Варварская галерея / Раннехристианское искусство

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Ангел благовествующий Жёнам Мироносицам Воскресение Христово и Вознесение. Раннехристианский рельеф из слоновой кости ("Бамбергский аворий", "Reidersche Tafel"). Около 400 года. Мюнхен, Bayerisches Nationalmuseum.

Ангел благовествующий Жёнам Мироносицам Воскресение Христово и Вознесение. Раннехристианский рельеф из слоновой кости ("Бамбергский аворий", "Reidersche Tafel"). Около 400 года. Мюнхен, Bayerisches Nationalmuseum.

"В 5 в. появляются изображения, в которых уже можно опознать «Вознесение Христово», но которые также пока выглядят для нас непривычно.

Самое раннее из них это так наз. Бамбергский аворий ок. 400 г .- изображение на костяной пластинке в технике барельефа, хранящееся в Баварском Национальном музее в Мюнхене.

Мы уже видели эту замечательную плакетку, когда говорили об иконографии Воскресения Христова. Повторим же вкратце.

Пластинка очень интересная: внизу жены-мироносицы у гроба Христова, показанной, как ротонда Константина, где их встречает сидящий на камне Ангел (заметим – пока это юноша без крыльев). А сверху – Вознесение: Христос восходит на небеса по крутому склону горы, держась за десницу Бога Отца (точно как на показанной выше монете).

Однако, композиция эта по-разному трактовалась исследователями. Известнейший русский ученый-византинист Н.П.Кондаков считал, что на ней изображено не Вознесение, а сам момент Воскресения Христа. И в общем контексте композиции с Гробом это вполне вероятно. Фигуры у подножия горы он понимал как изображения двух поверженных римских стражей, а не учеников Господа, так как последних должно было быть одиннадцать. Хотя, с другой стороны, павшие ниц фигуры одеты не в военные доспехи, а в обычную одежду («партикулярное платье», так сказать), да и столько фигур на маленькой пластинке уместить было бы трудно – достаточно и двух, чтобы зритель понял, что это апостолы. Вспомним, однако, что в раннехристианском искусстве самый главный момент евангельской истории – момент Воскресения – не изображался. И только в постиконоборческий период Воскресение Христово стало принято показывать символически – как Сошествие Его во ад, по тексту апокрифического Евангелия Никодима. Н.В.Покровский же трактовал изображение на плакетке именно как Вознесение, ссылаясь на текст Деяний, где о Воскресении и Вознесении Спасителя говорится:

«Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, он быв вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2: 32–33).

Таким образом, плакетка имеет двойной смысл, и оба события – Воскресение и Вознесение – происходят как бы одновременно, в особом иконном пространстве-времени. Мир наш и мир иной объединяет дерево, можно даже сказать, мировое древо – корнями оно уходит в землю, а ветви его в раю, где в ветвях его поют райские птицы, изображения которых, по аналогии с искусством катакомб, можно понимать также как образ душ христианских, клюющих виноград, т.е. постигающих христианскую истину. "

Марина Голубина. Вознесение - смысл праздника и иконография

 

Вверх.

На главную страницу.