varvar.ru: Архив / Энциклопедический словарь / Д / «Дискобол Ланчеллотти» |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Реклама:
«Дискобол Ланчеллотти»
Паросский мрамор. Римская копия с оригинала Мирона V в. до н. э.
Высота 155 см (без современного постамента)
Инв. № 126371.
Рим, Национальный Римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
Происхождение: | Найден в 1781 г. на Вилле Паломбара (Palombara) на Эсквилине. Икра правой ноги, пальцы левой руки, овальное основание, служащее постаментом, и, возможно, нижняя часть диска подвергались реставрации. Правая рука и левая нога были заново приделаны. |
Описание: | Статуя известна как «Дискобол Ланчеллотти», потому что в течение долгого времени она находилась в частной коллекции этой семьи в Palazzo Lancelotti в Риме. В 1938 г. статуя была приобретена Глиптотекой Мюнхена, где оставалась на протяжении десяти лет; к 1953 г. она поступила в Национальный Римский Музей. Статуя изображает обнажённого молодого атлета, осуществляющего последние действия перед тем как бросить диск. Она предназначена для просмотра справа — это единственная возможность лицезреть все движения атлета. Верх туловища нагнут вперёд и наклонен вправо, в то время как соответствующая рука вытянута вверх и назад и находится в максимальном напряжении, что подчёркивается всей мускулатурой. Его правая, опорная нога твёрдо зафиксирована на земле — пальцы буквально впились в землю — между тем, как левая отклонена назад, едва касаясь поверхности. Голова следует движениям всего тела и подчёркивает их; волосы на голове короткие и ровно лежат. Прямо надо лбом можно увидеть две шишечки, использованные создателем копии для того, чтобы указать, что эта статуя является репродукцией. Он также добавил подпорку в форме ствола пальмового дерева рядом с левой ногой и пластинку, связывающую пальцы левой руки с икрой правой ноги. Детальный анализ мускулатуры, причёски и выбранной позиции атлета, в застывшей позе в момент выполнения интенсивных действий — всё это говорит в пользу датировки оригинала периодом Строгого стиля; большинство учёных относят эту работу ко времени между 460 и 450 гг. до н. э. В 1781 г., через два года после её обнаружения, Дж.Б. Висконти предложил считать «статую Ланчеллотти» копией бронзового Дискобола, которого античные авторы (Квинтилиан, Об ораторском искусстве , II, 13, 8) приписывают Мирону, греческому скульптору из Элевтер, что на границе между Аттикой и Беотией, который особенно прославился изображениями атлетов и животных в критический момент движения и изваянных, согласно источникам, в манере, почти превосходившей реальность (ср. Плиний, Естественная история, XXXIV, 58), где автор хвалит veritas и symmetria скульптора). По этой причине работы Мирона высоко ценились римскими коллекционерами, что подтверждается присутствием в столице и других приписываемых ему знаменитых творений таких, как скульптурная группа «Афина и Марсий» и «Персей». Кроме наиболее известного «Дискобола Ланчеллотти» в Риме было ещё несколько копий Дискобола. Здесь нужно упомянуть одну копию из императорской виллы в Кастельпорциано и две из Виллы Адриана. Дискометание — очень древний вид спорта, известный ещё во времена Гомера ( Одиссея , VIII, 186 сл.), чьи герои занимались им с каменными дисками. В Классический период — от которого до нас сохранились свидетельства о бронзовых дисках — дискометание было включено в число дисциплин Олимпийского пентатлона (пятиборья) наряду с прыжками в длину, бегом, копьеметанием и борьбой. Основываясь на гемме, с изображением статуи и надписью «Гиакинф», в настоящее время хранящейся в Британском музее, Липпольд (Lippold) привёл аргументы в пользу того, что наша статуя — это спартанский герой, возлюбленный Аполлона, нечаянно убитый им во время дискометания. Однако наиболее убедительная гипотеза принадлежит Фуксу (Fuchs), согласно которому, Дискобол представляет собой не мифологическую фигуру, а просто атлета, победившего в данной дисциплине, и сделана статуя была соответствии с распространенным в Греции обычаем. Статуи дискометателей римского периода дошли, по большей части, из вилл, принадлежавших представителям престижного класса nobilitas, и кажется вполне правдоподобным, что «Дискобол Ланчеллотти» мог быть в их числе, так как относящаяся ко времени Ренессанса вилла Паломбара (Palombara), где была найдена статуя, была построена на месте римских вилл позднереспубликанского периода. Брови с острыми краями и чёткие формы сухожилий (частично видимых на руках) позволяют нам датировать копию концом правления Адриана и периодом Антонинов. Brunella Germini |
Литература: | Lippold 1950, p. 137, pl. 48, 1.2; Fuchs 1969, p. 176 ff. no. 2269; Museo Nazionale Romano . I. 1 (1979), pp. 184—186, no. 120 (D. Candilio); Hautumn 1987, p. 170 ff.; Neudecker 1988, pp. 60—64; Giuliano 1990, p. 11 ff.; Standorte , p. 431 f., D 22 (H. Schwarzer). |
Источники: | © 2005 г. Museo Nazionale Romano. PALAZZO MASSIMO ALLE TERME. English Edition. Edited by Adriano La Regina. ELECTA, 2005 (First Edition 1998), pp. 130—131. Photo — Archivio SAR. |
Источник:
Реклама: