varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая вазопись / Мастер Ахилла / Амфора из Вульчи. Ахилл опирающийся на копьё. Около 450 года до н. э. Рим, Музеи Ватикана (Григорианский этрусский музей). |
Мастер Ахилла. Амфора из Вульчи. Ахилл опирающийся на копьё. Около 450 года до н. э. Рим, Музеи Ватикана (Григорианский этрусский музей).
"Но всё же, сколько ни ярок и значителен Полигнот, настоящим основоположником нового стиля стал выдающийся вазописец - мастер Ахилла. Любопытно сопоставить одну из его лучших работ, именую амфору из Вульчи, хранящуюся в Ватикане, с работами великих предшественников - Берлинского мастера, например. Ахилла можно сравнить с Гераклом и Аполлоном Берлинского мастера, в сцене битвы за дельфийский треножник. В противовес "парящим" фигурам "архаиста" мастер Ахилла даёт статическую фигуру. Хотя у него изображение не имеет внешней "рамы", оно получает монументальную подставку. Но главное, юный Ахилл, с лёгкими бачками, нанесёнными разбавленым лаком, имеет чрезвычайно мощные ноги. Он предстоит перед зрителем в коротком хитоне и панцире, с переброшенным через руку плащём - почти анфас, подбоченясь. Более чем устойчивая фигура получает пиромидальный силуэт: длинное копьё Ахилла упирается ввенчик амфоры.
Ахилл напоминает скульптурный памятник - не потому, что мастер вдохновлялся современной ему пластикой. Его герой пришёл к статуарности своим путём: выключенный из сюжетной сцены, обособленный, индивидуализированный, внутренне уравновешенный, он вычленился из прежних драматических сцен, но не вступил пока в иные фабульные связи. "Скульптурность" вазописных образов этой поры - примета творчества не одного только мастера Ахилла. Достаточно взглянуть на кифареда мастера Эпимеда, к которому подлетают две пары Ник, - он изображён на пловдивской пелике из Брезово. Кифаред похож на памятник, стоящий на постаменте, - в отличии от, например, от близкой по замыслу фигуры мастера Андокида. Так и Ахилл просто репрезентует - представляет себя публике, выходя в полной боевой готовности (но уже не в воинской ситуации) из "иного мира". Репрезентация - новое качество греческого искусства; оно ведёт через героизацию к уникальному в древности явлению - обожествлению человека."
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 136-137.