varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / П / Пурва миманса |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Реклама:
ПУРВА МИМАНСА («раннее», или «прежнее исследование» в отличие от веданты как завершения дискурса, основанного на завершении, или исчерпании ведического знания) – одна из шести ортодоксальных школ индийской брахманистской философии, базирующаяся непосредственно на экзегезе ведических гимнов и ритуальных предписаний.
Создателем пурва мимансы является Джаймини, автор Миманса-сутр. Важнейшие комментарии к ней написаны Шабарасвами (ок. 3 в. до н.э.). Крупнейшими представителями школы были Кумарила Бхатт и Прабхакара (оба – 7-8 вв. н.э.). После 15 в. П. утрачивает самостоятельное значение и практически перестает участвовать в историко-философском процессе, превратившись в брахманскую традицию истолкования ритуала и обрядовых норм.
Пурва миманса претендует на особую ортодоксальность, провозглашая абсолютную и непререкаемую ценность ведического откровения и ведического ритуализма.
Последователи пурва мимансы стремились предложить адекватное истолкование смысла ведических предписаний и ритуала и обосновать ведический ритуализм философски, настаивая, тем не менее, на буквальном прочтении текстов откровения, отказываясь от его символических и аллегорических интерпретаций. При этом пурва миманса отрицает существование Бога или богов, рассматривая молитвы и обращения к ним лишь как эффективные в ритуальном отношении методы, что делает ритуал самоценной и самодостаточной сферой деятельности. Учение о существовании некоего вечного Первозвука (шабда), который проявляется в речи и который является источником ведического откровения побудило мимансаков (последователей пурва мимансы) углубленно заниматься проблемами лингвофилософии, постоянно полемизируя с представителями школы грамматистов (особенно по вопросам философской семантики). Активно занимались они также вопросами логики и теории познания. В собственно философских вопросах мимансаки в основном принимали позиции таких школ, как ньяя и вайшешика, расходясь, однако, с ними по некоторым второстепенным вопросам. Они также активно участвовали в полемике как с неортодоксальными учениями (буддизм), так и с другими брахманистскими школами.
Интересной особенностью мировоззрения пурва мимансы является то, что она была единственной брахманистской школой не интересовавшейся проблемой освобождения от сансары и ставившей для своих последователей цель обретения блаженства на небесах (сварга).
Торчинов Евгений Алексеевич. "Популярный словарик индуизма".
Реклама: