Варварская энциклопедия: Вайшнавизм

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

ВАЙШНАВИЗМ (вишнуизм) – одно из основных религиозных направлений индуизма. Названо по имени бога Вишну, почитаемому в вайшнавизме как единый всевышний Бог – творец, хранитель и разрушитель миров. Несмотря на то, что в ведийском пантеоне Вишну относился скорее к второстепенным божествам, уже в эпическую эпоху его образ приобретает первостепенное значение для ряда новых теистических культов, прежде всего, для бхагаватизма, культа единого Господа (Бхагавата; досл. Блаженный, или Благословенный). Бхагаватизм возник, по-видимому, в кшатрийской (см. статью Варна) среде как альтернатива ортодоксальной брахманской традиции. Наиболее полное выражение идеи бхагаватизма нашли в Бхагавадгите, где всевышний Господь—Бхагават Кришна отождествляется с Вишну в различных его ипостасях (Васудева, Нараяна и др.).
На рубеже н.э. начинает оформляться теология вайшнавизма, отраженная прежде всего в тексте базового текста этой традиции – Вишну пуране, хотя весь процесс становления вайшнавизма занимает около полутора тысячелетий. Согласно теологии вайшнавизма Брахманом (Абсолютом) является личный Господь (Ишвара) – бог Вишну. В начале каждой кальпы (мирового цикла) Вишну творит из себя мир, выводя его из состояния пралаи (непроявленности). Творение мира есть божественная игра (лила) – будучи абсолютным совершенством, Вишну не может нуждаться в мире или преследовать какие-либо цели, творя мир. В периоды упадка истинной Дхармы (см.) и торжества зла и нечестия Вишну воплощается на земле как зооморфная или антропоморфная аватара (досл. – «нисхождение»), культ которых очень характерен для вайшнавизма. Наиболее почитаемыми воплощениями Вишну в вайшнавизме почитаются такие аватары, как Рама (герой эпоса Рамаяна) и Кришна. Исторический основатель буддизма (будда Шакьямуни) также почитается вайшнавами (вишнуитами – последователями вайшнавизма) как воплощение Вишну. Всего в этот космический цикл было девять аватаров и еще один (аватара Калки, или Калкин), являющийся эсхатологическим персонажем. В начале 16 в. в В. даже сложилось особое направление – кришнаизм, или Кришна-бхкакти (создано проповедником Чайтаньей из Бенгалии), последователи которого рассматривают аватара Кришну в качестве высшего и совершеннейшего выражения божественной сущности.
Для вайшнавизма характерно признание бхакти (любовь и преданность Богу) единственным путем, ведущим к освобождению (мокша, мукти). При этом бхакти часто приобретает яркую эмоциональную и даже эротическую окраску, а отношение души бхакта к Богу уподобляется любовному экстазу любовников (особенно ярка эта черта средневекового бхакти проявилась в сказаниях Бхагавата пураны, ок. 10 в., о любовных играх Кришны и постушек—гопи). Наиболее радикальные бхакты отвергали сословно-кастовые (см. статью Варны) ограничения, утверждая, что поскольку любить Бога может любой человек независимо от его происхождения, освобождение доступно для верующих любого происхождения. Не исключено влияние суфизма (исламского мистицизма) на формирование бхакти.
В религиозно-философском отношении последователи вайшнавизма отдают предпочтение таким направлениям веданты (см.) как ограниченный монизм Рамануджи и дуалистическая система Мадхвы, отвергая недуалистическую адвайта-веданту Шанкары как имперсонализм.
Вайшнавизм широко распространен по всей Индии, но преобладает на севере страны.

Торчинов Евгений Алексеевич. "Популярный словарик индуизма".

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.