство Красного Облака он привел 889 оглалов — 217 взрослых мужчин, 672 женщин и детей. Его воины сдали 117 ружей. Но американские власти продолжали бояться великого лидера сиу, и 7 мая 1877 года он был предательски убит в форте Робинсон. Но свободные индейцы на территории США еще оставались, и 7 сентября 1877 года Майлз с отрядом в 471 человек атаковал лагерь (61 типи) миниконжу Хромого Оленя, поклявшегося никогда не сдаваться. Вождь был убит, лагерь захвачен, а Майлз едва не погиб во время боя. Солдаты убили около 30 миниконжу, ранили 20, захватили в плен 40, а 200 человек бежали. Солдаты потеряли 4 убитыми и 9 ранеными. Кроме того, Майлз уничтожил лагерь и половину лошадей из захваченного табуна в 450 голов.

Сидящий Бык со своими хункпапами ушел в Канаду, где обещал властям жить в мире и соблюдать законы. Он отказался вернуться в США, сказав: «Та земля отравлена кровью». Вместе с ним ушли миниконжу Черного Орла, оглалы Большой Дороги и итазипчо Пятнистого Орла. В Канаде сиу чувствовали себя в безопасности, но из-за недостатка пропитания были вынуждены временами пересекать границу США, которую патрулировали 676 солдат и 143 индейских скаута полковника Нельсона Майлза. 17 июля 1879 года в устье Бивер-Крик на р. Милк, штат Монтана, солдаты обнаружили лагерь 300 сиу Сидящего Быка. Произошел бой, в результате которого индейцы отступили. Обе стороны потеряли по три человека убитыми. В конце 1880 года несколько общин сиу были вынуждены сдаться в агентство Поплар-Ривер, штат Монтана. Они были очень беспокойными, и индейский агент попросил прислать дополнительные войска. 2 января 1881 года 300 солдат двинулись к индейскому лагерю, в котором находилось около 400 сиу — мужчин, женщин и детей. Солдаты атаковали при поддержке огня из двух гаубиц, и сиу бежали. Погибло 8 индейцев, 324 сдались в плен, а 60 улизнули. Армия конфисковала 200 лошадей и 69 ружей и револьверов.

В результате многочисленных попыток американцы сумели убедить Сидящего Быка и его людей вернуться в США, где некоторое время он жил в резервации, но 15 декабря 1890 года был убит индейской полицией, намеревавшейся арестовать его по приказу индейского агента. «Ни при каких обстоятельствах не дайте ему уйти» — таков был их приказ.

В 1890 году многие равнинные племена охватило новое религиозное учение, названное Пляской Духов. Пророк Вовока заявлял, что, если индейцы будут соблюдать определенные ритуалы и исполнять Пляску Духов, белые люди исчезнут, бизоны вернутся, а краснокожие родичи восстанут из мертвых. Власти, боясь нового восстания, пытались остановить отчаявшихся индейцев. 28 декабря 1890 года 470 солдат полковника Форсайта на ручье Вундед-Ни окружили лагерь миниконжу-сиу Большой Стопы — около 300 замерзших, полуголодных индейцев. На следующий день, 29 декабря, Форсайт постарался убедить вождя, что его люди «будут в полной безопасности в руках своих старых друзей-солдат, а голод и прочие проблемы, к счастью, закончатся». Но, когда солдаты разоружали индейцев, в результате недоразумения начался неравный бой с применением артиллерии, во время которого было убито 128 человек, в основном женщин и детей. Это событие известно как Резня у Вундед-Ни. «Кто мог подумать, что пляски способны довести до такой беды? — с горечью вопрошал сиу Короткий Бык. — Нам не были нужны неприятности... мы и не думали о войне. Если мы хотели войны, почему же мы были безоружны?» Но отчаявшиеся, голодные и практически безоружные индейцы смогли дать достойный отпор. Форсайт потерял 25 человек убитыми и 35 ранеными — только на Литтл-Бигхорн солдаты 7-го кавалерийского полка потеряли больше людей, чем в этой битве.

События привели остальных сиу в ярость, и лишь благодаря умелым действиям властей и мирных вождей удалось избежать нового восстания, хотя на следующий день сиу убили еще двух солдат и ранили семерых. События у Вундед-Ни были последним вооруженным столкновением в истории индейских войн.

Приблизительная численность равнинных сиу в разные годы составляла: Льюис и Кларк (1804 г.): брюле — 300 воинов, оглала — 150 воинов, миниконжу — 250. Согласно их сведениям, общая численность тетонов составляла 4000 чел., из которых 1000 были воинами, но эти данные, несомненно, весьма занижены. Дениг (1833 г.): брюле — 500 типи, оглалы — 300 типи, миниконжу — 260 типи, сихасапы — 220 типи, хункпапы — 150 типи, охенонпы и итазипчо — по 100 типи. Дениг указывал численность сиу в 1833 г. из расчета по 5 чел. на типи, то есть всего около 1630 типи по 5 чел. в каждом. Таким образом, по его подсчетам, численность тетонов в 1833 г. составляла около 8150 чел. По данным Индейского бюро, общая численность тетонов в 1843 г. составляла 12000 чел. Рэмсей (1849 г.) — более 6000 чел. Калбертсон (1850 г.): оглалы — 400 типи, миниконжу — 270 типи, сихасапы — 450 типи, хункпапы — 320 типи, охенонпы — 60 типи, итазипчо — 250 типи. Риггс (1851 г.) — менее 12 500 чел. Агент Воган (1853 г.): брюле — 150 типи, миниконжу — 225 типи, сихасапы — 150 типи, хункпапы — 286 типи, охенонпы — 165 типи, итазипчо — 160 типи. Воррен (1855 г.): миниконжу — 200 типи, сихасапы — 150 типи, хункпапы — 365 типи, охенонпы — 100 типи, итазипчо — 170 типи. Воррен писал в 1855 г. по поводу охенонпов, что «сегодня многие из них рассредоточены среди других племен» сиу. Дениг (1855 г.): брюле — 150 типи по 5 чел. в каждом, оглалы — 180 типи по 3—4 чел. в каждом. Агент Твисс (1856 г.): брюле — 250 типи. При этом Твисс отмечал, что внимательно пересчитал их, когда они приходили получать ежегодные подарки по договору. По данным Индейского бюро за 1861 г., общая численность тетонов составляла 8900 чел., но эти данные, вероятно, занижены, потому что в 1890 г. тетоны насчитывали 16 426 чел., из которых только Верхние брюле составляли 3245 чел., а Нижние брюле — 1026.



Примечания автора:

[1] Ку — одно из наиболее интересных и необычайных явлений в системе подвигов индейцев Великих Равнин. Термин происходит от французского слова соир — «удар» , что является точным переводом индейского обозначения данного действия. Практически у всех равнинных племен высочайшим подвигом считалось дотронуться рукой, хлыстом или любым другим предметом до врага, не убивая его при этом. О человеке, дотронувшемся до врага или схватившем его, говорили, что он «посчитал ку». Обычно для подсчета «ку» индейцы использовали специальные шесты.

[2] Кроме того, погибло 6 женщин и 4 младенца сиу, о чем крайне редко упоминается в исторических исследованиях.



Источник: http://lakota-indians.narod.ru/History/Sioux.html

Воин сиу. Оловянная миниатюра

Воин сиу. Оловянная миниатюра. Источник: http://war-toys.ru/

 

 

Вверх.

На главную страницу.