varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура / Ранняя классика / "Мальчик Крития". Мрамор. Около 480 года до н.э. Афины, Музей Акрополя. |
"Мальчик Крития". Мрамор. Около 480 года до н.э. Афины, Музей Акрополя.
"Иным, лирическим духом проникнута статуя мальчика, найденная на афинском Акрополе и приписываемая Критию. Мальчик Крития (Kritiosknabe), ок. 480 г. до н.э., с одной стороны, выглядит как курос, с другой - преодолевает барьер, который мешал архаическим юнощам быть естественными и нескованными. Сохранив старую схему спокойно стоящей обнажённой фигуры, Критий избрал более юную модель - несколько угловатого, ещё не вполне оформившегося мальчика; она останется одной из любимых в ранней классике, напоминая человеку о наивной детскости, о связях с домом, семьёй и матерью. Мальчик Крития, как и прочие "мальчики" строгого стиля, - это дети на грани выхода из лона семьи в мужской мир, на грани одной из первых своих инициаций (согласно Солону, это должен быть возраст в два семилетия, т.е. 14 лет). И соответственно, образ становится уже не монументальным, а камерным, небольшим.
Мальчик стоит перед зрителем, выдвинув вперёд правую ногу, слегка повернув голову в сторону опорной ноги. Жёсткость разграничения отдельных частей тела и их функций снимается, и формы начинают плавно перетекать друг в друга; "рядоположение" частей уступает место органической слитности. если лица ранних куросов озарялись улыбкой, надмирной и ослепительной, то Мальчик Крития не имеет сколько-нибудь выраженного эмоционального тонуса: он просто легко и спокойно стоит перед зрителем, демонстрируя свою свободу и юную грацию. Его духовный строй ещё не приобрёл "строгости".
У мальчика новый тип лица: низкий лоби тяжёлый подбородок, прямой короткий нос - уже не столь выдающийся вперёд, как в архаике; большие глаза, подчёркнутые массивными веками. Лицо не является совокупностьюотдельных черт и становится более обобщённым; исчезает противоставление двух главных составных фигуры - головы и тела. Изысканные архаические причёски уходят в прошлое - в моду входит прилегающая, обрисовывающая структуру черепа: она состоит из гладко зачёсанных прядей, от макушки на лоб, виски и затылок, подвёрнутых валиком под ленту (или же заплетённых в косу) и венчающих голову. У Мальчика Крития прерывистый валик, состоящий из отдельных блоков волос - кажется, что на голову натянута плотная шапочка с меховой опушкой. Опять, как у Аристогитона (и отчасти Гармодия) голова членится на две различные по характеру части: волосы-оболочку и содержимое-лицо. "
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Том II, Стр. 79-80.