varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура / Ранняя классика / "Трон Людовизи". Мрамор. Высота 1,04 м. Около 460 года до н.э. Рим, Музей Терм. Боковые рельефы |
Боковые рельефы "Трона Людовизи"
"Боковые рельефы представляют две земные ипостаси богини любви, двух "антогонистических" представительниц её культа; каждая сидит на красиво изогнутой подушке; в этом рельефе, навеянном ионической традицией, смягчена угловатость, все изгибы приобретают чарующую грацию. По правую руку от Афродиты сидит обнажённая гетера, представительница Афродиты Пандемос (Всенародной). Заложив ногу за ногу, она играет на двойной флейте; абрис тела прекрасен в его пластической замкнутости; волосы как и в Мелосском тондо, забраны чепцом и трактоаваны суммарно. По левую руку от богини - закутанная матрона с покрывалом на голове, в тонком хитоне, видном снизу из-под более плотного шерстяного плащаю Она совершает домашний культ - воскуряет благовония в высокой курильнице. Эта служительница более новой ипостаси богини, Афродиты Урании (Небесной). Космос "трона", таким образом, резко поляризуется, замыкая каждую фигуру в своём особом мирке: гетера упивается своей "низменной" музыкой, матрона сосредоточенно совершает обряд обновления жизни. В строгой геральдике целого две ипостаси богини группируются по её сторонам как сёстры близнецы, одна бессмертная (гетера), другая смертная (матрона). Здесь тоже, но с какой-то особой мелодической силой, выступает раннеклассический образ мира - дыхание утра, как чудесный рассвет. "
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Том II, Стр. 110-111.