varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / И / Императоры Византии |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
В республиканском Риме «император» — звание, которым солдаты награждали полководца за выдающиеся заслуги. Первые властелины Рима — Гай Юлий Цезарь и Гай Юлий Цезарь Октавиан Август его имели, но официальным их титулом был «принцепс сената» — первый в сенате (отсюда и название эпохи первых императоров — принципат). Позже титул императора давался каждому принцепсу и заменил его.
Принцепс не был царем. Римлянам первых веков нашей эры была чужда идея рабского повиновения властелину (на практике, конечно, случалось иначе — при таких владыках, как Калигула, Нерон или Коммод). Иметь царя (rex по-латыни и ваcилеус по-гречески) они считали уделом варваров. Со временем идеалы Республики ушли в небытие. Аврелиан (270–275) окончательно включил в свою официальную титулатуру слово dominus — господин. Настала эпоха домината, сменившего принципат. Но только в Византии идея императорской власти обрела самую зрелую форму. Как Бог суть высшее всего мира, так и император возглавляет царствие земное. Власть императора, стоявшего на вершине земной империи, организованной по подобию иерархии «небесной», священна и богохранима.
Но царь (титул василевса ромеев официально принял в 629 г. Ираклий I, хотя народ стал называть так своих владык много ранее), не соблюдавший «законов божеских и человеческих», считался тираном, и это могло служить оправданием попыток его свержения. В моменты кризисов такие смены власти становились привычными, и императором мог стать любой гражданин державы (принцип наследственной власти оформился лишь в Византии последних столетий), потому на троне мог оказаться как достойный, так и недостойный человек. По последнему поводу горестно сетовал Никита Хониат, историк, переживший разгром своей родины крестоносцами: «Были люди, которые вчера или, словом сказать, недавно грызли желуди и еще жевали во рту понтийскую свинину [дельфинье мясо, пищу бедняков. — С. Д.], а теперь совершенно открыто изъявляли свои виды и претензии на царское достоинство, устремляя на него свои бесстыдные глаза, и употребляли в качестве сватов, или лучше [говорить] сводников, продажных и раболепствующих чреву общественных крикунов… О знаменитая римская держава, предмет завистливого удивления и благоговейного почитания всех народов, — кто не овладевал тобою насильно? Кто не бесчестил тебя нагло? Каких неистово буйных любовников у тебя не было? Кого ты не заключала в свои объятия, с кем не разделяла ложа, кому не отдавалась и кого затем не покрывала венцом, не украшала диадемою и не обувала затем в красные сандалии?» [59, т. II, с. 210].
Кто бы ни занимал престол, этикет византийского двора не знал себе равных по торжественности и сложности [7] . Местом пребывания императора и его семьи был, как правило, Большой императорский дворец — комплекс зданий в центре Константинополя. Во времена последних Комнинов Большой дворец обветшал, и василевсы переехали во Влахернский.
Любой выход государя строго регламентировался правилами. Каждая церемония с участием императора была расписана до мельчайших подробностей. И конечно, с великой торжественностью обставлялось вступление на трон нового царя.
Сам обряд провозглашения с течением веков не оставался неизменным. В ранней Византии коронация носила светский характер, официально императора ромеев избирал синклит, но решающую роль играло при этом войско. Церемония коронации совершалась в окружении отборных частей, кандидата в императоры поднимали на большом щите и показывали солдатам. При этом на голову провозглашаемого возлагалась шейная цепь офицера-кампидуктора (torques). Раздавались выкрики: «Такой-то, ты побеждаешь (tu vincas)!» Новый император раздавал солдатам донатив — денежный подарок.
С 457 г. в коронации начал принимать участие константинопольский патриарх. Позже участие церкви в коронации стало более активным. Церемония поднятия на щите отошла на второй план (по мнению Г. Острогорского [187], с VIII в. вообще исчезла). Ритуал провозглашения усложнился и стал начинаться в палатах Большого дворца. После нескольких переодеваний и приветствий придворных и членов синклита кандидат входил в митаторий — пристройку к храму св. Софии, где облачался в парадные одежды: дивитисий (род туники) и цицакий (разновидность плаща — хламиды). Затем он вступал в храм, проходил к солее, молился и вступал на амвон. Патриарх читал молитву над пурпурной хламидой и надевал ее на императора. Затем из алтаря выносили венец, и патриарх возлагал его на голову новоиспеченного василевса. После этого начинались славословия «димов» — представителей народа. Император сходил с амвона, возвращался в митаторий и принимал там поклонение членов синклита.
С XII столетия вновь возродился обычай поднимать кандидата на щит, и в чин поставления на трон добавилось миропомазание [8] . Но смысл первого обряда изменился. Кандидата поднимали на щите уже не солдаты, а патриарх и высшие светские сановники [9] . Затем император шел в св. Софию и участвовал в богослужении. После молитвы патриарх крестообразно мазал голову василевса миром и провозглашал: «Свят!»; этот возглас трижды повторяли иереи и представители народа. Затем диакон вносил венец, патриарх надевал его на императора и раздавались крики «Достоин!». К воцарившемуся императору подходил мастер с образцами мрамора и предлагал ему выбрать материал для гроба — в напоминание того, что и правитель богохранимой Империи ромеев тоже смертен.
Несколько иначе было обставлено провозглашение «младшего» императора-соправителя (бумвабилеус). Тогда корону и хламиду возлагал старший император — принимая, правда, их из рук патриарха.
Важная роль церкви в ритуале коронации была не случайной, а диктовалась особыми отношениями светской и духовной власти Империи ромеев.
Еще во времена языческого Рима император имел звание верховного жреца — pontifex maximus. Эта традиция сохранилась и в православной Византии. Василевсы почитались как дефенсоры или экдики (защитники, попечители) церкви, носили титул афиос — «святой», могли участвовать в службе, наравне со священнослужителями имели право входить в алтарь. Они решали вопросы веры на соборах; волей императора из предложенных епископами кандидатов (обычно трех) избирался константинопольский патриарх.
В плане политическом идеалом отношений царя ромеев и православной церкви, в основном сложившимся к середине VI в. и продержавшимся до падения империи, была симфония — «согласие». Симфония заключалась в признании равноправия и сотрудничества светской и духовной властей. «Если епископ оказывает повиновение распоряжениям императора, то не как епископ, власть которого, как епископа, проистекала бы от императорской власти, а как подданный, как член государства, обязанный оказывать повиновение Богом поставленной над ним предержащей власти; равным образом, когда и император подчиняется определениям священников, то не потому, что он носит титло священника и его императорская власть проистекает от их власти, а потому, что они священники Божии, служители открытой Богом веры, следовательно — как член церкви, ищущий, подобно прочим людям, своего спасения в духовном царстве Божием» [151, с. 20]. В предисловии к одной из своих новелл император Юстиниан I писал: «Всевышняя благость сообщила человечеству два величайших дара — священство и царство; то [первое] заботится об угождении Богу, а это [второе] — о прочих предметах человеческих. Оба же, проистекая из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому нет важнейшей заботы для государей, как благоустроение священства, которое, со своей стороны, служит им молитвой о них Богу. Когда и церковь со всех сторон благоустроена, и государственное управление движется твердо и путем законов направляет жизнь народов к истинному благу, то возникает добрый и благотворный союз церкви и государства, столь вожделенный для человечества» [151, с. 24].
Византия не знала такой ожесточенной борьбы государей и церкви за власть, какая царила на католическом Западе на протяжении почти всего средневековья. Однако если император нарушал требования симфонии и давал тем самым повод обвинять себя в неправославии, это могло послужить идеологическим знаменем его противникам, «ибо царство и церковь находятся в теснейшем союзе, и… невозможно отделить их друг от друга. Тех только царей отвергают христиане, которые были еретиками, неистовствовали против церкви и вводили развращающие догматы, чуждые апостольского и отеческого учения» (патриарх Антоний IV, [182, с. 304]).
Провозглашение симфонии официальной доктриной вовсе не означало непременного осуществления этого идеала на практике. Бывали императоры, всецело подчинявшие себе церковь (Юстиниан Великий, Василий II), и бывали такие патриархи, которые считали себя вправе руководить императорами (Николай Мистик, Михаил Кируларий).
Со временем блеск империи угас, но авторитет ее церкви среди православных оставался непререкаемым, и императоры Византии, пусть номинально, считались их повелителями. В конце XIV в. патриарх Антоний IV писал великому князю московскому Василию Дмитриевичу: «Хотя по Божьему попущению неверные и стеснили власть царя и пределы империи, однако же и до сего дня царь поставляется церковью по тому же самому чину и с тени же молитвами [как и прежде], и до сего дня он помазуется великим миром и поставляется царем и автократором всех ромеев, т. е. христиан» [151, с. 6].
Источник: С.Б.Дашков. Императоры Византии. М., 1996.
Императоры Византии 306-1453 (список)
Приводится по изданию: С.Б.Дашков. Императоры Византии. М.: Издательский дом "Красная площадь", "АПС-книги", 1996.
Константин I Великий (306-337)
Лициний (308-324)
Констант I (337-350)
Констанций II (337-361)
Юлиан II Отступник (361-363)
Иовиан (363-364)
Прокопий (узурпатор, правил ок.365)
Валент II(364-378)
Феодосий I Великий (379-395)
Аркадий (395-408)
Феодосий II Младший (408-450)
Маркиан (450-457)
Лев I Макелла Фракианин (457-474)
Лев II (474)
Зинон (474-491,475-476 -вне КПля)
Василиск (475-476)
Анастасий I Дикор (491-518)
Юстин I (518-527)
Юстиниан I Великий (527-565)
Феодора I (527-548)
Юстин II (565-578)
Тиверий II (574-582)
Маврикий (582-602)
Фока (602-610)
Ираклий I (610-641)
Константин III (641)
Ираклеон (Ираклий II) (641)
Констант II (641-668)
Константин IV Погонат (668-685)
Юстиниан II Ринотмет (685-695 и 705-711)
Леонтий (695-698)
Тиверий III (Апсимар) (698-705)
Фнлиппик (Вардан) (711-713)
Анастасий II (Артемий) (713-716)
Феодосий III (715-717)
Лев III Исавр или Сириец (717-741)
Константин V Копроним или Каваллин (741-775, 742-743 -вне КПля)
Артавасд (742-743)
Лев IV Хазар (775-780)
Ирина (780-790 и 797-802)
Константин VI Порфирородный (790-797)
Никифор I Геник (802-811)
Ставракии (811)
Михаил I Рангаве (811-813)
Лев V Армянин (813-820)
Михаил II Травл (820-829)
Феофил (829-842)
Феодора (II) (842-856)
Михаил III Пьяница (856-867)
Василий I Македонянин (867-886)
Лев VI Философ (886-912)
Александр (912-913)
Зоя I Карвонопсина (914-919)
Роман I Лакапин (919-944 16 дек.)
Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 - +959 ноябрь)
Роман II (959- +963 марта 15)
Феофано (963)
Никифор II Фока (963-969)
Иоанн I Цимисхий (969-976)
Василий II Булгароктон (976-1025)
Константин VIII (1025 -1028)
Роман III Аргир (1028 -1034)
Михаил IV Пафлагон (1034-1041)
Михаил V Калафат (1041 -1042)
Зоя II Порфирогенита (1042)
Константин IX Мономах (1042-1055)
Феодора (III) Порфирогенита (1042 и 1055 -1056)
Михаил VI Стратиотик (1056-1057)
Исаак I Комнин (1057 -1059)
Константин Х Дука (1059 -1067)
Евдокия Макремволитиса (1067 и 1071)
Роман IV Диоген (1068 -1071)
Михаил VII Дука Парапинак (1071 -1078)
Никифор III Вотаниат (1078-1081)
Алексей I Комнин (1081 -1118)
Иоанн II Комнин (1118 -1143)
Мануил I Комнин (1143 -1180)
Алексей II Комнин (1180-1183)
Андроник I Комнин (1183 -1185)
Исаак II Ангел (1185 -1195 и 1203-1204)
Алексей III Ангел (1195 -1203)
Алексей IV Ангел (1203 -1204)
Алексей V Дука Мурфузл (1204)
Константин XI Ласкарис (1204-1205)
Феодор I Ласкарис (ок. 1205-1221/22)
Иоанн III Дука Ватац (1221/22-1254)
Феодор II Ласкарис (1254 -1258)
Иоанн IV Ласкарис (1258 -1261)
Михаил VIII Палеолог (1259-1261)
Балдуин I Фландрский (1204-1205)
Генрих I Фландрский (1205-1216)
Пьер де Куртене (1217)
Иоланта де Куртене (1217 -1219)
Роберт де Куртене (1219 -1228)
Балдуин II (1228 -1261)
Иоанн де Бриень (регент в 1231-1237)
Михаил VIII Палеолог (1261-1282)
Андроник II Палеолог Старший (1282 -1328)
Михаил IX Палеолог (1295-1320)
Андроник III Палеолог Младший (1325-1341)
Иоанн V Палеолог (1341 -1391, с перерывами в 1376 -1379 и 1390)
Иоанн VI Кантакузин (1341-1354)
Матфей Кантакузин (1353 -1357, с 1354 — вне Константинополя)
Андроник IV Палеолог (1376-1379)
Иоанн VII Палеолог (1390, регент в 1399 -1403)
Мануил II Палеолог (1391-1425)
Иоанн VIII Палеолог (1425-1448)
Константин XII Палеолог Драгаш (1448-29 мая 1453)
Мануил Кантакузин, сын Иоанна VI (1348 -1380)
Матфей Кантакузин, сын Иоанна VI (1380 -1383)
Дмитрий Кантакузин, сын Матфея (1383)
Феодор I Палеолог, сын Иоанна V (1383-1407)
Феодор II Палеолог, сын Мануила II (1407 -1439, с 1428 -совместно с братьями Константином и Фомой)
Константин Палеолог (1428-1449)
Фома Палеолог (1443 -1460)
Дмитрий Палеолог (1449 -1460)