varvar.ru: Архив / Галерея / Барокко / Тепчегорский |
Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Новоникитская икона Божией Матери. Гравюра Григория Павловича Тепчегорского из сборника «Солнце Пресветлое». 1713–1714 гг. |
Святые Исайя и Христофор. Фрагмент гравюры 1772 года по Святцам (Лицевой месяцеслов на 12 листах) Тепчегорского (два издание - 1713-1714 гг. , второе - 1722) . |
Тепчегорский, Григорий Павлович, живописец и гравер на меди конца XVII и начала XVIII века, состоял при Московской гражданской типографии и работал под надзором Пикара, учеником которого был и манеры которого он придерживался в своих произведениях. Он был не только живописцем и гравером, но также рисовальщиком и даже сочинителем стихов, которые помещал на своих гравюрах и рисунках. П. А. Безсоновым он упоминается как сочинитель духовных виршей, положенных на ноты монахом Александром Мезенцем. Tепчегорский, вероятно, был духовным, так как в одном из своих стихотворений он говорит: "Вспомянух житие свое клироское, аз недостойный Григорий...", а под некоторыми своими произведениями он подписывался "Иерей Григорий". Гравировал он, главным образом, огромных размеров богословские тезисы. Ему принадлежат следующие произведения: 1) Святцы из 12 листов; каждый лист разделен на 5 полос и содержит один месяц; 2) 26 картинок, вклеенных в рукописный "Акафист Алексею, человеку Божию" с посвящением царевичу Алексею Петровичу; единственный экземпляр этого Акафиста находится в библиотеке А. И. Хлудова; 3) Огромная гравюра на 8 досках, сделанная по заказу Афанасия Заруцкого, протопопа Новгород-Северского, в 1717 г.; в середине изображены Петр I, Екатерина I и царевичи Алексей и Петр Петровичи, справа от Петра І — Иоанн Богослов и маленький царевич Петр Алексеевич, вверху — Богоматерь; два экземпляра этой гравюры хранятся в Московской Оружейной палате и один в академии наук; 4) Тезис Лаврентия Трансильванского, сделанный Тепчегорским вместе с Иваном Зубовым; 5) "Образ преблагословенной Девы Марии, от святого евангелиста Луки, начертанный в Белой России" (копия с иконы Богородицы Ченстоховской), помеченный 1711 годом; 6) Святой Николай Чудотворец, с виршами, сочиненными Tепчегорским, гравировано в 1718 г.; 7) Поколенное изображение святого Иоанна Златоуста, с посохом в левой руке, правой — благословляет (в 1715 г.); 8) "Комедия притчи о блудном сыне, бываемое в лето 1685 года", сделано по инвенции Пикара старшего совместно с Л. Буниным; 9) Три листа с изображением икон Богородицы, — хранятся в собрании Д. Ровинского; 10) Заглавный лист с изображением артиллерийских орудий к "Артиллерии" Бринка (Москва 1710), также картинка "Ватер-пас или оризонтальной". Кроме того Tепчегорский скопировал с "Библии" Пискатора рисунки для Апокалипсиса, вырезанного Коренем (1696 г.), увеличив их вчетверо, причем придал своим фигурам совершенно польский характер, одел их в польские кафтаны и сделал в сочинении Пискатора столько изменений, что, по словам Д. Ровинского, труд его можно считать почти оригинальным. Под наблюдением Тепчегорского выгравирована была в первой половине ХVІІІ века маленькая библия с немецкого оригинала; под каждой картинкой этой библии помещены вирши, сочиненные Tепчегорским, в которых встречаются польские выражения. Затем им же сделан 4-й лист Синодика 1702 г. — Лука митрополит. Свои произведения Тепчегорский подписывал не только полным именем, но также: "Григорий", "Григорий Гридер", "иерей Григорий" и инициалами Г. Т.
Д. И. Ровинский, "Русские граверы и их произведения", Москва 1870, стр. 33, 113, 117, 120, 126, 129, 207, 210, 235, 259, 299—304. — Его же, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб. 1889, т. I, стр. 251—252, 894; т. II, стр. 1436, 1444—1454, прилож., стр. 365 и 367. — Его же, "Русские народные картинки", СПб. 1881, т. IIІ, стр. 194, 373, 475, 524, 526, 616, 687, 881, 624 и 712; т. IV, стр. 521, 592, 600 и 634; т. V, стр. 10 и 16. — В. Клюшников, "Всенаучный энциклопедический словарь", СПб. 1882, ч. 2, стр. 854. — Ф. И. Булгаков, "Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства", СПб. 1889, т. І, стр. 291. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва 1900, т. II, стр. 40. — П. А. Безсонов, "Калики перехожие", т. II, № XI. — П. Пекарский, "История российской академии наук", т. І, стр. 305.
Источники: http://rusico.indrik.ru/artists/t/tepchegorskiy_gp/index.shtml и https://ru.wikisource.org/wiki/