varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / Р / Рождество Христово |
Варварская энциклопедия: Рождество Христово
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Рождество Христово. Мастер Вышебродского Алтаря. Около 1350. Прага, Народная галерея
Шесть праздничных сцен: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря. Византия. Вторая половниа X века. Слоновая кость, резьба; 14,7 х 10 см. Государственный Эрмитаж, Инв. N W 25. | |
Рождество Христово. Фреска кисти Феофана Критского в церкви святого Николая на острове Крит | |
Владимирская икона Божией Матери со Святой Троицей и клеймами Жития праведных Иоакима и Анны из церкви Новое Вознесение в Пскове. Вторая половина XVI века. Псковский музей. | |
Рожков Сергей Васильев Костромитин. Рождество Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса Софийского придела Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. | |
Рождество Христово. Знамя Большого полка Великого государя царя Алексея Михайловича. 1654 год | |
Рождество Христово. Поклонение пастухов. Фреска Никольской церкви села Деревеньки Борисоглебского района Ярославской области. | |
Икона Воскресения Христова с праздниками и святыми в 24 клеймах. Санкт-Петербург, XIX век. Средник иконы восходит к картине Карла Ванлоо. | |
Тимофей Андреевич Нефф. Рождество Христово. Местный образ в иконостасе главного придела Храма Христа Спасителя. | |
Рождество Христово. Фреска Преображенской церкви села Долгий Колодезь Беловского района Курской области. | |
Сандро Боттичелли. Рождество Христово. 1500. Лондон. Национальная галерея | |
Амико Аспертини. Поклонение пастухов | |
Джорджоне. Поклонение пастухов. 1505 (?). Вашингтон. Национальная галерея | |
Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнеров. Рождество Христово. Святые Георгий и Евстафий. 1502-1504. Мюнхен. Старая пинакотека | |
Ганс Бальдунг Грин. Рождество Христово. Базель. 1510. Kunstmuseum | |
Ганс Бальдунг Грин. Рождество Христово. 1520. Мюнхен. Старая пинакотека | |
Джулио Романо. Рождество и Поклонение пастухов. 1531-1534 | |
Караваджо. Поклонение пастухов. 1609. Мессина. Национальный музей | |
Караваджо. Рождество Христово с святыми Франциском и Лаврентием. 1609. Палермо, Сан Лоренцо (картина утрачена) | |
Александр Андреевич Иванов. Пастухи славящие Рождество Христово. 1850-е годы. ГТГ | |
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Ангел возвещает пастухам о Рождестве Христовом. «Die Bibel in Bildern», 1852—1860 гг. | |
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Рождество Христово, Поклонение пастухов. «Die Bibel in Bildern», 1852—1860 гг. | |
Рождество Христово, Поклонение пастухов. Роспись Никольской церкви на погосте Старки (Черкизово) Коломенского района Московской области, восходящая к гравюре Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. | |
Виталий Александрович Ромейко. Рождество в заброшенном селе. 2013. |
Сербское Рождество хоть и празднуется одновременно с русским являет собой обряд очень своеобразный и очень непохожий на то, что называется у нас рождественскими праздниками.
Изучать его интересно и как серию необычных ритуалов и как систему, анализ которой позволяет сделать интереснее выводы.
… в Послании к Коринфянам апостол Павел употребляет сравнение, описывающее различные смысловые уровни, содержащиеся в тексте – молоко для младенцев и мясо для взрослых. «Молоко» – легко усваиваемый внешний первый смысл, тогда как «мясо» – более глубокий, более серьезный.
Я вам в посте налью молока, а уж мясо - добывайте сами.
Итак, сербское Рождество состоит из ряда особых дней: хронологически они располагаются так - Детинци, Материце, Оци, Туциндан и Бадни дан.
Третье воскресенье перед Рождеством называется Детинци. Тогда детей шутливо связывают по рукам и ногам (чаще всего красными шерстяными нитками) и они должны развязать путы (сам процесс называется-дрешити се). Им в награду родители вручают подарки, а поскольку эта неделя близка по времени с праздником св. Николая, то говорят, что св. Никола подарки принес. Родители- наказали, а св. Никола - утешил.
Интересно, что и у германских народов подарки св. Николая достаются хорошим детям, а плохих черт завязывает в мешок и наказывает.
Да-да… уши обряда жертвоприношения (привет тебе, сказка Морозко!) торчат со всех сторон. Но когда-то суровые предки считали, что без него красно солнышко не взойдет. Впрочем и европейский дед Мороз/Санта/Николас еще тот дедок. На старинных открытках он носит с собой – куколки детей на поясе, связки, снопики детские.. да-с. В том числе и на балканских открытках
Но вернемся к сербам.
Второе воскресенье перед Рождеством называется Материце. Сербы народ справедливый, поэтому теперь дети завязывают матерей, они развязываются и получают от детей подарки. Такой день Матери получается. Мамин праздник…кхм..
Ну, в иерархии жертв дети и женщины - частая, но не самая сильная жертва. Они не несут в себе коллективную память и опыт. А вот ближе к Рождеству – сильнее жертва. И следовательно, да-да, первое воскресенье перед Рождеством – Оци: завязывают отцов, опять же после вручаются подарки.
Поскольку темная составляющая этих обрядов уж слишком очевидна, то в настоящее время лишь по редким селам (в Косово и Метохии чаще, чем в центральной Сербии) можно застать этот обряд. Наверное это хорошо, потому что если правила ЕС запрещают делать фотографии детей на дед-морозовых коленях, то связанные дети в праздник вряд ли бы воодушевили этнографов-администраторов.
Второй день перед Рождеством называется – Туциндан.
В этот день убивают рождественского поросенка, который называется не просто поросенок, а именуется – Божичняр. Т.е ему полагается имя-статус. Этого Божичняра полагается не просто убить, а ..забить. Утуцать - ударить тупой стороной топора или деревянным молотком по лбу, предварительно его посолив.
Убийство железом редко ритуальное. Железо обряд древний воспринимает неохотно и более радостно воспринимает дерево. Железо нарушает целостность, а этого обряд неприемлет.
Журнал Мики Мышь ( да-да, он самый маус), поздравлял своих читателей с Рождеством, а символом его был-божичняр – поросенок на вертеле.
Он тоже украшается и торжественно вносится в дом.
Сочельник называется на Балканах Бадни дан.
Еще рано утром глава семьи отправляется в лес, чтобы принести Бадняк. Бадняк – это ветви или тонкое дерево дуба, но обязательно ветвистое (чем больше веток, тем лучше).
Бадняк ритуально срубают: трижды нужно сделать удара и постараться, чтобы дерево упало на восток, и приносят домой (правда в дом вносят только вечером) с песнями и радостным распитием ракии. Украшают этим бадняком дом (сам бадняк украшают редко, и чаще всего опять же шерстяными красными нитками, но в обмазывают медом, посыпают пшеницей и поливают вином), целуют его, поют песни, как возле рождественской елки, чей он ближайший родственник, причем в песнях он именуется человеком, парнем, а слово Бадняк употребляется как имя.
В рождественское утро именно на бадняке готовят рождественский обед и по тому как горит бадняк определяют плодородность у успешность года: если горит с огоньком.. кхм..т.е. весело, то год будет успешным, если дымит и тлеет, то хозяйка дает по ушам хозяину, что срубил сырое дерево .. не свезет. Сам момент сожжения очень важен - над ним мужно особо бдеть, чтобы не пропустить момент его прогорания ( этимологи считают, что Бадняк ведет свое происхождение от слова бдение). Бадник должен гореть с большим количеством искр – тогда и дела пойдут на лад. В момент прогорания Бадняка - радуются и стреляют.
Сейчас Бадняк зажигают и во дворах сербских церквей ночью до наступления Рождества, там собирается народ на службу и торжественно сжигается бадняк. Традиция сжигать бадняк есть у всех балканских народов (и даже долгое время бытовала и боснийцев-мусульман и албанцев, правда у албанцев – полено,а не ветвистое дерево).
Ну, как все деревья в ритуалах (рождественское дерево, майское дерево, троицкие березки ..) все это опять же – жертва. Когда-то человеческая, которая заменена дендрической или совмещена с ней…
Вечером все ужинают на полу, сидя на соломе, ломят орехи, едят постную еду.Особых изысков стол не предусматривает. После ужина считается, что выходить на улицу не стоит, мол, «нехорошее» время, так что вечерние колядования не предусмотрены сербской традицией. Но ночная служба в церкви и обычай уже ночью сжигать бадняк несколько изменили традицию.
Рождественские подарки на следующий день тоже не предусмотрены, хотя положены одному. Этот один -первый, кто приходит в дом в Рождество. Он называется Положайник или Полазник. И дети стараются утром рано проснуться и посетить соседей, чтобы быть первыми. Чаще всего это мальчики, потому что считается, что если первой девочка посетит дом, то.. ну..как-то не то… Подарок она получит, но радости в доме поубавится. Если год был успешным, то часто успех связывают с полазником и могу даже попросить его на следующий год тоже быть первым: мол, попросите вашего мальчика проснуться рано и зайти к нам за подарками…
Во время рождественского обеда еще один обязательный ритуал: ломят- переламывают обрядно чесницу ( ни вилок , ни ножей употреблять не положено). Чесница – это пирог, в который запекается монетка. Месить этот пирог нужно на первой утренней воде, на «неначатой» воде, т.е. первой из колодца зачерпнутой. Поэтому в селе девушки ( а принести воду должна была девушка) просыпались рано и разбегались по колодцам и источникам чтобы опередить других. Тот, кто в чеснице найдет монетку – того ждет удача в течение года.
По поверию, Бадняк умер накануне, а на Рождество уже поют песни посвященные Божичу.
Божич Бата – это и новорожденный младенец Иисус, и это рождение нового года, нового солнца, новых надежд и чаяний.
Если вас пугает, что я все о жертвах и о смерти, то это вас цивилизация сделала чрезмерно чуствительными. Просто предки наши знали, что если постоянно следовать определенным правилам, то можно в конце концов считать, что жизнь живешь не зря. И знали, что новое не родиться, пока не умрет старое.
Источник: http://iraan.livejournal.com/447056.html