Варварская галерея / Византийское императорское искусство

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Приношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей. Мозаика храма Святой Софии Константинопольской. XI век

Приношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей. Мозаика храма Святой Софии Константинопольской. XI век

"Третий монументальный цикл македонского искусства - ансамбль монастыря Неа Мони на Хиосе - относится к следующему стилистическому этапу. Заказчик этих мозаик - Константин Мономах, и потому они тесно сопряжены с константинопольским памятником - вотивным образом императрицы Зои и Константина Мономаха перед Спасителем на престоле в южной галерее храма Святой Софии Константинопольской. Дата исполнения обоих циклов определена временем пребывания на троне Константина - 1042-1056 гг. Мозаика с портретами императоров в Святой Софии, несмотря на высокую технику исполнения и художественное совершенство, несёт в себе нечто стереотипное, правда, стереотип этот ещё поражает своим величием. При внешней красоте и блеске внутреннее явно утрачивает интенсивность, характерную для прежнего стилистического этапа. Мозаика была исполнена одновременно с ансамблем Неа Мони и, конечно, лучшими мастерами столицы. Но в отличие от последнего, живопись которого отличается многоплановыми характеристиками и высотой одухотворённости, императорские портреты отмечены налётом придворной мишуры и игрушечности. Главный новый эффект тот же, что и в мозаиках Неа Мони. но здесь он выражен ещё более отчётливо: ритм теряет жесткую обусловленность и подчинённость архитектурным формам, живопись становится свободнее и самостоятельнее. Со всей очевидностью намечены новые принципы взаимодействия формы с фоном: в фигуре Спасителя в центре композиции ощутим сложный ракурс, многоосевой разворот относительно фона, она вольно и естественно располагается в пространстве. Хотя контуры сохраняют идеальную гладкость, внутри них складки одеяний исполнены пространственного движения. Множество мелких складок, трон Христа располагаются под углом к изобразительной поверхности, что было немыслимо ни в Осиос Лукас, ни в Софии Киевской. Цвет понимается совершенно иным образом: тона взаимодействуют друг с другом по принципу разных цветов, а не света и тени. Появляется множество тонких оттенков, создающих переливчатую гамму. Лики носят отвлечённо-идеализированный характер, и духовная и психологическая энергия из них уходит. Письмо ликов - скользящее, эмалевидное - строится по законам идеально геометризированной формы. Императорская чета представлена в акте сакрального ритуала, являющегося частью богослужения: василевс, вступающий на трон, возлагал на престол Святой Софии хрисовул с перечислением даров храму. Здесь грамоту держит в руках законная наследница Константина VIII, порфирородная Зоя, юная и нежная красавица (на самом деле ей в это время было 66 лет). Её супруг Константин Мономах прижимает к груди мешок с золотом, вручавшийся императром клиру храма Святой Софии как личный дар. "

Галина Колпакова. "Искусство Византии. Ранний и Средний Периоды". СПб, 2010. Стр. 334-336.

Вверх.

На главную страницу.