varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура / Ранняя классика / "Трон Людовизи". Мрамор. Высота 1,04 м. Около 460 года до н.э. Рим, Музей Терм. Рельеф передней стороны: рождение Афродиты. |
"Трон Людовизи". Мрамор. Высота 1,04 м. Около 460 года до н.э. Рим, Музей Терм. Рельеф передней стороны: рождение Афродиты.
"Среди рельефов строго стиля выдаётся оригинальностью замысла, композиции и высоким качеством исполнения знаменитый Трон Людовизи, около 460 года до н.э., - украшенный рельефами мраморный блок, найденный в Садах Саллюстия в Риме; хранится там же, в Музее Терм. Все три рельефа связаны одной темой - темой Афродиты.
На главной стороне мы видим богиню в центре и двух склонившихся к ней женшин (нимф или харит) в тонких хитонах со струящимися складками; они спустились к морю, осторожно ступая ногами по мокрой гальке. Композиция представляет традиционную "геральдическую формулу", но вместо древней матери с двумя сыновьями близнецами показаны три женщины: две опытные старшие, именуемые обычно харитами или горами, которые извлекают из моря новорожденную Афродиту. Богиня изображена фронтально, с резко повёрнутой в сторону головой - своими руками, продетыми сквозь пары рук харит, она тянется вверх; взаимный переплёт рук создаёт впечатление, что рождённая в море богиня раскрывается кверху, как бутон цветка. Как и в других сценах анода, богиня показана до бёдер, нижняя часть её тела прикрыта, как занавесом, плащом, и каждая из харит одновременно поддерживает и эту тонкую ткань, и афродиту. Богиня тоже в тончайшем хитоне - нагую богиню-мать изображать не дозволялось, но мокрая одежда так прилипает к телу, что видны все её формы - и грудь, и живот, и пупок. Профильная голова со строгими чертами напоминает образ Мелосского тондо, но волосы, массой ниспадающие за спину, не уложены, ещё "стихийны", и их тонкая графическая разделка, родственная поэтическому течению складок, создаёт ощущение гармонической красоты и духовного взлёта, приходящих в мир с Афродитой.
Боковые рельефы "Трона Людовизи" |
Боковые рельефы представляют две земные ипостаси богини любви, двух "антогонистических" представительниц её культа; каждая сидит на красиво изогнутой подушке; в этом рельефе, навеянном ионической традицией, смягчена угловатость, все изгибы приобретают чарующую грацию. По правую руку от Афродиты сидит обнажённая гетера, представительница Афродиты Пандемос (Всенародной). Заложив ногу за ногу, она играет на двойной флейте; абрис тела прекрасен в его пластической замкнутости; волосы как и в Мелосском тондо, забраны чепцом и трактоаваны суммарно. По левую руку от богини - закутанная матрона с покрывалом на голове, в тонком хитоне, видном снизу из-под более плотного шерстяного плащаю Она совершает домашний культ - воскуряет благовония в высокой курильнице. Эта служительница более новой ипостаси богини, Афродиты Урании (Небесной). Космос "трона", таким образом, резко поляризуется, замыкая каждую фигуру в своём особом мирке: гетера упивается своей "низменной" музыкой, матрона сосредоточенно совершает обряд обновления жизни. В строгой геральдике целого две ипостаси богини группируются по её сторонам как сёстры близнецы, одна бессмертная (гетера), другая смертная (матрона). Здесь тоже, но с какой-то особой мелодической силой, выступает раннеклассический образ мира - дыхание утра, как чудесный рассвет.
Большинство исследователей склоняется к мысли, что рельефы трона Людовизи были исполнены западногреческим мастером. Они отличаются от прочих не только концентрацией на женской среде, но и особой стилистикой, которой нет параллелей в центрах метрополии. Эту мысль подтверждают многочисленные терракотовые пинаки из Локр Эпизефирских в Южной Италии - небольшие тонкие пластинки с изящными рельефными сценками (470-450 гг. до н.э.; большинство из них хранится в Реджо ди Калабрия). Вероятно, они посвящались в местный храм Владычицы - потусторонней богини, которая могла оборачиваться и Афродитой, и Деметрой, и Корой.
Мастера изображают "повседневную жизнь" богинь и их окружения. На пинаках, с тонкой внутренней рамкой и в очень невысоком рельефе, показан интереснейший мир, причём в их стиле, с деликатной графической проработкой всех форм и "певучими" линиями, объединяются стилистические традиции ионических и дорических мастеров. ... "
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Том II, Стр. 109-111.