varvar.ru: Архив / Галерея / Барокко / Ян Ливенс |
Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.
Ян Ливенс. Портрет Рембрандта, играющего на лютне. 1627 |
Ян Ливенс. Портрет матери Рембрандта. 1630 |
Ян Ливенс. Распятие. 1631 |
Ян Ливенс. Драка картежников и Смерть. 1638 |
Реклама:
Блестяще одаренный, амбициозный, самоуверенный Ян Ливенс был одним из наиболее значительных художников своего времени.
В возрасте 12 лет он уже был восходящей звездой, вундеркиндом, поражающим современников своей одаренностью. За более чем 60 лет своей карьеры Ливенс работал для королевских дворов Англии и Голландии, получал заказы от муниципалитетов. Его картины, гравюры и рисунки собирали меценаты и копировали другие живописцы. Десятилетия спустя после его смерти творчество художника ценилось очень высоко.
Но в последующие века имя Яна Ливенса поблекло. Его непостоянная манера письма и тенденции к изменению стиля в зависимости от вкусов заказчика (что, несомненно, свидетельствует от необыкновенной одаренности художника) не позволили отнести его ни к одной из устоявшихся школ живописи. Большинство его работ, выполненное для публичных зданий до сих пор находятся там, редко выставляются, а слабое освещение и недостаток информации не позволяют оценить их по достоинству. За 4 столетия многие картины были утрачены или приписаны другим художникам (особенно много – Рембрандту).
Ян Ливенс родился где в 1607 году в Лейдене. Город был известен не только как центр текстильного производства, но и первым в стране университетом. Местный хроникер Ян Янис Орлес в своих записях отмечает, что сын вышивальщика-позументщика Ливенс закончил только начальную школу (т.е. получил только первичное образование) и в возрасте 8 лет начал свое обучение у художника Йориса ван Схотена. Через 2 года, в 1617 году, Ливенса отправили в Амстердам, в мастерскую известного исторического живописца Питера Ластмана. Историческая живопись, наряду с религиозной, считалась «высоким жанром».
В 12 лет Ян вернулся домой в Лейден, но вновь уехал учиться, теперь уже в Утрехт, известный центр голландской "итальянской" живописной традиции. Его работы высоко ценились, несмотря на юный возраст. В его таланте были уверены не только меценаты, но и он сам – это видно по выбору сюжетов. Он с одинаковым энтузиазмом писал портреты, исторические сцены, пейзажи, бытовые сцены и, как апофеоз – большие аллегории и картины на библейские сюжеты . В 14 лет написан замечательный портрет матери художника с книгой, в 15 - "Аллегория пяти чувств" , в 18 – большое полотно «Пир Эсфири» .
С 1624 года 17-летний художник начинает независимую карьеру. В этом же году в Лейден после обучения в Амстердаме возвращается Рембрандт. Он устраивает мастерскую на чердаке в доме своего отца-мельника, и приглашает Ливенса туда работать. Ливенс, имевший в активе 6 лет обучения живописи, был далеко впереди, а потому уверен в себе. Он привнес в мастерскую сочетание харлемской и антверпенской виртуозности. Глядя на его картины, нельзя не заметить, что он умеет писать, но не удовлетворен этим. Ян свободен, общителен, склонен к авантюрам. Рембрандт замкнут, он боится потерять идеал величия, который взлелеял. Ян нарушает правила искусства своими многофигурными композициями, но он использует то, чем владеет, а не тратит время, как Рембрандт, на то, что ему не дается. Ян ведет себя как вундеркинд, желающий возвыситься до уровня старших.
В этот год Ян Ливенс написал 4 поясных портрета – 4 возраста человека и 4 стихии . Тогда же им созданы 4 картины с изображением Евангелистов: Матфей с ангелом, Марк, очинивающий гусиное перо, Лука, читающий книгу, Иоанн, предающийся размышлениям под зорким оком орла. Картины написаны с размахом, где заметно движение воздуха и очевидна непринужденность манеры молодого художника. Эстампы были привнесены в мастерскую Ливенсом. Ян с большой легкостью обращался в медью, умел придать объем, преобразить белизну бумаги в свет, ровно выстроить насечки на пластине, чтобы получился непрерывный черный цвет. Художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты. Однажды Ян Ливенс написал портрет Рембрандта с выбивающимися из-под черного берета курчавыми волосами, с платком, повязанным вокруг шеи, в кирасе, нашейник которого отсвечивает сталью из-под плаща. Педантичный портретист, Ливенс ни в чем не польстил своему другу изобразил его немного одутловатым, бледным, с толстыми губами и бородавкой между довольно большими носом и ртом. Он хорошо передал мрачный взгляд, пронизывающий людей и оценивающий их в одно мгновение – взгляд человека, ничего не принимающего на веру. Их дружба сыграла очень своеобразную роль для Ливенса. Они работали в схожей манере, часто повторяя сюжеты, или писали картины вместе. Позднее все эти работы были приписаны одному Рембрандту. Более того, сам Ливенс был определен в ученики Рембрандта на том простом основании, что был младше его на год. Но к тому времени, когда Рембрандт начал свое обучение, Ливенс был уже вполне сложившимся и весьма известным художником, так что вопрос о влиянии Рембрандта на творчество Ливенса представляется как минимум спорным. Значительно уступая Рембрандту в отношении богатства фантазии, силы и блеска красок, Ян Ливенс был ровнее в исполнении, больше, чем Рембрандт обращал внимание на выработку форм. Ливенс был холоднее Рембрандта в светотени, впадающей у него в зеленовато-серый тон. Особенно искусным мастером он был в портретах, особенно в этюдах голов стариков. Рембрандт позировал для картин Ливенса «Игрок в карты», «Лютнист», «Пилат умывает руки».
Константин Хайгенс – секретарь принца Оранского, поэт, писатель и интеллектуал - был одним из наиболее известных знатоков и ценителей живописи. После посещения студии Ливенса в 1628 году он писал, что Ян Ливенс чудесным образом передает выражение человеческого лица. Хайгенс останется покровителем Ливенса все его жизнь. Он отдавал должное многофигурным композициям художника, но считал, что тот должен сконцентрироваться на портретах , поскольку ему удавалось передать душевное состояние человека в изображении. Ливенс же не ограничивался портретами в своем творчестве, но они оставались надежным источником дохода всю его жизнь. Константин Хайгенс, который покровительствовал не только Ливенсу, но и Рембрандту, даже заказывал им картины на одну и ту же тему, сознательно вызывая художников на творческое состязание. Оба художника почти одновременно написали «Распятие», «Воскрешение Лазаря», «Самсона и Далилу». Они оба любили писать портреты стариков, на лицах которых время и жизненный опыт оставили свои отпечатки, или портреты людей в экзотических нарядах . В то время очень модным был турецкий костюм – связи между Европой и Азией только налаживались, и основная торговля велась через Турцию. Ливенс и Рембрандт написали несколько мужских портретов в подобных костюмах, настолько похожих друг на друга, что эти картины позже опять таки приписали кисти Рембрандта, как наиболее известного в настоящее время художника. Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, одну из его картин даже повесив у себя дома над камином, неоднократно копировал его произведения. Оба они работали как графики, Ян Ливенс вообще пробовал себя, и весьма успешно, во всех видах изобразительного искусства. Его портреты, в отличие от работ Рембрандта, более светлые, на лицах изображенных им людей скорее печать мудрости, чем страданий, как у Рембрандта.
В 1620-х годах Ливенс старался писать монументальные полотна, возможно, соревнуясь с фламандским мастером Питером Паулем Рубенсом, динамичные картины которого прославили художника. Другие работы Ливенса – портреты в полроста созданы под влиянием «Утрехтских караваджистов». Группа художников из Утрехта, вдохновившись реализмом и драматическими световыми эффектами Караваджо, переняла его стиль, чем, в свою очередь, повлияла на творчество других живописцев. Хотя известность пришла к Ливенсу благодаря картинам на библейские темы и аллегории, его талант как портретиста также вызывал восхищение. В 1630 году Ливенс пишет святого Иеронима, в неизбывной тоске прижимающего к своему обнаженному телу череп и потрясающего обломком ветви, едва напоминающей крест, а также Иова в состоянии полного физического истощения. Две картины, в которых сквозит пережитое при виде неуклонного угасания отца Рембрандта, в доме которого и работали оба художника. Потом оба художника остановились на сюжете «Воскрешение Лазаря». Картина Ливенса менее яркая, более сдержанная. Христос стоит неподвижно, сжав руки. Он поднял лицо к небу. Огромный белый саван струится до каменного гроба, откуда появляются две исхудалые вдруг ожившие руки. Ливенс сдержанно относится к чуду, только намекая на него. Ливенс не развивает мысль до конца. Ему явно не хватает веры.
В следующей картине, «Распятие», это просто бросается в глаза. Написанная в 1631 году сводчатая картина высотой 129 см изображает Христа исхудавшим, истекающим кровью, сочащейся широким потоком из раны в боку до самого бедра. Один глаз на Его бородатом лице с болью обращен к небу.
Пути художников разошлись в 1631 году, когда Рембрандт уехал из Лейдена в Амстердам, а Ливенс – в Лондон. Один из клиентов Ливенса, племянник английского короля Карла, порекомендовал его королю как талантливого живописца. Сэр Роберт Карр, посол Англии в Соединенных провинциях, уведомил Ливенса, что его рады принять при лондонском дворе для написания портретов королевского семейства. Для английского двора Ливенс написал несколько портретов но, к сожалению, ни один не сохранился. От лондонского периода остались лишь несколько рисунков.
В 1635 году 28-летний Ливенс вернулся на континент, поселившись в Антверпене, Фландрия. Процветающий город и центр искусств, Антверпен был местом, где работал Рубенс. Антон ван Дэйк также был родом из Антверпена и жил там до того, как в 1632 году стал придворным живописцем английского короля Чарльза. Ливенс быстро завоевал популярность как художник, отчасти благодаря славе, дошедшей из Лейдена. В 1640 году в Антверпене Ян Ливенс женился на девушке католического вероисповедания. Тогда же он получает крупный заказ – большую аллегорическую картину для городской ратуши в Лейдене «Благородство Сципиона». Обилие заказов позволяло не только жить безбедно, но и помогать другим, талантивым но менее успешным художникам. Так, Ливенс помогал семье Адриана Броуэра, талантливого художника-жанриста. Две картины Ливенса написаны в год, когда чума унесла жизни сотен жителей Антверпена, в том числе и жизнь Адриана Броуэра. Они несут явный отпечаток манеры письма друга Ливенса. В это же время написана и другая картина, уже под влиянием Ван Дейка - «Оплакивание Христа» .
В 1644 году финансовые трудности заставили Ливенса вернуться в Нидерланды. Он поселился в Амстердаме и быстро завоевал там популярность как одаренный живописец. Большинство работ этого периода – лучшие за всю его карьеру. Он декорировал апартаменты принца Оранского в Гааге (работы для летнего дворца принца Фредерика – аллегория «Пять муз»), писал для королевского двора в Германии, в 1648 году создал большое аллегорическое полотно «Триумф мира» по случаю заключения перемирия между Нидерландами и Испанией. С 1650–х годов Ливенс несколько раз переезжал из Амстердама в Гаагу, затем в Лейден, и, наконец, вернулся в Амстердам.
Несмотря на обилие хорошо оплачиваемых заказов, финансовое положение художника пошатнулось, с 1666 года оплата заказов уже не покрывала расходов. Постепенно разоряясь, Ливенс умер 4 июня 1674 года практически нищим, оставив детям настолько многочисленные долги, что они отказались от наследства. Десятилетия спустя известность его постепенно тускнеет в тени его друга и коллеги Рембрандта.
Источник: http://unknownpainters.narod.ru/lievens.html
Реклама: