Варварская галерея / Сорокин Евграф Семёнович (1821-1892)

Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Евграф Семёнович Сорокин. Спас Нерукотворный. Икона из Храма Христа Спасителя.

Евграф Семёнович Сорокин. Спас Нерукотворный. Икона из Храма Христа Спасителя.

Евграф Семёнович Сорокин ( 6.12.1821, Большие Соли — 1892, Москва). Живописец, график, писал картины ( в технике фрески и масляной живописи) для храмов, педагог. Жанрист, портретист, автор картин на исторические и религиозные темы. Первые навыки в искусстве получил, работая рядом с ярославским иконописцем И. Ф. Телегиным , расписывавшим церковь в посаде. Сам начал расписывать стены храмов в Больших Солях, затем в Ярославле, получив известность среди заказчиков. Счастливую судьбу Е. С. Сорокина предопределило знакомство и дальнейшая дружба со священником ярославской церкви Воскресения Христова ( стояла на углу Революционной ул. и пл. Челюскинцев, разобрана в 1929) И. П. Тихомировым . По его совету к приезду в Ярославль Императора Николая I Е. С. Сорокин написал в 1841 картину « Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего с него портрет А. Матвеева и предугадывает в нем талантливого живописца» ( местонахождение неизвестно). Государь, благожелательно воспринял явный намек в содержании, отметив « живую, вольную руку» молодого художника, и в свою очередь Высочайше повелел: «мещанского сына Евграфа Сорокина для дальнейшего усовершенствования в живописи принять в Академию художеств на счет Его Величества».

В том же году 18 ноября Е. С. Сорокин был уволен из мещанского сословия, переехал в Петербург и был зачислен в Академию вольноприходящим учеником с денежным пенсионом из Императорского кабинета по 350 рублей серебром в год. Учился в классе исторической живописи у профессора А. Т. Маркова , прививавшего ученикам любовь к рисованию с натуры. Для Е. С. Сорокина рисование стало страстью. Сохранилось много рисунков карандашом периода 1840?1850-х, большинство которых являются натурными. По ним видно, как легко и свободно молодой художник владеет техникой, избегая академических штампов. Они говорят об интересе к окружающей жизни, событиям личного характера, а не к заданным программам. Среди них обращают внимание зарисовки, сделанные дома, очевидно, во время каникул. Так же, будучи в Больших Солях, летом 1844 он расписал плафон вновь построенной церкви Пресвятой Богородицы « Утоли моя Печали» ( церковь и росписи сохранились до наших дней).

Выделяется ряд произведений, как рисунков, так и живописи 1840-х, связанных с семьей Тихомировых. Привлекают острой наблюдательностью портреты жены священника и их сына Александра, подпоручика, ровесника художника, ставшего его близким другом ( в собрании ЯХМ). Вероятно, к этому времени относится и великолепный, сдержанный по цвету и наполненный глубоким чувством любви, уважения « Портрет матери» ( Гос. Русский музей).

В 1849 Е. С. Сорокин получил золотую медаль первого достоинства за программу « Ян Усмарь останавливает быка» ( Хабаровский музей, карандашный эскиз — в Костромском музее) и право на заграничную поездку. В следующем году выехал в качестве пенсионера в Германию, Бельгию, Францию, жил и работал в Испании ( с 1851) и Италии ( с 1855). Его успехами в искусстве заинтересовался знаменитый Александр Иванов, хлопотавший о материальной поддержке начинающего художника для продления срока пребывания в Италии.

В 1859 Е. С. Сорокин возвратился в Россию и поселился в Москве. Он был приглашен в Училище живописи, ваяния и зодчества в качестве преподавателя, как « специалист по рисунку». Так началась его долгая педагогическая деятельность, ставшая делом всей жизни. Ему дали квартиру при Училище, где он жил с семьей и некоторыми из учеников. Авторитет его как педагога и художника был велик. Многие поколения художников, выпускников Училища в 1870—1880-е годы, с большой признательностью вспоминали о нем ( например, К. А. Коровин , С.А. Виноградов). «Одним из самых блестящих рисовальщиков своего времени» называл его М. В. Нестеров . В 1861 Е. С. Сорокин получил звание академика за картину « Благовещение», написанную еще в Италии ( местонахождение неизвестно), и был переведен на должность старшего преподавателя, руководил натурным классом.

В 1876 профессор Марков, руководивший работами по росписи храма Христа Спасителя в Москве, привлек к этому делу и Е. С. Сорокина . Ему были поручены росписи на самых ответственных после купола участках живописного ансамбля храма — на парусах ( Преображение, Воскресение, Вознесение Христа, Сошествие Святого Духа) и фигуры евангелистов на столбах ( известны по фотографиям). В 1878 за этот труд Е. С. Сорокин был удостоен звания профессора исторической живописи. Участвовал на выставках, ученических в Академии художеств ( 1842, 1846, 1849, 1852) и Московского училища живописи ( 1858, 1859), на Всероссийской ( М., 1882).

Был женат на Анне Семёновне Поповой из известного рода купцов-чаеторговцев Поповых, как и Сорокины, выходцев из посада Большие Соли.

Источник: https://yarwiki.ru/article/917/sorokiny-hudozhniki

 

Вверх.

На главную страницу.