Варварская энциклопедия: «Дискобол Ланчеллотти»

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

«Дискобол Ланчеллотти»

«Дискобол Ланчеллотти»

Паросский мрамор. Римская копия с оригинала Мирона V в. до н. э.
Высота 155 см (без современного постамента)
Инв. № 126371.
Рим, Национальный Римский музей, Палаццо Массимо в Термах.

Происхождение:
Найден в 1781 г. на Вилле Паломбара (Palombara) на Эсквилине.
Икра правой ноги, пальцы левой руки, овальное основание, служащее постаментом, и, возможно, нижняя часть диска подвергались реставрации. Правая рука и левая нога были заново приделаны.
Описание:

Статуя известна как «Дискобол Ланчеллотти», потому что в течение долгого времени она находилась в частной коллекции этой семьи в Palazzo Lancelotti в Риме. В 1938 г. статуя была приобретена Глиптотекой Мюнхена, где оставалась на протяжении десяти лет; к 1953 г. она поступила в Национальный Римский Музей. Статуя изображает обнажённого молодого атлета, осуществляющего последние действия перед тем как бросить диск. Она предназначена для просмотра справа — это единственная возможность лицезреть все движения атлета. Верх туловища нагнут вперёд и наклонен вправо, в то время как соответствующая рука вытянута вверх и назад и находится в максимальном напряжении, что подчёркивается всей мускулатурой. Его правая, опорная нога твёрдо зафиксирована на земле — пальцы буквально впились в землю — между тем, как левая отклонена назад, едва касаясь поверхности. Голова следует движениям всего тела и подчёркивает их; волосы на голове короткие и ровно лежат. Прямо надо лбом можно увидеть две шишечки, использованные создателем копии для того, чтобы указать, что эта статуя является репродукцией. Он также добавил подпорку в форме ствола пальмового дерева рядом с левой ногой и пластинку, связывающую пальцы левой руки с икрой правой ноги. Детальный анализ мускулатуры, причёски и выбранной позиции атлета, в застывшей позе в момент выполнения интенсивных действий — всё это говорит в пользу датировки оригинала периодом Строгого стиля; большинство учёных относят эту работу ко времени между 460 и 450 гг. до н. э. В 1781 г., через два года после её обнаружения, Дж.Б. Висконти предложил считать «статую Ланчеллотти» копией бронзового Дискобола, которого античные авторы (Квинтилиан, Об ораторском искусстве , II, 13, 8) приписывают Мирону, греческому скульптору из Элевтер, что на границе между Аттикой и Беотией, который особенно прославился изображениями атлетов и животных в критический момент движения и изваянных, согласно источникам, в манере, почти превосходившей реальность (ср. Плиний, Естественная история, XXXIV, 58), где автор хвалит veritas и symmetria скульптора). По этой причине работы Мирона высоко ценились римскими коллекционерами, что подтверждается присутствием в столице и других приписываемых ему знаменитых творений таких, как скульптурная группа «Афина и Марсий» и «Персей». Кроме наиболее известного «Дискобола Ланчеллотти» в Риме было ещё несколько копий Дискобола. Здесь нужно упомянуть одну копию из императорской виллы в Кастельпорциано и две из Виллы Адриана.

Дискометание — очень древний вид спорта, известный ещё во времена Гомера ( Одиссея , VIII, 186 сл.), чьи герои занимались им с каменными дисками. В Классический период — от которого до нас сохранились свидетельства о бронзовых дисках — дискометание было включено в число дисциплин Олимпийского пентатлона (пятиборья) наряду с прыжками в длину, бегом, копьеметанием и борьбой. Основываясь на гемме, с изображением статуи и надписью «Гиакинф», в настоящее время хранящейся в Британском музее, Липпольд (Lippold) привёл аргументы в пользу того, что наша статуя — это спартанский герой, возлюбленный Аполлона, нечаянно убитый им во время дискометания.

Однако наиболее убедительная гипотеза принадлежит Фуксу (Fuchs), согласно которому, Дискобол представляет собой не мифологическую фигуру, а просто атлета, победившего в данной дисциплине, и сделана статуя была соответствии с распространенным в Греции обычаем.

Статуи дискометателей римского периода дошли, по большей части, из вилл, принадлежавших представителям престижного класса nobilitas, и кажется вполне правдоподобным, что «Дискобол Ланчеллотти» мог быть в их числе, так как относящаяся ко времени Ренессанса вилла Паломбара (Palombara), где была найдена статуя, была построена на месте римских вилл позднереспубликанского периода.

Брови с острыми краями и чёткие формы сухожилий (частично видимых на руках) позволяют нам датировать копию концом правления Адриана и периодом Антонинов.

Brunella Germini
Литература:
Lippold 1950, p. 137, pl. 48, 1.2;
Fuchs 1969, p. 176 ff. no. 2269;
Museo Nazionale Romano . I. 1 (1979), pp. 184—186, no. 120 (D. Candilio);
Hautumn 1987, p. 170 ff.;
Neudecker 1988, pp. 60—64;
Giuliano 1990, p. 11 ff.;
Standorte , p. 431 f., D 22 (H. Schwarzer).
Источники:
© 2005 г. Museo Nazionale Romano. PALAZZO MASSIMO ALLE TERME. English Edition. Edited by Adriano La Regina. ELECTA, 2005 (First Edition 1998), pp. 130—131.
Photo — Archivio SAR.

Источник: http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1489

Голова Дискобола

«Дискобол Ланчеллотти»

«Дискобол Ланчеллотти»

«Дискобол Ланчеллотти»

«Дискобол Ланчеллотти»

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.