varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / П / Пересвет |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Куликовская битва. Поединок Пересвета и Челубея. Миниатюра из Лицевого летописного свода
Поединок Пересвета с "Печенегом". Миниатюра из рукописи Сказания о Мамаевом побоище. 17 век | |
Поединок Пересвета с Челубеем. Миниатюра из рукописи Сказания о Мамаевом побоище. 17 век | |
Виктор Михайлович Васнецов. Поединок Пересвета и Челубея | |
Михаил Иванович Авилов. Поединок Пересвета и Челубея | |
Константин Васильев. Поединок Пересвета с Челубеем. 1974 |
Павел Рыженко. Победа Пересвета.
Духовная сила, естественно, имеет и свое материальное измерение. Не секрет, что помощь воину в сражении подчас приходит сверхъестественным образом, поступает извне. Сейчас среди молодых людей, служащих в армии и во флоте, и особенно в спецподразделениях, становится популярным неоязычество. За стремлением обратиться к духовной практике восточных единоборств, равно как и славянских магических воинских обрядов, стоит попытка вернуться к темным силам прошлого, вновь призвать давно побежденных и изгнанных христианством так называемых «богов, которые в существе не боги» (Гал. 4, 8).
Восточные единоборства имеют свою строгую духовную практику: мантры, молитвы, дыхательные упражнения и прочие формы «работы с энергиями», что в переводе на язык христианина означает «привлечение себе в помощь падших духов», или, проще говоря, «бесов». Желанная цель каждого адепта этой системы — получить себе в помощь ангела тьмы, желательно высшего ранга. Но этот вопрос «ранга», или достижения высших уровней «посвящения», находится в прямой связи с достигнутой степенью контакта — вверения себя во власть этих сил. Достижение такого духовного симбиоза человека и беса как раз и дает те самые, удивительные физические сверхвозможности, так очаровывающие нетвердых в вере молодых людей. (Почитайте воспоминания знаменитого и плохо кончившего Брюса Ли).
Недавно, когда я был на собеседовании у Святейшего Патриарха, то обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На ней изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость нашего замечательного святого, преподобного Сергия, как раз и проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а сама суть произошедшего тогда, 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов (он тоже уже рукоположен во епископы) рассказал нам такую историю. Я перескажу ее так, как услышал.
В Троице-Сергиевой лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями, боевыми искусствами. И когда началась перестройка, он решил с друзьями поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное. Все-таки, это их национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам…
Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей не просто был опытный воин и богатырь, но он был тибетский монах, прошедший воспитание по системе «маг-цзал» и достигнувший статуса «бессмертного». Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев (их звали «дабдоб») всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то он и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал правильнее: Пересвет был без доспехов — в облачении монаха-великосхимника и с копьем. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. У татарского войска это вызвало полное замешательство. На их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и незыблемые законы языческого мира.
Эта история очень назидательна, она ясно возвращает нас к нашим духовным истокам. Сила российского воинства — не в доспехах и не в мантрах. Вспомните: императору Константину Великому приснился Крест и слова: «Сим победиши». Он действительно нанес Крест на свои знамена и победил, и этот языческий правитель тогда хорошо усвоил, что есть нечто большее, чем магические приемы и «тантрические практики». Что есть Господь наш, Который над всем миром и над всеми «богами». Если мы действительно Ему верны, то мы непобедимы.
Я приводил в пример Великую Отечественную войну. В той страшной схватке мы победили не просто иноземные войска, а именно воинство сатанинское. Хорошо известно, как Гитлер активно в сеансах магии общался с «высшими неизвестными», а проще — с силами князя тьмы. Нацистская верхушка Рейха конечной целью объявляла теургическое воссоздание новой расы полубогов на основе «расово-чистых» арийцев. Основным материалом этих оккультных действий были элитные войска СС — «черный орден» высокой степени посвящения. Победа над силами тьмы далась нам столь тяжелыми жертвами и такой большой кровью в наказание за предательство веры наших отцов и дедов в ходе революции. Но в итоге Господь все же простил Россию, и она жива.
Источник: http://www.pravmir.ru/zamknutyj-krug-episkopa-severomorskogo-mitrofana/
Примечание: Я не знаю о какой "известной картине В. М. Васнецова, где оба воина изображены в доспехах", идет речь. Предполагаю, что речь может идти о, действительно, широко известной картине М.И. Авилова.
Алексей Буров-Стаськов (varvar.ru)
А.В. Городничев. Александр Пересвет
Ещё один вариант современной легенды о Пересвете:
Как нам известно из курса истории, перед самой Куликовской битвой состоялся поединок двух богатырей - Челубея и Пересвета, оба участника которого в этом поединке погибли.
Александр Пересве?т — русский монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Прежде в миру он был боярином и имел боевой опыт. В летописи так и сказано:
"Бывъ преже бояринъ Дьбряньскыи"
Вместе с товарищем - Ослябей, тоже монахом, участвовал в Куликовской битве. Оба были благословлены перед походом самим святым Сергием Радонежским.
Сам поединок "Сказание о Мамаевом побоище" описывает так:
"Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трёх сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и выступив из рядов сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться». И был на голове его шлем как у архангела, вооружён же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову – мир и благословение!» — бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: «Боже, помоги рабу своему!» И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались"
Отдельного внимания заслуживает личность Челубея. Описание про пять саженей высоты и трех саженей ширины естественно художественное преувеличение. Согласно сказанию, богатырь Челубей (по другим версиям — Челибей, Темир-Мирза либо Таврул) не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого люди Мамая наняли специально для подобных поединков. Встречающееся иногда другое имя - Темир-Мирза тоже о многом говорит. Мирза, на самом деле не имя собственное, а титул. Этим титулом именовали как правило знатное дворянство у тюркских народов, но при этом не связанное кровным родством с родом чингизидов. Таким образом, Челубей был не простым воином, а знатного происхождения и мог позволить себе лучшее оружие и броню.
Есть предположение, что Челубей был адептом одной из буддистских сект - "бонг по", мистического культа, последователи которого добивались больших возможностей от своего тела подобно индийский йогам и высокого мастерства в боевых искусствах.
Как сообщил однажды в беседе с одним журналистом настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в старом Симонове (там сейчас покоятся мощи Александра Пересвета и Андрея Осляби), протоиерей Владимир Силовьев, адепты учения «бонг-по» даже приезжали в Россию специально для того, чтобы выяснить, почему их «великий предшественник Челубей» проиграл поединок. В частности, они побывали в Троице-Сергиевой лавре, пытаясь понять, каким образом кресты монашеской схимы и молитвы к «русскому Богу» лишили Челубея его способностей, которые он не сумел продемонстрировать в поединке.
По легенде, Челубей до этого поединка якобы участвовал в 300 боях и всегда выходил победителем. Благодаря своим способностям Челубей мог сражаться копьем гораздо большей длины, чем мог использовать любой обычный воин и за счет этого первым поражал противника и даже если тот был в хороших доспехах - просто выбивал его из седла.
Однако, в этот раз для Челубея все не было так просто. Преподобный Сергий, отличался, помимо прочих духовных достоинств, и даром прозорливости. Известно, например, что, находясь в своей обители, за сотни километров от Куликова поля, он с момента начала битвы быстро собрал братию монастыря на панихиду, и в то время, когда наши предки сражались и гибли в этой схватке, святой, буквально, видя отлетавшие на небеса души русских воинов, вслух перечислял их имена – для того, чтобы монахи соборно тут же молились об их упокоении! Выбор преподобного видимо не случайно пал на Пересвета и Ослябю - воинов-монахов. Возможно он понимал, что сила Челубея - не от Бога и только воин Христа сможет встать у него на пути и победить.
Пересвет, как мы знаем, сам вызвался на бой, понимая, что преподобный Сергий отправил его именно для этого и именно сразить этого вражеского богатыря наделенного темной силой - его миссия на земле.
Видимо Пересвет вовремя оценил ситуацию и поняв, что копье Челубея длиннее его собственного, пошел на хитрость. Как мы видим - на большинстве картин изображающих этот поединок, Пересвет сражается в одной лишь монашеской рясе без доспехов. Он снял доспехи, чтобы позволить Челубею поразить себя. Оставшись без доспехов, он стал более ловок и мог так подставить себя под удар, быстро поменяв позу в седле незадолго до него за счет отсутствия тяжелых доспехов, чтобы копье противника поразило его в мягкие ткани, прошло насквозь, но при этом не убило его на месте и в то же время он сам не потерял бы сознание. Пересвет прекрасно понимал, что Челубей слишком опытный воин и у него не получиться просто увернуться от удара его копья и приблизится для удара. Таким образом, пронзенный насквозь копьем, но живой и в сознании Пересвет нанес Челубею смертельный удар, от которого вражеский богатырь выпал из седла и скончался на месте.
В некоторых версиях сказаний об этом поединке говорится, что после этого Пересвет еще успел живым доскакать до строя русского войска. Сказание "Задонщина" вообще утверждает, что Пересвет выжил после поединка и сражался в рядах русских войск и был убит лишь во время основной битвы т.к. там имеется отрывок где Пересвет «поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвечивает», когда уже «иные лежат посечены». Это рождает версию о том, что Пересвет был лишь ранен Челубеем (например копьем в бок) и смог принять участие в последующей битве. В других источниках наоборот говорится, что Пересвета к русскому войску принес конь уже мертвым, но поскольку в отличие от Челубея он остался в седле - он должен считаться победителем.
Такое количество довольно противоречивых версий пусть вас не смущает. В те времена было не очень много грамотных людей, а книги писались вручную и чтобы их скопировать - их надо было также вручную переписывать. Людей с каллиграфическим почерком, кто мог бы не просто писать, а красиво оформить летопись, было соответственно еще меньше. Из-за сложности в изготовлении и немногочисленности мастеров, кто мог бы это сделать, русские летописи, как правило, отличались сухостью, лаконичностью и небольшим описанием деталей. Зато было очень развито устное народное творчество. Сказания часто даже не записывались, а передавались из уст в уста, а каждый сказитель стремился что - нибудь да приукрасить в ту или иную сторону.
Так или иначе важность поединка нельзя переоценить. Прямо перед битвой на глазах у всех был побежден сильнейший воин Мамаева войска, а заодно была продемонстрирована сила веры Христовой. Это несомненно положительно сказалось на моральном духе русского войска, одержавшего в итоге важную победу.
Известно не только место гибели Пересвета в сражении, но и место его захоронения. После битвы брат во Христе Ослябя привез его тело в Москву и похоронил в старом Симонове монастыре.
Источник: https://lsvsx.livejournal.com/1717702.html