varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / Д / Джихад |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Реклама:
Джихад
"Особое значение в идеологии и практике ислама играет концепция «войны с неверными» (джихад, газават, фатх). В наиболее общем значении этот термин означает вооруженную борьбу с неверными во имя торжества ислама. Участие в джихаде — одна из пяти обязательных религиозных обязанностей, выполнение которых и делает собственно человека мусульманином. Классическая доктрина ислама определяет джихад как «нанесение неверным ударов, изъятие их собственности, разрушение их святилищ, уничтожение их идолов» и т. п. Женщин и несовершеннолетних участнику джихада убивать запрещено (если они не сражаются против мусульман), взрослые же мужчины уничтожаются или обращаются поголовно в военнопленных. С военнопленными разрешено поступать трояко: убить, освободить за выкуп или превратить в рабов. Военнопленных, принявших ислам, убивать не разрешается.
В разных толках и течениях ислама эти положения более или менее видоизменяются. Например, исмаилиты полагают, что людей уничтожать надо, но посевы и сады трогать нельзя; ханафиты же, напротив, считают, что если уж можно уничтожать людей, то растения — и подавно, и т. п. Естественно, что минимум ограничений налагают на себя ваххабиты (если вообще налагают), раз уж по их учению джихад возможен не только против неверных, но и против «плохих мусульман», т. е. отступников.
Отсюда и исламское деление мира. По концепции джихада, мир состоит из трех частей. Во-первых, это «дар ал-ислам» — совокупность мусульманских стран, находящихся под властью мусульманских правителей, жизнь в которых полностью регулируется шариатом — как видим, далеко не все страны ислама подходят под это определение; страны со светским режимом правления, как Турция, Ирак, Алжир, Египет и пр. для исламского фундаменталиста не являются «дар ал-ислам». Во-вторых, это «дар ас-сулх» («область мирного договора») — территории, платящие дань и подчиняющиеся мусульманам в политическом отношении; на территории «дар ас-сулх» возможно наличие каких-то прав у немусульман. В-третьих «дар ал-харб» («территория войны») — немусульманские страны за пределами «дар ас-сулх», рассматриваемые как находящиеся в состоянии войны с мусульманами, причем отсутствие военных действий считается временным перемирием.
Доведенная до логического предела исламская теория войны ставит правоверного мусульманина в состояние перманентной войны со всем миром."
Е.Ф. Морозов. Мировая война ислама
Реклама: