Варварские тексты: Акимова Людмила Ивановна. Пифагор Регийский

Реклама:

Античные источники рисуют Пифагора как одного из наиболее ярких мастеров строгого стиля. Он родился на острове Самос, но, очевидно, после подавления милетского восстания в 494 г. до н. э. переселился в южноиталийский Регий. Там он учился у ваятеля Клеарха, выходца из Сикиона. Пифагор работал по заказам многих греческих городов Балкан, восточной и западной Греции. Кажется, только Афины не жаловали его своим вниманием. Его творческая жизнь длилась предположительно 40 лет, с 480 по 440 г. до н.э. Особый интерес ваятеля сосредоточивался на фигурах атлетов, которые по окончании войн приобрели в искусстве Эллады совсем особый, почти героический статус. Святилища стремительно обрастали их посвящениями, огромное число которых стояло в Олимпии, дожив вплоть до времён Павсания. Судя по кратким замечаниям древних авторов о его стиле, Пифагор был новатором. Диоген Лаэрций сообщает, что он первым стал изображать "мускулы и вены", более правдоподобно трактовать волосы. А Плиний говорит, что в статуях Пифагора впервые появились "ритм" и "симметрия". Под "ритмом" древние понимали, скорее всего, распределение тектонических сил в подвижной фигуре, под "симметрией" - пропорциональное соотношение частей в человеческом теле.

На основании этих данных в малых бронзах (Пифагор был бронзовщиком) и среди римских копий, отражающих произведения строгого стиля, учёными были выбраны те, которые максимально удовлетворяли всем этим признакам. С наибольшей вероятностью к Пифагору восходит образ атлета, запечатлённый в бронзовой статуэтке из Адерно близ Сиракуз, ок. 460 г. до н. э. Юноша изображён стоящим, с чуть разведёнными в стороны кистями рук: он совершал возлияние из фиалы. Кажется, он спокойно стоит, но на деле в его фигуре застылость отсутствует: он поворачивает голову в сторону опорной ноги. В построении фигуры присутствует "тектоническая" концепция, представленая в очень зрелом и оригинальном виде. Однако атлет из Адерно, стоя, продолжает рывками двигаться; кажется, что он лишь на минуту застыл и неподвижность - непривычное для него состояние. Круглая голова с короткой причёской и крупными чертами лица - очень особая; динамичный, даже несколько взбудораженный тип - редкий характер для строгого стиля. Несмотря на то, что фигура рассчитана на фронтальное восприятие, пластика тела разработана тонко и предполагает круговой обход. Аналогий решению этой фигуры в балканской скульптуре нет, это итальянская концепция (в итальянской пластике найдены другие примеры), причём такая, в которой сочетаются признаки двух стилей, ионийского и дорийского. Именно это и указывает на Пифагора, выходца из ионийской среды и воспитанника дорийского мастера Клеарха.

Отражение Пифагоровой статуи кифареда Клеона, изготовленной для Фив, видят в бронзовой статуэтке из Эрмитажа, ок. 460-450 гг. до н. э. С этой работой Пифагора связана любопытная история. Во время неблагоприятной политической обстановки в городе один человек спрятал свои деньги в глубокую складку (sinus) Клеонова плаща (кифаред показан сидящим) и, вернувшись через тридцать лет в город, нашёл их нетронутыми. Эрмитажный кифаред - почти мальчик, он сидит на скале, играя на инструменте; верхняя часть обнажена, нижняя прикрыта плащом. Юноша, бодрый и энергичный, очень раскован, и кажется, как и в случае с атлетом из Адерно, что действие не застыло в момент фиксации его мастером - оно продолжается. Статуэтка отлично сделана, она тоже круглая, с оригинальным противопоставлением нагруженных и свободных частей; здесь их контрапост проведён так последовательно, что предвосхищает знаменитый "канон" Поликлета (не случайно сикионец Лисипп в IV в. до н.э. обратится к концепции Пифагора Регийского). Любопытно, что кифаред изображён на природе - он сидит на скале. Энергичный и сложный ритм фигуры позволяет думать, что музыкант поёт бодрую и мажорную песнь. Важна и такая деталь, как причёска. У эрмитажного юноши тщательно, детально прочерченые волосы, ниспадающие на шею и завитые на концах. Они отличаются от компактных блоковидных причёсок строгого стиля в метрополии своей индивидуальностью.

Среди упомянутых древними работ Пифагора - почти одни мужские фигуры (исключение составляет статуя Европы на быке, сделанная для Тарента) - числится оригинальная статуя хромого Филоктета, исполненая им для Сиракуз. Отражения её видят на поздних геммах. Плиний сообщает, что зритель, глядя на Филоктета, чувствовал ту же острую боль, что испытывал и герой, укушенный змеёй в пятку на острове Лемнос. История Филоктета, выдающегося стрелка, обладавшего луком Геракла, вплетается в историю Троянской войны: с о. Лемнос героя вывезут в Трою ахейцы, и ему суждено будетпоразить стрелой троянца Париса. Важно, что Пифагор избирает отнюдь не блистательный акт в судьбе Филоктета, а, напротив, тяжкий, страдальческий. Выбор физически неполноценного - хромого - героя показателен для строгого стиля с его любовью к неординарным событиям, но всё же он уникален. Все тектонические моменты заострялись в его фигуре с особой силой: опорная нога несла двойную нагрузку, свободная оставалась почти бездейственной. На геммах Филоктет изображён согбенным (эта фигура тоже имела смелый разворот в пространстве), осторожно выдвигающим вперёд больную ногу. Координация движений ("ритм") была проведена с глубоким пониманием жизни тела как единого организма.

Ещё одно произведение мастера, Персей, отражено, как думают многие учёные, в мужском торсе из Неаполя, ок. 450 г. до н.э. (Неаполь, Национальный археологический музей). Персей был представлен торжествующим, в позе порывистого шага. В высоко поднятой правой руке он держал голову Медузы. Его опорная нога выдвинута вперёд, свободная - убрана назад, причём Персей опирался ею только на кончики пальцев (как то утвердится в искусстве современника Пифагора Регийского - Мирона и последователя - Поликлета). Импульс движения выявлен ярко: он развивается вертикально и "винтообразно" и достигает кульминации в горделиво воздетой руке. Движение Персея не прерывается в торсе, как то было у других мастеров строгого стиля, оно охватывает целиком всю фигуру. Пифагор первым оформил "ритм неограниченного движения" (Г.Хофкес-Бруккер).

Судя по всему, Пифагор не был только "певцом физической мощи", как считает ряд учёных. Он любил изображать яркие, сильные аффекты и даже в спокойно стоящих фигурах оставался динамичным, пульсирующим. Он стоит у истоков как "этических" (характерных), так и "патетических" образов. Его искусство врспевает мужественных героев послевоенной Эллады V в. до н.э. в стиле, представляющем собой синтез ионийской, дорийской и южноиталийской традиций.



Источник: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 92-95.

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.