Варварская энциклопедия: Атман и Брахман

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

Атман и Брахман

АТМАН (atman – возвратное местоимение первого лица единственного числа в именительном и косвенных падежах – сам, сам себя, собою) – одно из базовых понятий религиозной доктрины брахманизма / индуизма и брахманистской религиозной философии, обозначающее истинное Я, абсолютный субъект, не могущий быть объектом (как индивидуальное Я, так и абсолютное, или универсальное). Самопознание, или познание атмана, согласно брахманизму, приводит к освобождению от сансары (мокша, нирвана, мукти). Само слово атман обычно рассматривается как производное от слов, обозначающих дыхание, поскольку в ранневедийских текстах именно дыхание (прана) обычно рассматривалось как первооснова как индивидуальной, так и космической жизни.


Понятие Атмана становится центральным в Упанишадах, где атман рассматривается как
1) Абсолютный субъект всех психических состояний, остающийся их неизменным свидетелем, или созерцателем (он «не то, что видит глаз, а то, что видит глазом; не то что в мысли мыслится, а то, что мыслит мыслью»); атман отличен от тела: «Говорят же: тело – мое. Как же быть телу субъектом?» (Шанкара). Точно также он отличен от эмоций, чувств, мышления и т.д., поскольку они также могут быть объективированы как предикаты («я чувствую», «мои чувства», «мои мысли» и т.д.
2) Единое для все существ вечное Я, тождественное абсолютной первосубстанции – Брахману как высшей и совершенной реальности (эта идея выражена в таких «великих речениях» Упанишад, как «Ты – То еси», «Я есмь Брахман», «Один без второго»).
3) Высшее божественное Я отождествляемое с личным Богом—Творцом (Ишвара), являющимся как параматман (высший атман) источником и создателем как мира, так и индивидуальных атманов, отличных от него.


Познание атман согласно Упанишадам – высшая форма познания, ведущая к освобождению и духовному совершенству; одновременно Атман рассматривается и как высшая и безотносительная ценность.
Ортодоксальные школы брахманской философии продолжали развивать интерпретации Атмана, наметившиеся в Упанишадах. Прежде всего, это относится к веданте, различия между направлениями которой как раз и определялись характером подходов к проблеме отношения атман—Брахман. Адвайта-веданта («недвойственная веданта») утверждала полную тождественность атмана и Брахмана (Абсолюта): «Брахман реален, мир ложен. атман не отличен от Брахмана, атман суть то же, что Брахман». Все же отличия атмана от Абсолюта, равно как и эмпирическое существование множественных индивидуальных «я» объяснялись иллюзией (майя), коренящейся в некоем трансцендентальном неведении (авидья).

Вишиштадвайта-веданта («ограниченно недвойственная веданта) утверждала, что Атман и Абсолют, выступавший в качестве личного Бога и Высшего Я (параматман), соотносятся как часть и целое, тогда как двайта-веданта утверждала субстанциальную инаковость атман и Абсолюта (Бога); согласно этой доктрине атман может лишь достичь частичного единения с Богом, но не полного отождествления или растворения в Боге. Однако, все направления веданты (а также санкхья) рассматривали Атман как начало, тождественное чистому субстратному сознанию. В отличие от них школы ньяя, вайшешика и пурва-миманса считают Атман чистой субстанцией, отличной от сознания как атрибута этой субстанции.
Джайнизм признает концепцию атмана, понимая под последним индивидуальную вечную субстанциальную душу (джива). Буддизм отрицает существование атмана, заменяя его пятью скандхами – группами элементов, структурированное сочетание которых и образует то, что носит имя «личность» (см. анатмавада).


Литература :


Бхагавадгита // Философские тексты «Махабхараты». Вып. 1. Кн. 1. Пер. Б.Л. Смирнова. Ашхабад, 1977; Древнеиндийская философия. Собрание текстов. М., 1970; Упанишады. Т. 1-3. Пер. А.Я. Сыркина. М., 1992; Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1-2. М., 1994; Шохин В.К. Брахманистская философия. М., 1994.


БРАХМАН (от санскритского корня brh – расти; ср. р.) – в древнейших индийских текстах (Брахманы, Араньяки) этим словом обозначались молитвы и гимны, а также магическая сила, присутствующая в молитвах и обеспечивающая их действенность. Позднее (в Упанишадах) слово Брахман начинает обозначать Абсолют, первосубстанцию и основу как мира, так и человеческого существа. В последнем значении Брахман оказывается тождественным Атману (см.), истинному Я, что выражено в сакральных формулах Упанишад: «Я есмь Б.» (Ахам Брахмасми) и «То – ты еси» (Тат твам аси). Осознание себя как Брахмана (познание, джняна, Брахман) рассматривается как освобождение (мокша). С одной стороны Брахман определяется как высшее и абсолютное совершенство – вечный, бесконечный, единый, бескачественный, недвойственный Абсолют, который есть сат, чит, ананда (бытие, сознание, блаженство), с другой он определяется чисто негативно, апофатически, причем апофатические определения оцениваются как более адекватные трансцендентной и не постижимой для мышления природе Брахмана Отсюда рождается еще одна сакральная формула: «Не то, не то» (нети, нети).
В более поздних Упанишадах (середина 1 тыс. до н.э.), таких, как Майтри упанишада и особенно Шветашватара упанишада, Брахман приобретает черты всемогущего личного Бога, Господа (Ишвара). Эта тенденция находит свое развитие в средневековых теистических направлениях индуизма – шиваизме (шайвизме) и вишнуизме (вайшнавизме). В шиваизме с Брахманом отождествляется бог Шива, рассматриваемый как абсолютный и единый Господь, тогда как все остальные боги индуистского пантеона считаются его проявлениями или ипостасями. Соответственно, в вишнуизме с Брахманом отождествляется бог Вишну.
В нетеистических направлениях индуизма и его религиозной философии (адвайта-веданта) Брахман рассматривается как единая недвойственная и единственная реальность, тогда как всякая множественность почитается иллюзорной (майя). При этом утверждается абсолютная тождественность Брахмана и Атмана (Атман есть Брахман).
В либерально—реформаторских течениях индуизма 19-20 вв. (например, в Обществе Брахмана – Брахмосамадж, созданном в первой половине прошлого века бенгальским ученым Раммохан Роем) предпринимались попытки превратить индуизм в чисто монотеистическую религию на основе разработки культа Брахмана как единого и единственного личного Бога – промыслителя и творца.

Торчинов Евгений Алексеевич. "Популярный словарик индуизма".

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.