Варварская галерея / Тепчегорский (Тепчигорский, Типчегорский) Григорий Павлович (упоминается в 1702 - 1718 гг.)

Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Григорий Павлович Тепчегорский. Фронтиспис книги «Описание артиллерии через Тимофея Бринку, артиллерийскаго дела капитана». 1709

Григорий Павлович Тепчегорский. Фронтиспис книги «Описание артиллерии через Тимофея Бринку, артиллерийскаго дела капитана». 1709

Новоникитская икона Божией Матери. Гравюра Григория Павловича Тепчегорского из сборника «Солнце Пресветлое». 1713–1714 гг.

Новоникитская икона Божией Матери. Гравюра Григория Павловича Тепчегорского из сборника «Солнце Пресветлое». 1713–1714 гг.

Святые Исайя и Христофор. Фрагмент гравюры 1772 года по Святцам (Лицевой месяцеслов на 12 листах) Тепчегорского (два издание - 1713-1714 гг. , второе - 1722) .

Святые Исайя и Христофор. Фрагмент гравюры 1772 года по Святцам (Лицевой месяцеслов на 12 листах) Тепчегорского (два издание - 1713-1714 гг. , второе - 1722) .

Тепчегорский, Григорий Павлович, живописец и гравер на меди конца XVII и начала XVIII века, состоял при Московской гражданской типографии и работал под надзором Пикара, учеником которого был и манеры которого он придерживался в своих произведениях. Он был не только живописцем и гравером, но также рисовальщиком и даже сочинителем стихов, которые помещал на своих гравюрах и рисунках. П. А. Безсоновым он упоминается как сочинитель духовных виршей, положенных на ноты монахом Александром Мезенцем. Tепчегорский, вероятно, был духовным, так как в одном из своих стихотворений он говорит: "Вспомянух житие свое клироское, аз недостойный Григорий...", а под некоторыми своими произведениями он подписывался "Иерей Григорий". Гравировал он, главным образом, огромных размеров богословские тезисы. Ему принадлежат следующие произведения: 1) Святцы из 12 листов; каждый лист разделен на 5 полос и содержит один месяц; 2) 26 картинок, вклеенных в рукописный "Акафист Алексею, человеку Божию" с посвящением царевичу Алексею Петровичу; единственный экземпляр этого Акафиста находится в библиотеке А. И. Хлудова; 3) Огромная гравюра на 8 досках, сделанная по заказу Афанасия Заруцкого, протопопа Новгород-Северского, в 1717 г.; в середине изображены Петр I, Екатерина I и царевичи Алексей и Петр Петровичи, справа от Петра ІИоанн Богослов и маленький царевич Петр Алексеевич, вверху — Богоматерь; два экземпляра этой гравюры хранятся в Московской Оружейной палате и один в академии наук; 4) Тезис Лаврентия Трансильванского, сделанный Тепчегорским вместе с Иваном Зубовым; 5) "Образ преблагословенной Девы Марии, от святого евангелиста Луки, начертанный в Белой России" (копия с иконы Богородицы Ченстоховской), помеченный 1711 годом; 6) Святой Николай Чудотворец, с виршами, сочиненными Tепчегорским, гравировано в 1718 г.; 7) Поколенное изображение святого Иоанна Златоуста, с посохом в левой руке, правой — благословляет (в 1715 г.); 8) "Комедия притчи о блудном сыне, бываемое в лето 1685 года", сделано по инвенции Пикара старшего совместно с Л. Буниным; 9) Три листа с изображением икон Богородицы, — хранятся в собрании Д. Ровинского; 10) Заглавный лист с изображением артиллерийских орудий к "Артиллерии" Бринка (Москва 1710), также картинка "Ватер-пас или оризонтальной". Кроме того Tепчегорский скопировал с "Библии" Пискатора рисунки для Апокалипсиса, вырезанного Коренем (1696 г.), увеличив их вчетверо, причем придал своим фигурам совершенно польский характер, одел их в польские кафтаны и сделал в сочинении Пискатора столько изменений, что, по словам Д. Ровинского, труд его можно считать почти оригинальным. Под наблюдением Тепчегорского выгравирована была в первой половине ХVІІІ века маленькая библия с немецкого оригинала; под каждой картинкой этой библии помещены вирши, сочиненные Tепчегорским, в которых встречаются польские выражения. Затем им же сделан 4-й лист Синодика 1702 г. — Лука митрополит. Свои произведения Тепчегорский подписывал не только полным именем, но также: "Григорий", "Григорий Гридер", "иерей Григорий" и инициалами Г. Т.

Д. И. Ровинский, "Русские граверы и их произведения", Москва 1870, стр. 33, 113, 117, 120, 126, 129, 207, 210, 235, 259, 299—304. — Его же, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб. 1889, т. I, стр. 251—252, 894; т. II, стр. 1436, 1444—1454, прилож., стр. 365 и 367. — Его же, "Русские народные картинки", СПб. 1881, т. IIІ, стр. 194, 373, 475, 524, 526, 616, 687, 881, 624 и 712; т. IV, стр. 521, 592, 600 и 634; т. V, стр. 10 и 16. — В. Клюшников, "Всенаучный энциклопедический словарь", СПб. 1882, ч. 2, стр. 854. — Ф. И. Булгаков, "Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства", СПб. 1889, т. І, стр. 291. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва 1900, т. II, стр. 40. — П. А. Безсонов, "Калики перехожие", т. II, № XI. — П. Пекарский, "История российской академии наук", т. І, стр. 305.

Источники: http://rusico.indrik.ru/artists/t/tepchegorskiy_gp/index.shtml и https://ru.wikisource.org/wiki/

Вверх.

На главную страницу.