varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / Т / Тюр |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Бог Тюр в виде Марса. Иллюстрация из рукописи XVIII века (IB 299 4to). Исландская Национальная библиотека.
Источник: https://www.facebook.com/hammerandvajra/posts/3141440969435048
"Наиболее сложная и неоднозначная пара в данной статье — это именно пара богов Зиу и Зиса. У нас практически не сохранилось источников и свидетельств о функциях и обязанностях обоих этих божеств. Зиу в общепринятой трактовке считается тождественным Тюру божеством верхненемецкого (современная Центральная и Южная Германия) происхождения. При этом никакой конкретики касательно его функций и рода деятельности у нас нет.
Что касается Зисы, то по её поводу ведётся ещё большая дискуссия, и выдвигаются предположения, что такой богини не существовало вовсе. Она упоминается в одной-единственной легенде, пересказанной поздними средневековыми авторами. Легенда эта связана с древним, первоначальным, названием города Аугсбург, который якобы изначально назывался Зисара — «Алтарь Зисы».
Мне сложно судить объективно, насколько данная гипотеза достоверна, как и насколько в принципе реальное божество Зиса. Однако если отталкиваться от того, что Зиса — божество, существовавшее в действительности, можно предположить весьма любопытную и занятную теорию о том, что изначально Тюр был близнечным божеством, ведущим свою историю ещё задолго до формирования скандинавской мифологии.
Итак, опираясь на общепринятое сопоставление Зиу и Тюра, можно предположить, что Зиу, как и первоначально Тюр, был главой пантеона, божеством чести и военной доблести. Имена и Зиу, и Тюра этимологически восходят к индоевропейскому слову, означающему «бог». Просто «бог», без каких-либо излишков — даже сейчас, в современных монотеистичных религиях сохранилась эта традиция именовать самое верховное божество просто «бог», не давая ему при этом никаких личных имён.
Исходя из такой логики и свидетельств того, что первоначально Тюр/Зиу был главой пантеона вместо Одина/Водана, можно выдвинуть гипотезу, что изначально, в самом начале своего возникновения Тюр был верховным богом по типу греческого Урана.
Но в те далёкие дни верховный бог не мог быть одинок. Потому что не он, на самом-то деле, был самым главным в пантеоне. А это значит, что у него должна была быть жена. И этой женой была Мать-Земля. Конечно, утверждать, что это была именно Зиса, крайне проблематично и вряд ли будет достоверно, однако ничто не мешает нам выдвинуть такое предположение.
Что до уже более близких нам по времени Зиу и Зисы, как я упомянула, сказать что-то конкретное достаточно проблематично. В любом случае, даже если принять факт того, что Зиу так и остался верховным мужским божеством, ему в любом случае нужна была какая-то супруга.
Исходя из специфики развития германских племён, которые на рубеже нашей эры, очевидно, сохраняли ещё достаточно сильные матриархальные пережитки и влияния, супругой божества должна была быть его сестра. Никаких конкретных свидетельств, подтверждающих то, что это была Зиса, у нас нет, но выдвигается гипотеза, что именно она и была ею.
Помимо этого, также выдвигается теория, что уже упомянутый нами в контексте Нертус Тацит в своей «Германии» косвенно упоминает и Зису.
«Часть свебов совершает жертвоприношения и Изиде; в чём причина и каково происхождение этого чужестранного священнодействия, я не мог в достаточной мере выяснить, но, поскольку их святыня изображена в виде либурны (римский военный корабль) , этот культ, надо полагать, завезён к ним извне» («Германия», 9).
Сложно сказать, что Тацит подразумевает под «завезённым извне» культом и причём там святилище в виде римского боевого корабля, но если речь в данном отрывке действительно идёт о Зисе, то это должна была быть всё-таки местная богиня. Впрочем, Тацит никогда не был на территориях, которые он описывает, а потому вполне вероятно, что мог допустить определённую ошибку в описании, не более того.
Учитывая тот факт, что таким богам как Тор, Один/Водан и Тюр/Зиу Тацит даёт римские имена Геркулеса, Меркурия и Марса соответственно, отождествляя их по функциям и обязанностям, то исходя из отождествления Исиды и Зисы, можно сделать вывод, что она была традиционной богиней-матерью, обладающей традиционными для супруги главы пантеона функциями.
Поклоняются этим богам, опять же по словам Тацита, свебы, чьи племенные союзы в том числе жили и на территории современной Центральной и Южной Германии, так что, чисто теоретически, они действительно могли иметь в качестве верховной богини богиню Зису.
Однако к эпохе викингов, к VIII-IX веку, как и о Нертус, все возможные свидетельства о Зисе теряются. Зиу трансформируется в Тюра и частично отходит на второй план, теряя в том числе и свою супругу и все упоминания о ней. Даже, в отличие от Нертус, не остаётся никаких косвенных ссылок на некую безымянную богиню, которая могла быть связана узами родства и брака с Тюром.
Кроме, однако, единственного упоминания в «Перебранке Локи».
«Локи [сказал]:
«Ты, Тюр, молчи!
От меня родила
жена твоя сына;
за бесчестье с тобой
я не расчёлся —
стерпел ты, презренный!»» («Перебранка Локи», 40).
Не существует ни единого толкования данных строк. В скандинавских мифах Тюр изображается одиночкой, и ни о его жене, ни возможной невесте ничего неизвестно. Что конкретно в данном фрагменте имеется в виду — не ясно, но, если теория существования Зисы правдива, вполне может быть, что это единственный туманный намёк на неё.
Таким образом, пара Зиу/Тюра и Зисы остаётся очень спорным и дискуссионным вопросом. За неимением более детальных и полных подтверждений мы не можем ни опровергнуть её, ни подтвердить. Не буду скрывать, мне эта мысль нравится, так что именно поэтому я включила её в данное описание как теорию, в общем-то, имеющую право на жизнь. "
Источник: Вікторія Кухта . " Матриархальные пережитки в скандинавской мифологии "