varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / И / Иван Калита |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Великий князь Иван Данилович Калита. Фрагмент росписи на стенах Грановитой палаты Московского Кремля. 1882 г.
Иван I Данилович (Иван Калита). Миниатюра из Титулярника | |
Василий Петрович Верещагин. Великий Князь Иоанн Данилович Калита. «История Государства Российского в изображениях Державных его Правителей». С.-Петербург, 1891 г. |
"Недавно неожиданно, но без особого удивления обнаружил для себя факт, что князь Московский Иван I (Иван Калита), наиболее успешный со времён начала на Руси феодальной раздробленности и междуусобных войн, был чингисидом. Его мать, Мария Белозерская, была дочерью Феодоры Сартаковны, а та - дочерью Сартака, сына Батыя. Таким образом, Иван Калита - потомок Чингисхана в шестом поколении по материнской линии, первый русский политический деятель такого масштаба, в ком текла монгольская кровь. Примечательно, что Иван Калита добился столь высокого положения благодаря прямой поддержке золотоордынского хана Узбека: седьмая вода на киселе, а всё-таки брата. Конечно, на помня о том, что в то время и двоюродные братья ходили друг на друга войной, значение этого факта переоценивать не приходится, - однако же факт: вплоть до пресечения династии Рюриковичей Московским княжеством, а затем и царством управляли правнуки Чингиса. Иван IV Грозный, подчинивший себе Астраханское, Казанское и Сибирское ханства, прибрал наследство своего прадеда Батыя.
Легендарная "Шапка Мономаха", символ российского самодержавия, тоже была, как предполагается, даром Узбека либо Калите, либо его предшественнику на Московском княжении - Юрию Данииловичу. Лишь двести лет спустя была изобретена легенда, что это, мол, подарок византийского императора Константина Мономаха своему внуку Владимиру Мономаху, а до того она именовалась просто "золотой шапкой". Невозможно представить себе эту островерхую шапку с собольей опушкой на высоком челе императора Второго Рима, но на любом средне- и центральноазиатском властителе она смотрелась бы преотлично - если, конечно, не брать во внимание крест. Вплоть до петровских времён ею венчались на царство русские цари; затем в моду вошёл европейский образец, но зато в русской шапке-ушанке и по сей день маячит тень её прообраза - монгольского треуха-малахая."
Источник: Родня