Варварская энциклопедия: Пурва миманса

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

ПУРВА МИМАНСА («раннее», или «прежнее исследование» в отличие от веданты как завершения дискурса, основанного на завершении, или исчерпании ведического знания) – одна из шести ортодоксальных школ индийской брахманистской философии, базирующаяся непосредственно на экзегезе ведических гимнов и ритуальных предписаний.
Создателем пурва мимансы является Джаймини, автор Миманса-сутр. Важнейшие комментарии к ней написаны Шабарасвами (ок. 3 в. до н.э.). Крупнейшими представителями школы были Кумарила Бхатт и Прабхакара (оба – 7-8 вв. н.э.). После 15 в. П. утрачивает самостоятельное значение и практически перестает участвовать в историко-философском процессе, превратившись в брахманскую традицию истолкования ритуала и обрядовых норм.
Пурва миманса претендует на особую ортодоксальность, провозглашая абсолютную и непререкаемую ценность ведического откровения и ведического ритуализма.
Последователи пурва мимансы стремились предложить адекватное истолкование смысла ведических предписаний и ритуала и обосновать ведический ритуализм философски, настаивая, тем не менее, на буквальном прочтении текстов откровения, отказываясь от его символических и аллегорических интерпретаций. При этом пурва миманса отрицает существование Бога или богов, рассматривая молитвы и обращения к ним лишь как эффективные в ритуальном отношении методы, что делает ритуал самоценной и самодостаточной сферой деятельности. Учение о существовании некоего вечного Первозвука (шабда), который проявляется в речи и который является источником ведического откровения побудило мимансаков (последователей пурва мимансы) углубленно заниматься проблемами лингвофилософии, постоянно полемизируя с представителями школы грамматистов (особенно по вопросам философской семантики). Активно занимались они также вопросами логики и теории познания. В собственно философских вопросах мимансаки в основном принимали позиции таких школ, как ньяя и вайшешика, расходясь, однако, с ними по некоторым второстепенным вопросам. Они также активно участвовали в полемике как с неортодоксальными учениями (буддизм), так и с другими брахманистскими школами.
Интересной особенностью мировоззрения пурва мимансы является то, что она была единственной брахманистской школой не интересовавшейся проблемой освобождения от сансары и ставившей для своих последователей цель обретения блаженства на небесах (сварга).

Торчинов Евгений Алексеевич. "Популярный словарик индуизма".

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.