Варварская галерея / Древнегреческая вазопись

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

 

Мастер Ниобид. Каликс-кратер из Орвьето. Высота 54 см. Сторона А: Гибель Ниобид. Около 460 года до н.э. Лувр.

Мастер Ниобид. Каликс-кратер из Орвьето. Высота 54 см. Сторона А: Гибель Ниобид. Около 460 года до н.э. Лувр.

Мастер Ниобид. Каликс-кратер из Орвьето. Высота 54 см. Сторона Б: Геракл с Афиной в окружении героев. Около 460 года до н.э. Лувр.

Мастер Ниобид. Каликс-кратер из Орвьето. Высота 54 см. Сторона Б: Геракл с Афиной в окружении героев. Около 460 года до н.э. Лувр.

Мастер Ниобид. Смерть Ахилла. Аполлон направляет стрелу Париса. Роспись пелики. Около 460 г. до н. э.

Мастер Ниобид. Смерть Ахилла. Аполлон направляет стрелу Париса. Роспись пелики. Около 460 года до н. э.

"Основной, драматический тонус эпохи наиболее ярко выражен в искусстве других художников, среди которых наиболее выдающимся является мастер Ниобид. Его творческие принципы выражены в именной вазе - луврском каликс-кратере из Орвьето, около 460 года до н.э. Кратер с его определёнными формами и устойчивой ножкой представляет отработанный, классический для V века до н.э. тип. Характерно отсутствие в росписи боковых границ (фигуры "переходят" с одной стороны на другую) и обособление орнаментов в широкие горизонтальные каймы, ограничивающие её снизу и сверху. Снизу это густой пояс чередующихся высоких пальметт в картушах и лотосов иной формы, - нижний орнаментальный фриз тектоничен, верхний декоративен. Венчик кратера теперь выделяется широким "архитектурным" профилем, превращаясь в подобие торжественного монументального венца.

Миф о Ниобидах (А) целиком укладывается в раннеклассическую концепцию наказания гибрис. Он сталкивает двух матерей - олимпийскую супруге Зевса Лето (бывшую гиперборейскую богиню) и ещё более архаичную богиню Ниобу, превращённую олимпийской религией в героиню, дочь Тантала, одного из четырёх великих нечестивцев эллинской предыстории (Тантал. Иксион, Титий и Сизиф). У обеих матерей было по равному числу детей мужского и женского пола) первый признак "отцовской" культуры), но Ниоба выхвалялась перед лето своим чадородием: у неё было семь сыновей и семь дочерей, а у той лишь один сын и дочь. разгневанная Лето послала своих детей истребить детей Ниобы. Артемида расстреляла из лука девушек, Аполлон - мальчиков; Ниоба превратилась от горя в скалу ("свернулась" в аниконический образ "идола").

Мастер Ниобид представляет сцену в двух регистрах, что пытались делать и ранее, но не столь столь удачно: у него нет делящей уровни горизонтали, и роспись становится пространственной сценой, в которой действуют фигуры ближних и дальних планов. Вся поверхность земли приходит в движение - формируются взгорья, провалы и холмики, создаётся ощущение рельефной местности, в которой происходит кара детей. Новое пейзажное видение мира, цельное и конкретное, впервые приходит в вазопись так откровенно - мастер Ниобид мыслит широкими планами, где пространство уходит от передней кромки сосуда вдаль и где есть своя перспектива. Это новое качество греческих росписей пытались представить заимствованием из современной художникам живописи (она не сохранилась), однако в этой привязке нет необходимости: вазопись - очень древнее искусство, со своей художественной системой и логикой развития.

Центром росписи являются боги-мстители, Аполлон с Артемидой, Аполлон формально центральная фигура, на Артемида главнее его: она стоит неподвижно и только вынимает стрелу из колчана, а он уже действует. импульс уничтожения исходит от неё как Владычицы, Аполлон осуществляет её замысел. Оба стоят вместе, в центре мыслимого круга, рассылая стрелы-лучи по переферии пространства. Нижние предгорья холма, узкий и неровный план, заняты изображением погибших. Девушка в стрельчатой диадеме на распущенных волосах, беспомощно раскинув руки, лежит лицом к зрителю; ноги её коченеют. Она в безрукавном хитоне и плаще, сковывающем движения - как сковывает её тело смерть. Справа уткнулся в холмик земли её брат, красивый юноша с короткими вьющимися волосами; над ним уже прорастает дерево - единственное в композиции и многозначительное: оно служит символом "разделения" неправых и правых, смертных людей и богов. Стрела вонзилась ему в спину. Окоченевшее тело, обёрнутое снизу гиматием, с одной ногой, неловко зацепившейся за другую, видно частично - он скрыт холмом, в который уходит фигура, - видны лишь пальцы левой руки, которой он зацепился за выступ. Этот удивительный приём - показ тела не таким, каким его знает зритель, во всей целостности и взаимосвязанности членов, а таким, каким он видит его в пространстве, - совершенно новый и революционный для греков, для которых цельность человеческого тела как микрокосмоса всегда была священна. Здесь она принципиально нарушается едва ли не впервые, и только для того, чтобы изображение соответствовало реальности, оптическому восприятию человека.

Нижняя затеснённая зона с мёртвыми Ниобидами представляет, таким образом, нижний мир, своего рода загробное царство. Вершняя зона гораздо шире: здесь действуют фигуры, стоящие в полный рост, и здесь ещё происходят убийства. Девушки ещё не все уничтожены - Артемида достаёт стрелу для одной из них, но в основном здесь действует Аполлон, убивающий мальчиков. Один, за Артемидой, уже поражён с спину и пытается извлечь стрелу, припав на колено, тогда как его брата бог поразил на бегу, и он, ещё не остановившись, но уже чувствуя смерть, тщетно взывает к богам. тот факт, что два поражённых юноши ещё живы, тогда как единственная девушка уже умерла, говорит опять о патриархальных умонастроениях времени. Никогда в Греции прежде не показывали такой жестокости, столь бессмысленного уничтожения жизни. Дети погибают из-за кичливой похвальбы матери. Мастер Ниобид показывает акт справедливого возмездия, но в душе зрителя зреет протест против таких законов мира. Зачем нужен космос, в котором боги губят невинных детей.

У наказания есть своя логика. Артемида с Аполлоном посланы оскорблённой Лето, которая родила детей от Зевса, а Зевс - отец всех богов и людей, и если он санкционировал кару, значит она нужна, значит если её не привести в исполнение, мир придёт к разрушению. А если мир придёт к разрушению, значит виноват и не Зевс, а некие силы, которые правят космосом. Как говорил Гераклит, космос и его население - разной природы: сам он нерукотворен, боги и люди сотворены. И поскольку в нём убивают и мужчин, и женщин, значит всё живое в космосе смертно, все подвержено периодическим разрушениям - восстановлениям. Но художник протестует против казни. Вместе с мастером Ниобид в искусство греков входит нечто новое: первый признак пессимизма, неверия в справедливое мироустройство. Мёртвые Ниобиды, лежащие на первом плане его гористого мира, - едва ли являются реминисценцией прошедшей войны. Скорее, это предчувствие новых бедствий.

На другой стороне кратера (Б) изображена сцена, не получившая пока убедительного толкования. Предполагали, что это собрание аргонавтов вместе с их вдохновительницей Афиной или же что показано нисхождение Геракла в Аид с целью извлечь оттуда Тесея с Пирифоем. Во всяком случае, здесь присутствует, за исключением богини Афины, мужской воинский мир - все герои выступают вооружёнными.

Композиция и здесь построена мастерски, хотя она статическая. Сохраняются два уровня, и опять в "нижнем мире" покоится одна фигура, а другая изображена так, что служит переходом к "верхнему". Сидящий юноша, с коротткой пышной причёской, с мечём на перевязи, погружён в глубокий траур, он обхватил обеими руками своё колено. Предметом его скорби, несомненно, является полулежащий в нижнем мире. Два принадлежащих ему копья разрезают всю сцену диагонально так, что очевидно - этот юноша "отрезан" от всех, он обречён. С мечом на перевязи и петасом за спиной он пытается приподняться, но тщетно. Похоже, что это в самом деле Пирифой, который вместе с другом Тесеем попал в преисподнюю. Оба героя дерзостно решили жениться на богинях. Тесей похитил из Спарты юную красавицу Елену, когда ей было всего 12 лет, - но братья Диоскуры тогда её отбили. Пирифой же решил похитить супругу бога загробного мира Аида. Оба товарища спустились в Аид, но Персефона приковала их к трону Леты, с которого они не могли подняться. Вот почему освобождать их отправился Геракл.

Атмосфера сцены - скорбная и тягостная в нижнем ярусе, бездеятельно-сосредоточенная в верхнем. Если внизу лежит Пирифой, а выше сидит скорбный Тесей, то кто те герои, что окружают Геракла? Зачем в этой сцене так много воинов, демонстрирующих свою оружие? Геракл тоже вооружён - в одной руке у него знаменитая палица, в другой лук, на плечо наброшена шкура немейского льва, убитого им ещё в первом подвиге (этот атрибут говорит о бывшем львином облике героя). Присутствие Афины объяснимо её покровительством Тесею: Тесей - афинский царь. Но всё сосредоточено вокруг Геракла и двух юношей. Вероятно, предстоит выведение Тесея на свет (не случайно он сидит выше своего сотоварища), Пирифою же суждено было остаться в Аиде. В противовес "разделению" стороны с Ниобидами на этой должен быть представлен "союз" - сюжет с оптимистическим исходом.

Но тем не мене неясность сцены, вытекающая из недостаточной артикулированности сюжетных связей, показательна для эпохи: данная роспись не единственная с тёмным смыслом - она сродни "темноте" Гераклитовых афоризмов.

Стиль мастера Ниобид - необычайно пластический. Его фигуры, построенные на законах тектоники и в разных ракурсах, настолько трёхмерны и достоверны, что производят впечатления скульптур. Контакты между героями распались - они, завоевав свою автаркию, остаются каждый в своей зоне космоса, не протягивая друг другу рук, не вступая в диалоги. Связывают их только взгляды. Героические атрибуты описаны со всей возможной достоверностью: они выдвинуты на чёрный фон и смотрятся как индивидумы, у которых в этом мире такие же права на жизнь, как у людей; это копья "Пирифоя", мечи и луки, и колоритные щиты, и особенно шлем воина, стоящего справа от Геракла, - воин держит его совсем особо, как святыню: ведь шлем с султаном - это божественная оболочка головы.

Стиль мастера Ниобид - строгий, с чётко прочерченными мышцами и рёбрами (Аполлон, Геракл, Тесей и Пирифой), с чётко обозначенными коленными суставами и сочленениями, с расчерченными формами мышц на животе и ногах, причём это сделано довольно густо разведённым лаком и смотрится как анатомическая сетка - почти как у "пионеров", только гармоничнее. Строги и профили, с их тяжёлыми подбородками и спрямлёнными носами, и компактные причёски. отграниченные от фона "пропущенной линией". Но особо хотелось бы отметить яркую демонстрацию перспективного сокращения вещей (сразу два щита показаны в ракурсе) и особенно голов. Голова "Тесея" здесь наилучший приём. Изображение чуть-чуть не удалось (рот смещён в сторону), но очевидны преимущества нового видения событий - психической реакции человека на происходящее. Рот приоткрыт, как от страдания, и в нём видны зубы. А глаза вообще замечательны: с оттянутым и подчёркнутым лаковой линией нижним веком, они показаны в ракурсе и оттенены чёрными, сведёнными к переносице бровями. Капелька лака, обозначающая зрачок, повисает на нижнем веке - и открывается возможность передать чувство, мысль, размышление (в Риме такой приём для изображения глаз возникнет во временв Марка Аврелия). На лбу "Тесея" залегли скорбные морщины, прикрытые кудрями волос, а щека и лоб Геракла вообще исчерчены складками (нанесены разбавленным лаком, но очень отчётливо), говорящими о том, что в его голове совершается напряжённый мыслительный процесс.

Мастер Ниобид продолжает формировать новый этический мир - мир проявления характеров-этосов: каждый из его героев воспринимает происходящее по-разному, и это отражается в "симметрии" поз, характере жестов, движениях, поворотах головы и изломах бровей. Этосы порождаются и расходятся из единого центра. Мир имеет строгую организацию и иерархическую структуру: на одной стороне он вращается вокруг Артемиды - Аполлона, на второй - Афины - Геракла. Герои открыто проявляют свои чувства, о чём свидетельствуют резкие жесты, положение далеко пртянутых рук, широко раздвинутых ног. Они выражают и бессилие перед надвигающейся смертью, и отчаяние, и смертельную боль, и надежду, и силу характера. Этосы мастера Ниобид делятся на две группы: этосы живых, жестикулирующих и борющихся - это они как бы иррадируют в пространстве, стремясь охватить возможно больший его участок распростёртыми членами, и этосы мёртвых (или умирающих - физически или метафорически): они сжимаются и уходят в себя, как свёрнутый, сорванный с ветки осенний лист. Одни максимально развёрнуты в земной реальности - другие максимально сзаты. В этой полярности проявляется максимализм раннеклассической эпохи: постоянно размышляя о жизни и смерти, она редко признаёт полутона, в основном только да и нет, чёрное и белое.

И всё же жизнь теперь видится не абстрактной, как прежде: и пространство её разворачивается в несколько планов (уходит снизу вверх и спереди вглубь), и время течёт, отмеряя отрезки пути этапами совершённых деяний.

Мастер Ниобид достойным образом продолжил поднятую "пионерами" тему прощания воина. К ней он приступал неоднократно. Наиболее удачное решение он дал своей neck-амфоре из Нолы (Оксфорд, музей Эшмолеан). Юноша-воин, в панцире, шлеме, поножах, со щитом и копьём, стоит фронтально, повернув голову к старому, облачённому в длинный плащ, седому отцу (седина показана накладной белой краской). Копьё разделяет отца и сына, а с ними двух женщин, очевидно мать и жену. мать - ритуальная фигура, она держит в руках ойнохою и фиалу - атрибуты ритуальной либации. Возлияния совершались в честь уходящих из дома, как бы заранее испрашивая у водной праматери право на спасение обречённого. Этосы героев строго очерчены, с "матриархальной" доминантой: женщины, пусть и взволнованные расставанием, спокойно стоят, тогда как старый отец, не выдерживая тяжёлой минуты, кидается к сыну с прощальным объятием.

Отметим один новый момент, бегло обозначенный выше. Он касается позы героя: фронтальная, с повёрнутой в сторону головой. Такая поза воцаряется на аттических вазах, для мужчин и для женщин равно, и проходит через весь V век до н.э., если не до конца существования Греции. С одной стороны, она выступает наследницей строго фронтальных ракурсов, связанных с ритуальными фигурами, и тоже являктся ритуальной. С другой стороны, она "зеркально симметрична" раннеархаической, где возрождаемый герой имеет фронтальный лик и тело, показанное в профиль (ср. летящую Медузу Горгону). Если продолжить мысль о соотнесении головы с сыном, а тела с матерью, то в архаике целостный образ представлял бессмертное тело со смертной головой. Теперь получается обратная схема: смертное тело с бессмертной головой. Отсюда начинается отчётливое противостояние выявленных в человеке двух начал - матери и отца, материи и духа, тела и души. "

Источник: Акимова Л.И . Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 33-39

Вверх.

На главную страницу.