Варварская энциклопедия: Оттава

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

Оттава (также одава; фр. Outaouais, англ. Ottawa и Odawa) — индейское племя, относящееся к алгонкинской языковой семье. Наряду с оджибве и потаватоми входящее в так называемый «Совет трёх огней» ( англ. Council of Three Fires ). Говорят на диалекте оджибвейского языка. Также распространены английский и французский.

Название происходит от алгонкинского слова «adawe», что означает «торговать», «торговцы», так как этому племени принадлежала ведущая роль в межплеменной торговле в районе Великих озёр, помимо того они оставались основными торговыми партнёрами французов на протяжении практически всего периода французской колонизации Северной Америки . Существует также версия о переводе названия «оттава», как «хранители огня» по аналогии с названием потаватоми ( англ. Pottawatomi ) в основе которого также есть сочетание «оттава».

Самоназвание — нишнаабе (диалектная форма от общего оджибвейского самоназвания «анишинабе»), что означает «настоящие люди». Иногда встречаются названия, данные оттава другими племенами: андатоват (гуроны), удавак (пенобскоты), икиа-йата (гуроны), ваганха — «заики» (ирокезы), ватававинини — «люди камышей» (абенаки).

Воин оттава, французский рисунок первой половины 18 века

Воин оттава, французский рисунок первой половины 18 века

Устная традиция народов трёх огней (бывших когда-то единым народом) говорит, что первоначально они расселялись возле океана. На рубеже XIV - XV вв. наступает малый ледниковый период, что очевидно и стало причиной их миграции на запад и юго-запад. Часть осела на восточном побережье озера Гурон и в особенности на острове Манитулин, который ныне воспринимается как историческая родина племени. К 1500 году племя распространилось также на северное побережье озера Гурон, вплоть до среднего течения Оттавы, а к моменту появления французов ареал распространения достиг устья реки. К тому моменту их численность достигала примерно 8 тыс. человек (большая часть была сосредоточена на острове Манитулин).

Оттава были одними из первых племён, с которыми установили контакт французы и одними из первых, с кем они завязали торговые отношения. Однако роль торговых посредников была обусловлена не столько близостью к французским владениям, удобным местоположением племени, позволявшим контролировать важнейшие водные пути региона. В начале 30-х гг. XVII века французы, столкнувшись с ирокезами, претендующими на роль основных торговых партнёров, начали продавать индейцам-оттава и гуронам огнестрельное оружие, которое они впоследствии также начали распространять среди своих союзников: оджибве, потаватоми, монтанье и др. По мере истребления пушной дичи на своих землях, оттава начинают использовать это оружие для своей экспансии. В результате серии походов были оттеснены многие племена Мичигана. В результате войны оттава с маскутенами последние были практически полностью уничтожены и впоследствии племя вымерло. Также под натиском алгонкинов Онтарио было вынуждено мигрировать племя шайеннов, проживавшее ранее на территории штата Висконсин.

Столь интенсивные военная экспансия оттава стала причиной негативного отношения к ним со стороны других племён региона. Так, например, представители оттава, посланные в 1633 году к виннебаго (с которыми они доселе не враждовали) для установления торговых отношений были попросту убиты. Также это впоследствии становилось причиной серьёзных противоречий в рамках алгонкинского альянса, неоднократно собиравшегося французами против ирокезов. Позднее, однако, индейцы-оттава сами стали жертвами экспансии. Под натиском ирокезов многие вынуждены были мигрировать из региона Великих озёр, а часть осталась практически изолированной на острове Манитулин. И даже после заключения Монреальского Мира, оттава так и не смогли восстановить позиций. Что было связано прежде всего с упадком канадской меховой торговли как таковой и с расширением непосредственно французского контроля над ней. Серьёзным ударом для оттава стало основание Гудзонской компании, которое привело к потере кри, как главных поставщиков меха посредникам-оттава. Однако они по прежнему оставались основными союзниками французов во всех конфликтах на территории Северной Америки (войны фокс, восстание дакота против французов, война королевы Анны, война короля Георга и других). Успешные действия оттава-оджибвейских отрядов против восставших в 1751 году племён помогли воссоздать распавшийся было алгонкинский альянс, выступивший позднее на стороне французов в начавшейся франко-индейской войне.

После изгнания французов из Канады именно вождь из племени оттава — Понтиак стал инициатором восстания против англичан . Ставшие монопольными хозяевами региона, англичане отказались от традиционных подарков вождям и подняли цены на свои товары, чем вызвали недовольство не только среди традиционных французских союзников, но и среди ирокезов (и их вассалов), многие из которых поддержали восстание. Однако, несмотря на важную роль оттава в восстании, основной действующей силой были племена долины Огайо, Кентукки и другие, на чьи территории претендовали поселенцы. И хотя многие воины-оттава оставались верны вождю, даже когда большая часть союзников его оставила, в конце концов Понтиак был убит. Позднее индейцы-оттава выступали уже в качестве союзников англичан против американцев под предводительством Эгушева (до 1795 года) и Текумсе (до 1813 года).

Оттава

Предположительно, название оттава происходит от туземного слова, означающего торговлю, потому что они были известны как посредники. Иногда встречаются названия, данные оттава другими племенами: андатоват, ондатавават (гуроны), удавак (пенобскоты), икиа-йата (гуроны), ваганха – "заики" (ирокезы), ватававинини – "люди камышей", из-за большого количества камышей на реке Оттава, вдово (абенаки).

Наиболее вероятный перевод названия оттава – "Хранители огня". Подтверждение этому – лингвистический анализ названия племени потаватоми, которое находится в близком родстве с племенем оттава. Название потаватоми все исследователи единодушно трактуют как "Нация Огня".

Оттава принадлежали к алгонкинской языковой группе, их ближайшими родственниками были чиппева и потаватоми. Местом проживания оттава был остров Манитулин и прилегающие части северного берега залива Джорджиан, с Мичиганом они стали связаны позднее.

Следующие четыре основных подразделения даны ранними авторами: кишкакон (Люди медведя), нассауакетон (Люди рогатины), Люди песка, и синаго (Люди серой белки), к ним иногда прибавляют пятое – кенжуше (Люди щучки). Кишкакон, синаго и кенжуше были тесно связаны друг с другом.

Хайд, в отличии от Свантона, называет клан синаго кланом Черной Белки, а клан кишкакон – кланом Щуки. Что касается первого клана, то проследить этимологию названия синаго представляется слишком сложным, но относительно второго Свантон считает, что клан Щуки – это клан кенжуше, так как на языке оджибва наиболее близкородственном и практически незначительно отличающемся от языка оттава, слово "щука" звучит как "кеноза" или "маскеноза". Эти кланы были очень тесно связаны друг с другом.

Оттава жили на протяжении реки Оттава, около ста лиг вверх по Cагино, в стране гор, рек и озер. Они были одними из первых индейцев открывших торговлю с французами. На протяжении 1600 года оттава снабжали гуронов и другие западные племена французскими товарами, которые обменивали на меха. Ежегодно вниз по р. Св. Лаврентия спускались груженные мехами флотилии каноэ для торговли с французами. Хорошо зная французов, они свысока смотрели на другие народы, особенно на тех, у кого не было французских ножей, топориков или металлических чайников. Оттава часто обманывали эти племена, жульничая в обмене мехов, а иногда просто нападали врасплох и грабили. Вскоре оттава заключили союз с Нейтральной Нацией, чьи поселения находились в районе реки Ниагара, между озерами Онтарио и Эри. Нейтральным достаточно было преодолеть лишь небольшое расстояние к западу, чтобы добраться до южной оконечности Мичигана, где они, начиная примерно с 1600 года, энергично воевали с местными племенами. Дж. Хайд не согласен с Копуэем и называет более ранние сроки отделения оттава от оджибва. Он выделяет оттава как совершенно самостоятельное племя уже в 1600 году, но следует помнить, что оттава и оджибва, будучи близкими родственниками, всегда были перемешаны между собой и часто взаимодействовали. Так что очень трудно точно установить время их разделения, тем более, что этот процесс был длителен и, даже после отделения, эти племена продолжали взаимодействовать.

Война с мичиганскими алгонкинами достигла своего апогея около 1632 года, когда французы возобновили контроль над рекой Св. Лаврентия, а в 1640 военные партии Нейтральных и оттава яростно атаковали мичиганские племена, особенно Нацию Огня и маскутенов. Летом 1643 года Нейтральные послали огромный военный отряд, насчитывающий две тысячи человек, и взяли штурмом главное укрепление Нации Огня. Частокол, окружавший поселение, защищало 900 воинов, но, после десятидневной осады, атакующие ворвались внутрь, вырезали часть населения, захватили в плен оставшихся и сожгли семьдесят сдавшихся воинов. Нейтральные захватили около 800 женщин, детей и стариков. Они ослепили всех стариков, а затем выгнали их всех в лес на голодную смерть. После этого с триумфом возвратились домой с сотнями захваченных ими женщин и детей.

По своему образу жизни оттава ничем не отличались от своих родичей оджибва даже в более поздние времена, как это видно из воспоминаний Дж. Теннера. Но были отличия в социальной структуре племени.

У оттава, даже в более поздние времена, в XVIII веке был матриархат. В основе рода лежала матрилинейная группа. Она не исключала и патрилинейного родства, которое уже тоже начало набирать силу, но как мы хорошо видим у Теннера, родство по материнской линии было сильнее, а во главе племени (уже в XVIII веке) могла стоять женщина, что было невозможно для большинства окружающих племен. Это может послужить подтверждением предположения Гарольда Хикерсона о существовании матриархальных отношений как стадии, предшествовавшей патриархату оджибва и других северных племен, поскольку оттава в свое время отделились от оджибва. Матрилинейные отношения у оттава заставляют предположить, что это произошло, когда сами оджибва находились на аналогичной стадии развития, а затем более сильное и могущественное племя оджибва быстрее пошло по пути развития социально-экономических и общественных отношений и достигло нового уровня – патрилинейного общества, которое мы констатировали у них в ХVII в.

Maката (Александр Либенштейн). Индейцы Великих Озер в XVII веке: расселение и войны

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.