Варварская энциклопедия: Геракл, Геркулес

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Геракл. 700-500 год до н.э. Терракота. Музей Афинского Акрополя.
Геракл. 700-500 год до н.э. Терракота. Музей Афинского Акрополя.
Мастер Орла. Т.н. цеританская гидрия из Цере. Геракл, Эврисфей и Кербер. Около 520 года до н.э. Лувр.
Мастер Орла. Т.н. цеританская гидрия из Цере. Геракл, Эврисфей и Кербер. Около 520 года до н.э. Лувр.
Амфора чернофигурная с изображением Геракла, сражающегося с амазонками. Аттика, конец VI века до н. э., мастер Виллы Джулиа М. 482. Высота 21,4 см.; диаметр венчика 9,9 см. Москва, ГМИИ. Инвентарный № II 1б 75
Амфора чернофигурная с изображением Геракла, сражающегося с амазонками. Аттика, конец VI века до н. э., мастер Виллы Джулиа М. 482. Высота 21,4 см.; диаметр венчика 9,9 см. Москва, ГМИИ. Инвентарный № II 1б 75
Амфора подписанная гончаром Андокидом. Краснофигурная роспись приписывается мастеру Андокида (чернофигурная роспись на горлышке вазы приписывается мастеру Лисиппида). Сторона А: Борьба Геракла с Аполлоном за Дельфийский Треножник. Около 530 года до н.э. Нью-Йорк, Metropolitan Museum of Art:.
Амфора подписанная гончаром Андокидом. Краснофигурная роспись приписывается мастеру Андокида (чернофигурная роспись на горлышке вазы приписывается мастеру Лисиппида). Сторона А: Борьба Геракла с Аполлоном за Дельфийский Треножник. Около 530 года до н.э. Нью-Йорк, Metropolitan Museum of Art:.
Мастер Андокида. Борьба Геракла с Аполлоном за дельфийский треножник.
Мастер Андокида. Борьба Геракла с Аполлоном за дельфийский треножник.
Мастер Андокида. Геракл и Кербер.
Мастер Андокида. Геракл и Кербер.
Мисон. Борьба Геракла с Аполлоном за Дельфийский Треножник. Британский музей.
Мисон. Борьба Геракла с Аполлоном за Дельфийский Треножник. Британский музей.
Берлинский мастер. Амфора из Вульчи. Борьба Геракла с Аполлоном из-за Дельфийского Треножника. Около 500 года. Вюрцбург, Музей Мартина фон Вагнера.
Берлинский мастер. Амфора из Вульчи. Борьба Геракла с Аполлоном из-за Дельфийского Треножника. Около 500 года. Вюрцбург, Музей Мартина фон Вагнера.
Мастер Ниобид. Каликс-кратер из Орвьето. Высота 54 см. Сторона Б: Геракл с Афиной в окружении героев. Около 460 года до н.э. Лувр.
Мастер Ниобид. Каликс-кратер из Орвьето. Высота 54 см. Сторона Б: Геракл с Афиной в окружении героев. Около 460 года до н.э. Лувр.
Геракл, Атлант и Афина. Метопа храма Зевса в Олимпии. Около 460 года до н. э.
Геракл, Атлант и Афина. Метопа храма Зевса в Олимпии. Около 460 года до н. э.
Геракл Фарнезе. Римское мраморное повторение III века н. э. по бронзовому оригиналу скульптора Лисиппа
Геракл Фарнезе. Римское мраморное повторение III века н. э. по бронзовому оригиналу скульптора Лисиппа
Академический рисунок гипсового слепка головы Геракла Фарнезе
Академический рисунок гипсового слепка головы Геракла Фарнезе
Академический рисунок гипсового слепка головы Геракла Фарнезе
Академический рисунок гипсового слепка головы Геракла Фарнезе
Антонио Поллайоло. Геркулес и Гидра. Уффици
Антонио Поллайоло. Геркулес и Гидра. Уффици 
Антонио Поллайоло. Геркулес и Антей. Уффици
Антонио Поллайоло. Геркулес и Антей. Уффици 
Микеланджело. Подвиги Геракла. Немейский лев. Антей. Гидра. 1530
Микеланджело. Подвиги Геракла. Немейский лев. Антей. Гидра. 1530 
Бартоломеус Шпрангер. Геркулес и Омфала. 1585. Вена. Kunsthistorisches Museum
Бартоломеус Шпрангер. Геркулес и Омфала. 1585. Вена. Kunsthistorisches Museum 
Бартоломеус Шпрангер. Геркулес, Деянира и кентавр Несс
Бартоломеус Шпрангер. Геркулес, Деянира и кентавр Несс  
Франциско де Сурбаран. Геркулес и Немейский лев. 1634. Прадо
Франциско де Сурбаран. Геркулес и Немейский лев. 1634. Прадо
Франциско де Сурбаран. Геркулес и Лернейская гидра. 1634. Прадо
Франциско де Сурбаран. Геркулес и Лернейская гидра. 1634. Прадо
Франциско де Сурбаран. Геркулес и Цербер. 1634
Франциско де Сурбаран. Геркулес и Цербер. 1634
Франциско де Сурбаран. Смерть Геркулеса. 1634. Прадо
Франциско де Сурбаран. Смерть Геркулеса. 1634. Прадо
Помпео Батони. Геркулес на распутье. 1745
Помпео Батони. Геркулес на распутье. 1745  
Иоганн Генрих Фюссли. Геракл, Прометей и орёл. 1781. Цюрих. Kunsthaus
Иоганн Генрих Фюссли. Геракл, Прометей и орёл. 1781. Цюрих. Kunsthaus
Джошуа Рейнольдс. Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой. 1786 - 1788. Государственный Эрмитаж
Джошуа Рейнольдс. Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой. 1786 - 1788. Государственный Эрмитаж
Козловский. Геркулес на коне. 1799. Русский музей
Козловский. Геркулес на коне. 1799. Русский музей 
Барон Шарль де Штейбен. Геракл, аллегоря Силы. 1825. Musee des Beaux-Arts di Quimper, первоначально - Лувр, Conseil d'Etat.
Барон Шарль де Штейбен. Геракл, аллегоря Силы. 1825. Musee des Beaux-Arts di Quimper, первоначально - Лувр, Conseil d'Etat.
Гюстав Моро. Геркулес и Лернейская Гидра. 1869-1876. The Art Institute of Chicago
Гюстав Моро. Геркулес и Лернейская Гидра. 1869-1876. The Art Institute of Chicago 
Рудольф Тегнер. Геракл с вепрем. Rudolph Tegners Museum. Дания
Рудольф Тегнер. Геракл с вепрем. Rudolph Tegners Museum. Дания 

 

Геракл, скифство, «рептилоидность» и «феминократия»

Александр Елисеев

Геракл отправился далеко на Запад, с целью взять коров исполина Гериона. Это можно расценить как попытку проникнуть в суть западной, атлантической традиции, взяв оттуда некие смыслы. Но, при этом, Геракл берёт своё силой, он убивает Гериона – к слову, монстра, имеющего три тела. Получается, здесь брошен и вызов западной, атлантической традиции. После этого, Геракл оказывается в Скифии. То есть, символизм очевиден – сначала герой отправляется куда-то далеко на запад, в сторону Атлантиды. Потом, далеко на восток, в земли Скифии, которая возрождала нордические реалии Гипербореи (Им противостояла западная Атлантида.). Там победитель змее-пса Кербера («Змее-пёс Кербер и восстание Героев») вступил в связь со змее-девой. Геродот сообщает: «Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы - полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя — змеиной. Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видела ли она где-нибудь его заблудившихся коней». Змее-дева пообещала вернуть Гераклу коней в обмен на близость. От героя она родила троих сыновей – Агафирса, Гелона и Скифа. Последний – младший - брат доказал своё главенство, сумев выстрелить из лука своего великого отца одеть его пояс. Безусловно, здесь имеет место очень тревожный символизм. Связь с «рептилоидом», находящимся в пещере (указание на подземное, хтоническое пространство), говорит сама за себя. К слову, тема «рептилоидности» весьма важна и серьёзна, просто её донельзя карикатуризировали. Конечно, речь идёт не о каких-то нечеловеческих существах, но о людях с гипертрофированным звериным, душевным (не духовным) началом. («Рептилоиды, говоришь?» ) Особого разговора заслуживает тема коней, захваченных змее-девой. Мне уже приходилось писать о том, что культ Коня часто подвергался существенной инверсии. «Символизм Троянского коня» «Посейдон и атлантизм» «Посейдон и атлантизм-2» (здесь уже непосредственно об инверсии Коня) «Конёк-Горбунок: мистерия Полёта» Геракл соприкоснулся с неким змеиным (западным) течением внутри скифско-гиперборейской традиции. Что же до скифов, то это одна из этногенетических легенд, касавшаяся какой-то их части (в состав Скифии входили славяне, северные иранцы и др. народы.) Согласно другой легенде, скифы возникли от Таргитая, в правление которого с неба упали священные предметы. Геродот сообщает: «Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис (???????? ??? ???????? ??? ???????? ????????). В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами». Сам Таргитай был сыном Зевса и внуком Борисфена – речного божества. Последний персонифицировал реку Днепр. И поклонение ему было одной из важнейших составляющих религиозных воззрений, распространенных у эллинов-колонистов, которые жили рядом с устьем Днепра. Очевидно, что основа «бор» прямо указывает на верность гипер-бор-ейской, великой Северной традиции, характерной для днепровских праславян. Здесь необходимо вспомнить, что Геродот описывает Скифию как обширное образование, населенное разными народами. Наряду со скифами-кочевниками там проживали и некие скифы-земледельцы (обратим внимание на упавший с неба «плуг» - явное указание на земледельческий аспект). Существует представление (академик Б. А. Рыбаков и др.), согласно которому скифы-«земледельцы» («пахари»), именующие себя «сколотами», были древнейшими славянами. Одна из ветвей сколотов – колаксаевские паралаты – населяла Среднее Приднепровье. В 1 тыс. до н. э. там существовали высокоразвитые культуры, зона распространения которых совпадает с зоной распространения древнейших славянских гидронимов. Носители данных культур практиковали пашенное земледелие, успешно занимались ремеслами. В этом регионе локализуют и последующие этнополитические образования, которые наследуют паралатам-сколотам. Это – с-пал-ы, пал-ы, с-пал-еи. Учитывая крайнюю легкость перехода «р» в «л» и «а» в «о», этноним «паралаты» можно считать формой этнонима «пол-яне», дошедшего в иранской обработке. (Геродот, судя по всему, пользовался данными, которые сообщали ираноязычные киммерийцы и саки.) Этногенез указанных образований привел к образованию этнополитического союза пол-ян, на базе которого возникло Древнерусское государство (Киевская Русь). «Повесть временных лет» сообщает о том, что поляне стали называться «русью». И это отражает реалии становления этноса славяно-русов (русичей). Характерно, что паралатов-полян (сколотов) называли ещё и «бор-исфенитами» – по имени Днепра. В начале нашей эры Страбон помещал в Приднепровье неких бор-усков. А в III в. н. э. античные авторы писали о бор-анах, живущих в Северном Причерноморье. «Б» достаточно легко переходит в «п», а «р» в «л», вот почему в борисфенитах-бореях-борусах-боранах надо видеть паралатов-палов-спалов-спалеев-полян. «Поляне однозначно связываются с Нордом в средневековой «Великопольской хронике». Она сообщает о том, что лехиты стали называться «поляками (Poloni) от названия Северного полюса или иначе полянами (Роlani)». На основании этих данных можно предположить, что днепровские поляне сыграли важную роль в польском этногенезе. Польский историк К. Кротосский даже считал, что поляне (точнее, какая-то их ветвь) некогда завоевали лехитов. Это – тема для очень серьезного разговора, но сейчас нас больше всего должна интересовать связь полян с Полюсом, столь явно обозначенная в хронике. Возникает вопрос – что это, простое «фонетическое» совпадение? Прежде всего, надо заметить, что простых совпадений здесь быть не может. Древние считали подобные совпадения символическими и указывающими на некоторую, сущностную связь вроде бы разных предметов и явлений. В данном случае слово «полюс» и слово «поле», которое лежит в основе этнонима «поляне», выражают примерно одни и те же реалии. Поле, для земледельца, как раз и является неким центром сосредоточения всей хозяйственной деятельности, то есть – своеобразным полюсом. Впрочем, оно является таковым и для воина. Вспомним, что великие битвы прошлого происходили «во широком поле», где сходились рати противников. На полях разворачивались великие сражения – как мифические (Идавель-поле, Куру-кшетра), так и исторические (Куликовская битва, Косово поле). (А. Елисеев. «Скифия против Запада») Бросается в глаза сходство двух (описанных выше) этногенетических легенд, приведённых Геродотом. В них главенство получает именно младший брат. Судя по всему, речь шла об одном и том же мифе. Но если гиперборейский Солнечный миф о Колаксае (Солнце-Царе, «коло» - Солнце) в-пол-не соответствовал Традиции, то миф о пещерной змее-деве был инверсией. Под детьми змее-девы, скорее всего, имеются ввиду «женоуправляемые» сарматы, сыгравшие важную роль в разрушении великого Скифского царства. Причем, их предательское выступление против скифов-союзников было практически синхронно восточной экспансии галлов, чья традиция («кельтизм») весьма близка к традиции атлантической. Сарматы были «феминократическим» образованием. Археологи нашли сарматские могилы, где захоронены богатые женщины. В этих могилах положены – оружие, конское снаряжение и жреческие атрибуты. Согласно Геродоту, сарматы появились в результате брака скифских юношей с некими амазонками, прибывшими откуда-то в район Меотиды (Азовского моря) и длительное время воевавших со сколотами-скифами. На первых порах скифы даже не поняли, что воюют с женщинами, они считали своих врагов мужчинами юного возраста. Узнав же, что непрошеные гости - женского пола, скифы решили прекратить войны и заполучить потомство от столь воинственного народа. Они послали к амазонкам своих юношей, которые покорили сердца суровых воительниц. Но потомство от брачного союза с ними досталось не скифам. Уступив просьбам своих жён, молодые люди «перейдя Танаис (Дон - А. Е.)… прошли к востоку на расстояние трех дней пути от озера Меотиды в направлении северного ветра». В 3 в. до н. э. сарматы-кочевники нападут на своих родственников – славяно-скифов и скифов-иранцев, разрушив одну из величайших в мире империй. («Славянская империи скифов») Переход скифских юношей на сторону амазонок, который привёл к возникновению сарматства, выражал инверсию гиперборейской скифской традиции. Она подверглась «феминократической» трансформации. Вообще, сам скифский мир подвергался мощному воздействию «фемнократической» контр-инициации. И само это воздействие происходило с Запада, со стороны эллинской цивилизации, где всегда были сильны контр-инициатические течения. В данном плане весьма показателен пример скифского мудреца Анахарсиса, который тесно общался с теми эллинами, кто особо поклонялся Великой Матери, Матери-Земли. Под их воздействием он стал чтить не мужских богов, но именно указанное божество. За это философ-перерожденец был лично убит скифским царём Савлием, пронзившим его стрелой. (Античные источники повествуют о т. н. «энархиях» - скифах, имевших женоподобный облик и практиковавших какие-то темные магические культы.) Здесь необходимо сделать важную оговорку. Само собой, поклонение женским божествам вовсе не следует считать каким-то заимствованием. Оно было присуще разным народам – в разной степени. Но как раз эта самая степень и важна. В случае с «феминократией» речь идёт о гипертрофированном поклонении. В легенде о змее-деве действие происходит в Гилее – местности расположенной в низовьях Днепра. Там находилась священная роща, в которой происходило поклонение Матери-Богине. Античные авторы отождествляли её с Гекатой – богиней колдовства, ночи и лунного света. Очевидно, что поклонялась ей часть скифов, подверженных контр-инициатическим влиянием. (В настоящий момент Геката почитается адептами «фемнократического», неоязыческого и оккультного течения Викка. Её считают одним из аспектов триединого женского божества.) Таков аспект «девы». Но здесь есть и аспект «змеи». Судя по всему, сарматы были змеепоклонниками и активно практиковали змеиную магию, предполагающую оборотничество в Рептилию. Античный автор Павсаний писал о сарматах следующее: «У каждого из них много лошадей, и так как они кочевники, то их земля не поделена на отдельные участки и ничего не родит, кроме дикорастущих деревьев. Этими лошадьми они пользуются не только для войны, но также приносят их в жертву местным богам и вообще питаются их мясом. Собрав их копыта, они их очищают и, разрезав на части, делают из них пластинки, похожие на чешую драконов. Если кто никогда не видел дракона, то, конечно, видел зеленую шишку сосны. Пробуравив их и связав жилами лошадей и быков, они пользуются этими панцирями, ничуть не менее красивыми, чем эллинские, и ничуть не менее прочными; они хорошо выдерживают удары мечами и копьями в рукопашном бою». Символизм очевиден – здесь имеет место ритуальное убийство Коня и ритуальное же превращение его в Змея, в которого оборачивается уже и сам сармат. Налицо мощнейшая инверсия, связанная с отмеченным выше искажением культа Коня. И тут необходимо вспомнить о змее-деве, которая захватила коней Геракла. Рептилоидность сарматов на Руси помнили очень долго. В киевском «Синопсисе» (17 в.), где излагалась официальная историософская концепция нашего Царства, внимание им уделено особое. Уже в 6 главе читаем: «Савромация прозвася Гречески от народа имуща подобие ехидниных или ящурчих очес. Ибо ехидна Геречески саврос, а око омма нарицается. Обаче толиким странным наречием не конечне естество очес, но паче страх и мужество онаго народа Сарматскаго изобразуется; зане прежде вся земля от сих людей трепеташе». (В русских сказках распространен образ богатыря со змеиной головой. Богатырь этот разъезжает на лихом коне. См. «Образ «рептилоида» в русских сказках» ) Как видим, змеиность сарматов – выделяется особо. И не случайно, потому что здесь – драконий анти-полюс «русскости», который очень силен. Отсюда и все наши перепады – от величия до премыскательства. Вот такая тема – змеиная и «феминократическая». Сарматы одолели скифов и влили к нам свою драконью гниль. Отсюда и этот изменчивый (изменный) – южный, расслабленный, прозападный полюс «русскости», на котором камлают адепты змее-девы – противники Солнечного Царства. Однако, Скифия была возрождена в Руси-России, что вдохновляет нас - наследников древнего величия.

ЗЫ. Надо сделать особую оговорку. «Феминократия» вовсе не означает власть женщин. Речь идёт о гипертрофированном выражении женского начала, проводником которого может запросто стать и мужчина. Очень часто попытка создать ультра-патриархальную «оппозицию» матриархальности – приводят к очередной контр-инициатической подделке. («Ведьмы и оборотни: две линии контр-инициации») «Прометей: Царь Мира, царь скифов» «Метафизическое путешествие «хитроумного» Одиссея» - «Мифология прогресса или оболганный Кронос» «Зевс: история одной инверсии» «Неугодный Гефест» «Двойственный» Аполлон «Гесиод: «странная» традиция» «Двойственный» Геракл «Пеласг Сизиф» «Ахилл и ветхая сторона Мировой Души»

Источник: https://www.facebook.com/

Баччо Бандинелли. Спящий Геркулес. Государственный Эрмитаж

Баччо Бандинелли. Спящий Геркулес. Государственный Эрмитаж

Вверх.

На главную страницу.