Варварская энциклопедия: Ото

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

Чарльз Бёрд Кинг (Charles Bird King). Портрет Шаумонекуссе (Shaumonekusse, Степной Волк), вождя ото. Joslyn Art Museum Чарльз Бёрд Кинг (Charles Bird King). Портрет Шаумонекуссе (Shaumonekusse, Степной Волк), вождя ото. Joslyn Art Museum

"Ото. Полуоседлое сиуязычное племя. Об этом племени известно крайне мало. Как отметил Вильям Уитмэн в 1937 году: "Мы не можем обсуждать материальную культуру ото, поскольку от нее ничего не осталось". Ото упоминались белыми путешественниками и исследователями еще в конце XVII века. Они сражались с сиу, шайенами, арапахо, канзами, осейджами, пауни, понками, омахами, сауками, фоксами, айовами и другими племенами. Впоследствии для большей безопасности племя объединилось с миссури. В равной схватке ото считали себя лучшими воинами, чем пауни, и даже после 1840 года, не задумываясь, сражались с ними, если их задевали. Однако, несмотря на периодические схватки с индейскими противниками, ото мало выделялись в военной истории Равнин, в большинстве случаев лишь защищаясь от более могущественных врагов, хотя некоторые путешественники отмечали среди них прославленных воинов, чьи боевые заслуги действительно были значимыми."

Стукалин Юрий Викторович. "Хороший день для смерти: военное дело индейцев Великих Равнин и прерий"- Москва: Гелеос, 2005

Ото и Миссури

Сергей Юров

Ото и миссури говорили на диалекте шивера, относящемуся к языковой семье сиу. До контакта с белыми людьми они, а также два других племени группы шивера, виннебаго и айова, возможно, составляли один народ, проживавший у Великих Озер. Ото и миссури отделились от айова и виннебаго в начале 17 века. Миссури обосновались южнее ото и айова. По некоторым данным, они поднялись вверх по Миссисипи и пешком добрались до устья Грэнд Ривер в теперешнем штате Миссури. Ото прошли вместе с миссури до устья Грэнд, а затем поднялись по Миссури и стали самостоятельным племенем. К 1730 году давление сауков и фоксов заставило миссури снова отправиться в путь. На этот раз они дошли до деревни оседжей. Однако сауки и фоксы продолжали уничтожать племя точно также, как оспа. В 1798 году сауки и фоксы напали на миссури, и от племени почти ничего не осталось. Остатки племени нашли убежище у других племен. Кто-то присоединился к оседжам, кто-то - к канза, но многие нашли приют у ото на Платт Ривер, в Небраске. К 1819 году миссури и ото считались одним племенем.

Хотя предания говорят о том, что ото сопровождали миссури в странствиях и потом отделились от них, более вероятно то, что ото мигрировали в теперешний штат Айова вместе с племенем айова.

Первые ото появились в Небраске на Немаха и Платт в начале 18 века. Вскоре они построили такие же земляные жилища, какие строили их соседи, пауни. Раньше это сделали омаха и понка. Вигвамы из коры. в которых они ютились в лесах, были непригодны для жизни в прериях. Ото стали возделывать землю и, также как пауни, дважды в год проводили охоту на бизонов. Так они прспособились к жизни на краю Великих Равнин.

С 1721 года ото жили на берегах Платт, где в 1804 году Льюис и Кларк и встретили их.С 1817 по 1841 год ото и миссури жили в 4 деревнях у устья Платт.

В деревнях ото насчитывалось от 40 до 70 земляных жилищ. Они больше предпочитали жить оседло, чем кочевать и охотиться на бизонов. Мужчины, в основном, охотились, а женщины занимались детьми и домашним хозяйством. И те и другие возделывали землю, но женщины делали большую часть полевых работ. За исключением личных вещей, все в доме принадлежало женщине, включяя само земляное жилище или типи. Женщины также осуществляли контроль над мясом, которое приносили с охоты мужчины, и над всеми полевыми продуктами.

Церемонии ото подтверждали право мужчин быть воинами, но ясно то, что ото больше ценили исскуство охоты, чем войны. Способность воина защитить своих людей считалась очень важным делом, но всякий воин, совершивший налет на другое племя, подвергался обструкции, ибо своими действиями он ставил безопасность племени под угрозу. У ото имелись наследственные вожди, но власть их не была значительной. Вождь заботился о благополучии людей и о мире. Вождем мог быть только глава семьи, а семья являлась наиболее важным аспектом социальной и церемониальной жизни.

Ото верили в сверхестественное, и делали подношения Ваконте, пребывавшем во всем сущем. Сверхестественный мир контролировал все вещи, а также мысли и поведение человека. Шаманы ото общались с ним и лечили больных. Лечебная сила шамана шла от видений, либо передавалась по наследству. Члены Бизоньего и Знахарского Жилищ практиковали лечение и экзорсизм, а независимые шаманы знали толк в травах. Ото сажали бобовые, тыкву, маис и дыни, пропалывая эти культуры в определенное время. Когда они возвращались с бизоньей охоты, маис уже созревал, но перед его уборкой Знахарское Жилище Красного Боба задавало пир. Пока маис был в стадии роста, ото и миссури начинали строить планы на весеннюю бизонью охоту. Клан Бизона руководил этой охотой, а клан Медведя проводил охоту осенью. В 1935 году Уильям Уитман описал охоту на бизонов 1874 года со слов старого Бизоньего Знахаря ото, родившегося в 1863 году: ''... Весной кланы Бизона собрались вместе и назначили ''хорошего'' человека, знавшего, как руководить... Мы прошли 60 миль, миновав форт Хей в Канзасе. Тут мы обнаружили много бизонов. Ты мог видеть их там и здесь... Когда они увидели бизонов, глашатай прошел по кругу, и каждый вооружился. Когда бизоны были в четверти мили, лидер подал сигнал и все зашумели. Если бы кто-нибудь начал охотиться раньше сигнала, того отхлестали бы плетками... Они убили бизонов столько, сколько хотели и вернулись с нагруженными мясом лошадьми. '' Это была последняя бизонья охота племени ото, ведь белые охотники за бизоньими шкурами почти полностью истребили стада. Спустя 7 лет ото переместились в Оклахому. Их снова заставили переселиться более сильные и многочисленные люди.

Источник: http://indeitsi.narod.ru/stat.htm

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.