Варварская энциклопедия: Пересвет. Александр Пересвет

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Куликовская битва. Поединок Пересвета и Челубея. Миниатюра из Лицевого летописного свода

Куликовская битва. Поединок Пересвета и Челубея. Миниатюра из Лицевого летописного свода

Поединок Пересвета с "Печенегом". Миниатюра из рукописи Сказания о Мамаевом побоище. 17 век 
Поединок Пересвета с "Печенегом". Миниатюра из рукописи Сказания о Мамаевом побоище. 17 век 
Поединок Пересвета с Челубеем. Миниатюра из рукописи Сказания о Мамаевом побоище. 17 век
Поединок Пересвета с Челубеем. Миниатюра из рукописи Сказания о Мамаевом побоище. 17 век 
Виктор Михайлович Васнецов. Поединок Пересвета и Челубея
Виктор Михайлович Васнецов. Поединок Пересвета и Челубея
Михаил Иванович Авилов. Поединок Пересвета и Челубея
Михаил Иванович Авилов. Поединок Пересвета и Челубея
Константин Васильев. Поединок Пересвета с Челубеем. 1974
Константин Васильев. Поединок Пересвета с Челубеем. 1974

Победа Пересвета

Павел Рыженко. Поединок Пересвета и Челубея

Павел Рыженко. Победа Пересвета.

Духовная сила, естественно, имеет и свое материальное измерение. Не секрет, что помощь воину в сражении подчас приходит сверхъестественным образом, поступает извне. Сейчас среди молодых людей, служащих в армии и во флоте, и особенно в спецподразделениях, становится популярным неоязычество. За стремлением обратиться к духовной практике восточных единоборств, равно как и славянских магических воинских обрядов, стоит попытка вернуться к темным силам прошлого, вновь призвать давно побежденных и изгнанных христианством так называемых «богов, которые в существе не боги» (Гал. 4, 8).

Восточные единоборства имеют свою строгую духовную практику: мантры, молитвы, дыхательные упражнения и прочие формы «работы с энергиями», что в переводе на язык христианина означает «привлечение себе в помощь падших духов», или, проще говоря, «бесов». Желанная цель каждого адепта этой системы — получить себе в помощь ангела тьмы, желательно высшего ранга. Но этот вопрос «ранга», или достижения высших уровней «посвящения», находится в прямой связи с достигнутой степенью контакта — вверения себя во власть этих сил. Достижение такого духовного симбиоза человека и беса как раз и дает те самые, удивительные физические сверхвозможности, так очаровывающие нетвердых в вере молодых людей. (Почитайте воспоминания знаменитого и плохо кончившего Брюса Ли).

Недавно, когда я был на собеседовании у Святейшего Патриарха, то обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На ней изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Ослябей на бой на Куликовом поле.

Великая мудрость и прозорливость нашего замечательного святого, преподобного Сергия, как раз и проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а сама суть произошедшего тогда, 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов (он тоже уже рукоположен во епископы) рассказал нам такую историю. Я перескажу ее так, как услышал.

В Троице-Сергиевой лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями, боевыми искусствами. И когда началась перестройка, он решил с друзьями поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное. Все-таки, это их национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам…

Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей не просто был опытный воин и богатырь, но он был тибетский монах, прошедший воспитание по системе «маг-цзал» и достигнувший статуса «бессмертного». Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев (их звали «дабдоб») всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то он и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал правильнее: Пересвет был без доспехов — в облачении монаха-великосхимника и с копьем. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. У татарского войска это вызвало полное замешательство. На их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и незыблемые законы языческого мира.

Эта история очень назидательна, она ясно возвращает нас к нашим духовным истокам. Сила российского воинства — не в доспехах и не в мантрах. Вспомните: императору Константину Великому приснился Крест и слова: «Сим победиши». Он действительно нанес Крест на свои знамена и победил, и этот языческий правитель тогда хорошо усвоил, что есть нечто большее, чем магические приемы и «тантрические практики». Что есть Господь наш, Который над всем миром и над всеми «богами». Если мы действительно Ему верны, то мы непобедимы.

Я приводил в пример Великую Отечественную войну. В той страшной схватке мы победили не просто иноземные войска, а именно воинство сатанинское. Хорошо известно, как Гитлер активно в сеансах магии общался с «высшими неизвестными», а проще — с силами князя тьмы. Нацистская верхушка Рейха конечной целью объявляла теургическое воссоздание новой расы полубогов на основе «расово-чистых» арийцев. Основным материалом этих оккультных действий были элитные войска СС — «черный орден» высокой степени посвящения. Победа над силами тьмы далась нам столь тяжелыми жертвами и такой большой кровью в наказание за предательство веры наших отцов и дедов в ходе революции. Но в итоге Господь все же простил Россию, и она жива.

Епископ Митрофан (Баданин)

Источник: http://www.pravmir.ru/zamknutyj-krug-episkopa-severomorskogo-mitrofana/

Примечание: Я не знаю о какой "известной картине В. М. Васнецова, где оба воина изображены в доспехах", идет речь. Предполагаю, что речь может идти о, действительно, широко известной картине М.И. Авилова.

Алексей Буров-Стаськов (varvar.ru)

А.В. Городничев. Александр Пересвет

А.В. Городничев. Александр Пересвет

Ещё один вариант современной легенды о Пересвете:

Легенда о поединке

Как нам известно из курса истории, перед самой Куликовской битвой состоялся поединок двух богатырей - Челубея и Пересвета, оба участника которого в этом поединке погибли.

Александр Пересве?т — русский монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Прежде в миру он был боярином и имел боевой опыт. В летописи так и сказано:

"Бывъ преже бояринъ Дьбряньскыи"
Вместе с товарищем - Ослябей, тоже монахом, участвовал в Куликовской битве. Оба были благословлены перед походом самим святым Сергием Радонежским.

Сам поединок "Сказание о Мамаевом побоище" описывает так:

"Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трёх сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и выступив из рядов сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться». И был на голове его шлем как у архангела, вооружён же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову – мир и благословение!» — бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: «Боже, помоги рабу своему!» И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались"

Поединок инока Пересвета с татарским богатырём Челубеем перед Куликовской битвой

Отдельного внимания заслуживает личность Челубея. Описание про пять саженей высоты и трех саженей ширины естественно художественное преувеличение. Согласно сказанию, богатырь Челубей (по другим версиям — Челибей, Темир-Мирза либо Таврул) не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого люди Мамая наняли специально для подобных поединков. Встречающееся иногда другое имя - Темир-Мирза тоже о многом говорит. Мирза, на самом деле не имя собственное, а титул. Этим титулом именовали как правило знатное дворянство у тюркских народов, но при этом не связанное кровным родством с родом чингизидов. Таким образом, Челубей был не простым воином, а знатного происхождения и мог позволить себе лучшее оружие и броню.

Есть предположение, что Челубей был адептом одной из буддистских сект - "бонг по", мистического культа, последователи которого добивались больших возможностей от своего тела подобно индийский йогам и высокого мастерства в боевых искусствах.

Как сообщил однажды в беседе с одним журналистом настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в старом Симонове (там сейчас покоятся мощи Александра Пересвета и Андрея Осляби), протоиерей Владимир Силовьев, адепты учения «бонг-по» даже приезжали в Россию специально для того, чтобы выяснить, почему их «великий предшественник Челубей» проиграл поединок. В частности, они побывали в Троице-Сергиевой лавре, пытаясь понять, каким образом кресты монашеской схимы и молитвы к «русскому Богу» лишили Челубея его способностей, которые он не сумел продемонстрировать в поединке.

По легенде, Челубей до этого поединка якобы участвовал в 300 боях и всегда выходил победителем. Благодаря своим способностям Челубей мог сражаться копьем гораздо большей длины, чем мог использовать любой обычный воин и за счет этого первым поражал противника и даже если тот был в хороших доспехах - просто выбивал его из седла.

Однако, в этот раз для Челубея все не было так просто. Преподобный Сергий, отличался, помимо прочих духовных достоинств, и даром прозорливости. Известно, например, что, находясь в своей обители, за сотни километров от Куликова поля, он с момента начала битвы быстро собрал братию монастыря на панихиду, и в то время, когда наши предки сражались и гибли в этой схватке, святой, буквально, видя отлетавшие на небеса души русских воинов, вслух перечислял их имена – для того, чтобы монахи соборно тут же молились об их упокоении! Выбор преподобного видимо не случайно пал на Пересвета и Ослябю - воинов-монахов. Возможно он понимал, что сила Челубея - не от Бога и только воин Христа сможет встать у него на пути и победить.

Пересвет, как мы знаем, сам вызвался на бой, понимая, что преподобный Сергий отправил его именно для этого и именно сразить этого вражеского богатыря наделенного темной силой - его миссия на земле.

Видимо Пересвет вовремя оценил ситуацию и поняв, что копье Челубея длиннее его собственного, пошел на хитрость. Как мы видим - на большинстве картин изображающих этот поединок, Пересвет сражается в одной лишь монашеской рясе без доспехов. Он снял доспехи, чтобы позволить Челубею поразить себя. Оставшись без доспехов, он стал более ловок и мог так подставить себя под удар, быстро поменяв позу в седле незадолго до него за счет отсутствия тяжелых доспехов, чтобы копье противника поразило его в мягкие ткани, прошло насквозь, но при этом не убило его на месте и в то же время он сам не потерял бы сознание. Пересвет прекрасно понимал, что Челубей слишком опытный воин и у него не получиться просто увернуться от удара его копья и приблизится для удара. Таким образом, пронзенный насквозь копьем, но живой и в сознании Пересвет нанес Челубею смертельный удар, от которого вражеский богатырь выпал из седла и скончался на месте.

В некоторых версиях сказаний об этом поединке говорится, что после этого Пересвет еще успел живым доскакать до строя русского войска. Сказание "Задонщина" вообще утверждает, что Пересвет выжил после поединка и сражался в рядах русских войск и был убит лишь во время основной битвы т.к. там имеется отрывок где Пересвет «поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвечивает», когда уже «иные лежат посечены». Это рождает версию о том, что Пересвет был лишь ранен Челубеем (например копьем в бок) и смог принять участие в последующей битве. В других источниках наоборот говорится, что Пересвета к русскому войску принес конь уже мертвым, но поскольку в отличие от Челубея он остался в седле - он должен считаться победителем.

Такое количество довольно противоречивых версий пусть вас не смущает. В те времена было не очень много грамотных людей, а книги писались вручную и чтобы их скопировать - их надо было также вручную переписывать. Людей с каллиграфическим почерком, кто мог бы не просто писать, а красиво оформить летопись, было соответственно еще меньше. Из-за сложности в изготовлении и немногочисленности мастеров, кто мог бы это сделать, русские летописи, как правило, отличались сухостью, лаконичностью и небольшим описанием деталей. Зато было очень развито устное народное творчество. Сказания часто даже не записывались, а передавались из уст в уста, а каждый сказитель стремился что - нибудь да приукрасить в ту или иную сторону.

Так или иначе важность поединка нельзя переоценить. Прямо перед битвой на глазах у всех был побежден сильнейший воин Мамаева войска, а заодно была продемонстрирована сила веры Христовой. Это несомненно положительно сказалось на моральном духе русского войска, одержавшего в итоге важную победу.

Известно не только место гибели Пересвета в сражении, но и место его захоронения. После битвы брат во Христе Ослябя привез его тело в Москву и похоронил в старом Симонове монастыре.

Источник: https://lsvsx.livejournal.com/1717702.html

Вверх.

На главную страницу.