varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура / Поздняя классика / Аполлон Бельведерский. Римская мраморная копия с оригинала Леохара. Около 330—320 гг. до н. э. Ватикан, Музей Пия-Климента |
Крито-микенский период, Геометрика, Архаика, Ранняя классика, Высокая классика, Поздняя классика, Эллинизм
Аполлон Бельведерский. Римская мраморная копия с оригинала Леохара. Около 330—320 гг. до н. э. Ватикан, Музей Пия-Климента
Аполлон Бельведерский - в мировой культуре это своеобразный пандан к Венере Милосской. Если она - образец женщины, оставленный нам древними греками, то он - образец мужчины. Кстати, при этом, все, кто рисовал головы Венеры и Аполлона, отмечают, что у нее лицо мужеподобно, а у него - женственно.
Эта статуя была создана в 350-325 гг. до н.э. Считается, что автором ее был Леохар - придворный мастер Александра Македонского, входивший в число четырех скульпторов, украшавших Геликарнасский мавзолей, но точное авторство Леохара не доказано.
Аполлон Бельведерский был найден между 1484 и 1492 годами на развалинах приморской виллы Нерона в Анциуме, неподалеку от Рима. В 1506 году он был установлен папой Юлием II в галерее Бельведер в Ватикане, от нее и получил свое название. Всемирная слава этой скульптуры была создана Иоганном Винкельманом, превозносившим ее красоту. Аполлон Бельведерский считался образцом классической скульптуры. Его копировали, и воспевали. Причёску Аполлона Бельведерского повторяли в изображениях бога большинство мастеров нового времени ("Аполлон и нимфы" Франсуа Жирардона, "Совет богов" Рубенса, "Фонтан Аполлона в Версале", "Аполлон и Дафна" Бернини, "Аполлон, Гиацинт и Кипарис" Иванова. Дюрер повторял его позу в своем "Адаме":
Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении римским копиистом. Статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х годах итальянский скульптор Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки. В реконструкциях в левую руку статуи помещают лук - считается, что Аполлон изображён в тот момент, когда поразил стрелой чудовищного змея Пифона.
Аполлон Бельведерский - одна из наиболее копируемых статуй. В России ее можно встретить в парках Павловска, Ораниенбаума, Петергофа, Царского Села.
В чем-то он - символ всей высокой культуры, и не только культуры античности. Его легко разглядеть на полотне Юбера Робера, который любил жанр "руин . В данном случае это - не какие-либо безотносительные развалины, а строго определенные - Большая Галерея Лувра. Например, в правом нижнем углу изображён "Умирающий раб" Микеланджело. Лувр, этот прекрасный дворец, отданный под музей, ставший славой человеческой цивилизации, мог бы превратиться, как представлял Робер, в развалины, где делят добычу воры и находят приют бродяги. Перед нами картина, проникнутая острой ностальгией и тем более драматичная, что на ней показаны предметы реальной обстановки музея. Художник в алом балахоне (автопортрет самого Робера) одержим желанием сохранить сокровища Лувра.
Словосочетание "Аполлон Бельведерский" употребляется в литературе в переносном смысле. Означает - "тупоголовый красавец".
Источник: http://all-gods.livejournal.com/25858.html
Анатомическое строение бюста Аполлона Бельведерского: скелет и мышцы.