varvar.ru: Архив / Галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура / Критий и Несиот. Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон |
Критий и Несиот. Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон.
Гармодий и Аристогитон собирались убить тиранов Гиппарха и Гиппия в 514 до н. э. Однако замысел осуществился только в отношении Гиппарха. Гармодий был изрублен стражей, а Аристогитон схвачен и позднее казнен. Спустя три года тирания оказалась свергнута, оба тираноубийцы были почитаемы как освободители и основатели афинской демократии. Знаменитая скульптурная группа в их честь в Афинах, о которой упоминал Павсаний, установлена вместо скульктуры Антенора вывезенной в Персию Ксерксом и возвращённой много позже Александром. Известно множество римских копий этой скульптурной группы. В римской истории схожий образ имеют Брут и Кассий, и когда они прибыли в Афины после убийства Цезаря, то их статуи были удостоены стоять рядом со статуями тираноубийц.
***
"Архаическая статуя конца VI века до н. э. как бы застыла на пороге выхода из иного мира (блока камня или ствола дерева). Теперь она этот выход совершает. В програмном виде его представляет группа Тираноубийц работы афинянина Крития и Несиота, судя по имени, - мастера с греческих островов, около 480 года до н.э., сделанная взамен архаической скульптуры Антенора, увезённой Ксерксом в Персию. Тираноубицы - один из редких памятников, сделанных на исторический сюжет: в основе группы лежит не миф, а факт действительной, хотя и мифологизированной жизни. Как говорят источники, поводом для убийства тиранов был чисто личный мотив: при устройстве Панафиней сестре афинянина Гармодия отказали в чести быть канефорой - нести во главе процессии корзинку-канун с жреческим ножом, орудием "разделения". Брат отомстил за неё, при содействии своего друга и любовника Аристогитона. "Убийство тиранов" было вызвано, согласно молве, необходимостью восстановить честь "униженной женщины", и в таком качестве героический акт двух афинских граждан, направленный против двух тиранов, сыновей Писистрата Гиппия и Гиппарха, выглядит ритуальным. Два сына близнеца (в данном случае две их пары) борются "из-за женщины". В результате неудачного нападения только Гиппарх был убит, но и Гармодий с Аристогитоном погибли - погибли, как считали афиняне, чтобы установить демократию. Жертвенная смерть героев - необходимое условие постановки памятника государством. Важен и ещё один момент. Похоронили Гармодия с Аристогитоном на древнем кладбище Внешний Керамик, отведя им почётное место рядом с другими высокочтимыми гражданами. А скульптурную группу установили в квартале Керамик. Памятник теперь может быть и не связан с могилой, он "отрывается" от неё и переселяется в земной, человеческий мир.
Группа дошла в ряде копий, реплик и повторений; она была сделана из бронзы - любимого материала раннеклассических мастеров. Самую большую проблему для её понимания представляет объединение двух фигур в единое целое. На одной панафинейской амфоре сохранилась эмблема щита Афины, изображающая "тираноубийц". Обнажённые герои показаны в профиль, нападающими на противников: старший, бородатый Аристогитон, бросается первым, с секирой в руках, младший, Гармодий, несётся за ним с мечом. В реконструкциях обе фигуры, мало зависимые друг от друга формально, ставят бок о бок на общей базе - фронтально к зрителю. Однако, судя по рисунку на вазе и по иконографии героев, они должны были смотреться главным образом с двух боковых сторон - так чётче виделся их героический порыв, с широким шагом и резкими движениями. Они могли стоять слегка под углом друг к другу - врезаясь клином в пространство, где находился невидимый противник; они решительно прорывали оболочку, прежде сковывавшую фигуры и не дававшую им "выходить". Гармодий и Аристогитон "отсекали" себя от "тиранов" оружием, совершая всё тот же космогонический акт, который теперь осмыслялся как социальный и политический.
Наряду с отсутствием в группе конкретного противника, обрекающим её на смысловую незаконченность, обращает на себя внимание характеристика персонажей. Их этосы основаны на строгой антитезе, вписывающейся в ритуальную формулу отца и сына. Гармодий горяч и молод - он пылко бросается вперёд, и его меч занесён над головой, Аристогитон старше, мудрее и держит секиру сдержано заслоняет его своим телом. У бородатого Аристогитона формы тела зрелого мужа, атлетического и тренированного, у безбородого Гармодия - мягкие и текучие. Аристогитон имеет "защитную оболочку" (плащ, свисающий с руки), Гармодий совершенно обнажён, он беззащитен и раним. По-разному построены и головы. Удлинённой голове Аристогитона противостоит более компактная и скруглённая голова Гармодия, ещё покрытая спиральками архаических кудрей, - голова Аристогитона, несмотря на её менее типический для ранней классики облик, более выразительна: таких бородатых мужей с большими глазами, простой причёской и низким лбом в архаике не встречалось. У головы Аристогитона вообще новая структура. Если раньше простому лицу противостояла изысканная, порой манерная женоподобная причёска, то теперь, напротив, лицо смотрится в сильно упростившемся обрамлении как осмысленное, цельное и тектонически организованное. Оно определённо выступает как нечто внутреннее и содержательное по отношению к обрамляющей его форме.
В целом группа Крития и Несиота воспринимается как символ преодоления порога: человек, вырываясь из старой системы, вторгается в новый реальный мир, полный политических страстей."
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 77-79.