Варварская энциклопедия: Джихад

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

Джихад

Джихад

"Особое значение в идеологии и практике ислама играет концепция «войны с неверными» (джихад, газават, фатх). В наиболее общем значении этот термин означает вооруженную борьбу с неверными во имя торжества ислама. Участие в джихаде — одна из пяти обязательных религиозных обязанностей, выполнение которых и делает собственно человека мусульманином. Классическая доктрина ислама определяет джихад как «нанесение неверным ударов, изъятие их собственности, разрушение их святилищ, уничтожение их идолов» и т. п. Женщин и несовершеннолетних участнику джихада убивать запрещено (если они не сражаются против мусульман), взрослые же мужчины уничтожаются или обращаются поголовно в военнопленных. С военнопленными разрешено поступать трояко: убить, освободить за выкуп или превратить в рабов. Военнопленных, принявших ислам, убивать не разрешается.

В разных толках и течениях ислама эти положения более или менее видоизменяются. Например, исмаилиты полагают, что людей уничтожать надо, но посевы и сады трогать нельзя; ханафиты же, напротив, считают, что если уж можно уничтожать людей, то растения — и подавно, и т. п. Естественно, что минимум ограничений налагают на себя ваххабиты (если вообще налагают), раз уж по их учению джихад возможен не только против неверных, но и против «плохих мусульман», т. е. отступников.

Отсюда и исламское деление мира. По концепции джихада, мир состоит из трех частей. Во-первых, это «дар ал-ислам» — совокупность мусульманских стран, находящихся под властью мусульманских правителей, жизнь в которых полностью регулируется шариатом — как видим, далеко не все страны ислама подходят под это определение; страны со светским режимом правления, как Турция, Ирак, Алжир, Египет и пр. для исламского фундаменталиста не являются «дар ал-ислам». Во-вторых, это «дар ас-сулх» («область мирного договора») — территории, платящие дань и подчиняющиеся мусульманам в политическом отношении; на территории «дар ас-сулх» возможно наличие каких-то прав у немусульман. В-третьих «дар ал-харб» («территория войны») — немусульманские страны за пределами «дар ас-сулх», рассматриваемые как находящиеся в состоянии войны с мусульманами, причем отсутствие военных действий считается временным перемирием.

Доведенная до логического предела исламская теория войны ставит правоверного мусульманина в состояние перманентной войны со всем миром."

Е.Ф. Морозов. Мировая война ислама

Реклама:

На главную страницу.