Варварская галерея / Древнегреческая вазопись

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Мастер Ахилла. Амфора из Вульчи. Ахилл опирающийся на копьё. Около 450 года до н. э. Рим, Музеи Ватикана (Григорианский этрусский музей).

Мастер Ахилла. Амфора из Вульчи. Ахилл опирающийся на копьё. Около 450 года до н. э. Рим, Музеи Ватикана (Григорианский этрусский музей).

"Но всё же, сколько ни ярок и значителен Полигнот, настоящим основоположником нового стиля стал выдающийся вазописец - мастер Ахилла. Любопытно сопоставить одну из его лучших работ, именую амфору из Вульчи, хранящуюся в Ватикане, с работами великих предшественников - Берлинского мастера, например. Ахилла можно сравнить с Гераклом и Аполлоном Берлинского мастера, в сцене битвы за дельфийский треножник. В противовес "парящим" фигурам "архаиста" мастер Ахилла даёт статическую фигуру. Хотя у него изображение не имеет внешней "рамы", оно получает монументальную подставку. Но главное, юный Ахилл, с лёгкими бачками, нанесёнными разбавленым лаком, имеет чрезвычайно мощные ноги. Он предстоит перед зрителем в коротком хитоне и панцире, с переброшенным через руку плащём - почти анфас, подбоченясь. Более чем устойчивая фигура получает пиромидальный силуэт: длинное копьё Ахилла упирается ввенчик амфоры.

Ахилл напоминает скульптурный памятник - не потому, что мастер вдохновлялся современной ему пластикой. Его герой пришёл к статуарности своим путём: выключенный из сюжетной сцены, обособленный, индивидуализированный, внутренне уравновешенный, он вычленился из прежних драматических сцен, но не вступил пока в иные фабульные связи. "Скульптурность" вазописных образов этой поры - примета творчества не одного только мастера Ахилла. Достаточно взглянуть на кифареда мастера Эпимеда, к которому подлетают две пары Ник, - он изображён на пловдивской пелике из Брезово. Кифаред похож на памятник, стоящий на постаменте, - в отличии от, например, от близкой по замыслу фигуры мастера Андокида. Так и Ахилл просто репрезентует - представляет себя публике, выходя в полной боевой готовности (но уже не в воинской ситуации) из "иного мира". Репрезентация - новое качество греческого искусства; оно ведёт через героизацию к уникальному в древности явлению - обожествлению человека."

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 136-137.

Вверх.

На главную страницу.