Варварская энциклопедия: Ладога, Старая Ладога

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Книга "Церковь св. Георгия в Старой Ладоге. История, архитектура, фрески" - купить на OZON.ru книгу Церковь св. Георгия в Старой Ладоге. История, архитектура, фрески с доставкой по почте | 5-89826-094-3Книга "Церковь св. Георгия в Старой Ладоге. История, архитектура, фрески" - купить на OZON.ru книгу Церковь св. Георгия в Старой Ладоге. История, архитектура, фрески с доставкой по почте | 5-89826-094-3
Книга "Старая Ладога. Очерк градостроительной истории. Графические реконструкции и документы" М. И. Мильчик - купить на OZON.ru книгу Staraya Ladoga: The History of Its City Planning Старая Ладога. Очерк градостроительной истории. Графические реконструкции и документы с доставкой по почте | 978-5-9900353-9-3Книга "Старая Ладога. Очерк градостроительной истории. Графические реконструкции и документы" М. И. Мильчик - купить на OZON.ru книгу Staraya Ladoga: The History of Its City Planning Старая Ладога. Очерк градостроительной истории. Графические реконструкции и документы с доставкой по почте | 978-5-9900353-9-3

Лик Исуса Христа из «Вознесения». XII век. Фреска купола церкви святого Георгия в Старой Ладоге. Фото В.Сарабьянова

Лик Исуса Христа из «Вознесения». XII век. Фреска купола церкви святого Георгия в Старой Ладоге. Фото В.Сарабьянова

Емельянов Евгений Юрьевич. Крепость в Старой Ладоге. 1998 Емельянов Евгений Юрьевич. Крепость в Старой Ладоге. 1998

Старая Ладога на топографических картах:

Оловянный солдатик. Русский воин.
Реклама: на сайте http://оловянныесолдатики.рф/ - коллекционные оловяные солдатики и игровые наборы солдатиков, военная техника, всадники, диорамы, формы для самостоятельной отливки солдатиков .

Старая Ладога. Северный форпост славянской культуры и начало государственного строительства

Катастрофическая прерывность развития российской культуры на протяжении многих столетий препятствовала сложению единой художественной традиции. Поэтому история русского искусства не представляет собой целостной картины, а слагается из нескольких относительно независимых и качественно своеобразных исторических типов.

Первый региональный тип древнерусского искусства складывался на крайнем Севере будущего русского государства, на Ладоге (позднее Старая Ладога), с центром у впадения речки Ладожки в р. Волхов в 12 км от ее устья (р. Волхов впадает в Ладожское озеро). В древности здесь пролегал важный северо-западный водный торговый путь: река Волхов берет начало в о. Ильмень (там, где находится Великий Новгород), впадает в Ладожское озеро, далее по р. Неве путь ведет в Балтийское море, а через р. Свирь и Онежское озеро (далее волоком) суда попадали в Белое море (рис.1).

В 760-х гг. в этих местах появились скандинавы. Русское слово «Ладога» происходит от древнескандинавского Aldeigja. Позднее появилось название Aldeigjuborg (др.-сканд. borg — «город, крепость»). Считается также, что гидроним, наименование реки (финск. Alodejoki — «Нижняя река») — притока, реки Ладожки, со временем перенесли на поселение, а затем также назвали озеро — Ладожским.

Финский залив Балтийского моря древние скандинавы именовали Austverg, или Ostweg («Восточный путь»), что свидетельствует об их экспансии в восточные земли. Остатки древнейших поселений в Ладоге датируются концом VII — началом VIII в. В конце 760-х гг. в эти земли пришли славянские племена. В русской летописи Ладога впервые упоминается под 862 г., когда измученные внутренними распрями вожди славянских племен призвали на помощь варяжского князя Рюрика [1] .

Рюрик (Рерик Ютландский) — историческое лицо, конунг (правитель) южной Дании. В 862 г. он «сел» в Ладоге, а затем, в 864 г. перешел с дружиной в Новгород. В 870—873 гг. Рюрик был в Дании, в 875 г. вернулся в Новгород.

Согласно одной из версий, варяги не были завоевателями Руси и не являлись правителями в позднейшем смысле этого слова. Они лишь охраняли важные торговые пути и заодно слабые славянские и финские поселения от набегов их же соплеменников. В 750—850 гг. варяги (викинги) контролировали «арабский серебряный путь», по которому доставляли серебряные изделия стран Востока в страны Балтии. Другой путь «из варяг в греки» связывал скандинавские земли с Византией (рис.2).

Временем основания поселения «Ладога» условно считают 753 г. Однако в раскопках «земляного городища» на месте позднейшей крепости археологи находят и более ранние предметы: изделия германского производства с геометрическим орнаментом и мотивами «абстрактного звериного орнамента», спиралевидные височные кольца, ожерелья из стеклянных бус и металлических подвесок. Последние, вероятно, привозили из Византии или стран Центральной Азии и они стоили очень дорого (рис.3).

Женские украшения из спиралевидных височных колец характерны для Древнего Киева и левобережья Днепра. Дискообразные подвески часто встречаются в захоронениях новгородских словен, семилопастные и браслетообразные — вятичей. Колты (от колтать — «колтыхаться, качаться») — подвески к головному убору — были известны в скандинавских и в киевских землях. Шейные гривны (др.-русск. грива — «затылок, загривок») — оплечья и металлические обручи типичны для древних скандинавов, кельтов, германцев. Особенно часто встречаются «вихревые розетки» (солярные знаки), лунулы («лунницы») — серповидные женские украшения (рис.4-7).

Подвески в виде коньков и зайцев (также солярные, солнечные символы) изготавливали местные финно-угорские мастера. Иногда встречаются и двухголовые коньки (символы восходящего и заходящего солнца).

Подвески в виде длинных цепей — препендулии (ср.-греч. prependulii, от prepo — «выдаваться, блистать») — типичны для искусства Византии. В Константинополе похожие украшения были частью головных уборов императриц (рис.8). В ладожском городище находят также изделия из камня — лазурита, сердолика, горного хрусталя, стеклянные бусы с прокладками из золотой и серебряной фольги. Подобные изделия везли из Средней Азии и территории современного Афганистана.

Сын РюрикаИнгорь, или Ингвар (шведск. Ingvaar — «Посвященный богу Ингви») также правил в Ладоге, где установил культ бога Фрейра (др.-исл. «Господин»), фаллического божества плодородия, брата богини Фрейи («Госпожи»). Отсюда название: Ингерманландия (др.-шведск. Ingermanland, от финск. Ingerinmaa — «Ингорева земля») [2] .

После смерти Рюрика Ютландского Ладогой правил князь Олег (др.-сканд. Holg — «Святой, Великий»; 879—912) по прозванию «Вещий» (др.-сканд. Helgi — «Вещий», «ведать» — знать), т. е. «Мудрый, Знающий». На одном из холмов по левому берегу р. Волхов показывают «Олегову могилу» — место, где согласно летописи, захоронен Олег. По предсказанию волхва («волшебника, предсказателя») князь умер «от своего коня» (змея выползла из черепа умершего коня Олега и ужалила князя в ногу) [3] .

В 997 г. норвежский ярл (предводитель) Эйрик разграбил и сжег Ладогу. В 1019 г. Ярослав Мудрый (978—1054), сын князя Владимира I Святого, великий князь Киевский в 1019—1054 гг., женился на Ингигерде, дочери шведского конунга Олафа Эйрикссона, которая получила в качестве свадебного подарка Ладогу с окружающими ее землями. Ингигерда поставила править Ладогой норвежского конунга Рёгнвальда.

Постепенно в Ладоге росло славянское население, главным образом за счет выходцев из новгородских земель — торговцев, ремесленников, охотников за пушниной. Они жили мирно рядом с варягами. С IX в. варяги плавали вниз по Днепру до Византии. Варяжские князья и их наемные воины - дружины не были связаны родоплеменными отношениями, поэтому, хотя и находились на той же ступени общественного развития, что и восточные славяне, активно способствовали сложению новых порядков, подготовленных предшествующим развитием славянских племен. Сами же славяне еще были скованы старыми обычаями. В итоге варяги «влились в местный процесс образования государства... Все это позволяет сделать вывод о единой славяно-скандинавской культуре VIII—IX вв., иногда называемой «Верхней Русью», или Балтийской цивилизацией эпохи викингов» [4] .

Известно, что в 1114 г. новгородский князь Мстислав (1076—1132), сын великого князя киевского Владимира II Мономаха (1053—1125), желая укрепить северные рубежи своего княжества и завершив перед этим строительство новгородского детинца (кремля) [5] послал в Ладогу посадника Павла для строительства крепости. Тем самым он подчинил себе весь торговый путь по р. Волхов. Однако археологические изыскания доказывают, что задолго до этого на месте существующих остатков находилось каменное укрепление дохристианского периода.

В 1153 г. новгородский архиепископ Нифонт (1131—1156) заложил на территории примыкавшего к крепости земляного городища церковь во имя Святого Климента Римского [6] . Считается, что с этого момента начинается активная христианизация северных окраин новгородских земель. В XII—XIII вв. в маленькой Ладоге имелось шесть каменных храмов, из них сохранилось только два: Георгиевский и Успенский (1157—1158). Ныне в крепости рядом с храмом Св. Георгия расположена небольшая деревянная церковь Св. Дмитрия Солунского (XVII в.) (рис.9, 10).

Церковь Святого Георгия Победоносца расположена на территории крепости. Это характерное произведение новгородской строительной школы. Ее возводили в два этапа: в 1154 и в 1165—1166 гг. Вначале храм, вероятно, представлял собой «объемно-пространственный крест с пониженными углами», т. е. небольшой четырёхстолпный храм кубического объема с «вписанным крестом», венчаемый одной шлемовидной главой. Подобный тип храма известен по другой постройке архиепископа Нифонта — Спасо-Преображенскому собору Мирожского монастыря близ Пскова (около 1140 г.), такой же была, вероятно, не сохранившаяся церковь Св. Климента в Ладоге (рис.11,12).

Георгиевский храм имел три апсиды. Причем боковые апсиды вначале были пониженными. После кончины Нифонта в 1156 г. строительство приостановилось.

После перерыва возведение храма на прежнем фундаменте вела другая новгородская артель (либо обновленная артель мастеров) по иной схеме, типичной для новгородских малых церквей второй половины XII в. Были построены хоры (греч. choros — «собрание») два закрытых помещения внутри храма на уровне второго этажа у западной стены, в толще стены храма была устроена узкая лестница. Угловые хоры были соединены деревянным настилом. Апсиды стали равновысокими, все три фасада разделены лопатками на три прясла (от «пряду»), плоскости («от столпа до столпа»), завершенных в верхней части полукружиями — закомарами (др.-русск. комора, греч. kamara — «свод, ниша»). Храм несколько асимметричен, апсиды как бы «вдавлены» в основной объем, что объясняют теснотой участка — с восточной стороны к церкви вплотную подходила крепостная стена.

В церкви Св. Георгия сохранились уникальные фрески XII в. Они были созданы не более, чем через год после возведения храма (обычно храмы расписывали «за один сезон», в летние месяцы, чтобы избежать влияния сырости). В 1445 г. храм получил новую кровлю из деревянного лемеха (тесаных дощечек), а росписи были слегка «поновлены».

В куполе сохранилось изображение Пантократора в окулюсе (лат. oculus — «глазок»), небесной радуге, которую как бы поддерживают Ангелы из-за чего подобный образ воспринимается Вознесением Христа (рис.13,14). В простенках барабана купола — фигуры восьми ветхозаветных пророков в арочных обрамлениях с растительным орнаментом (Давида, Соломона, Исайи, Иеремии, Михея, Гедеона, Наума и Иезекииля; рис.15). По «наружному кругу» Вознесения сохранились образы двенадцати Апостолов.

В конхе центральной апсиды находилось изображение Богоматери (не сохранилось), ниже — Причащения Апостолов и «Службы Святых Отцов») — святителей церкви, среди которых узнаются фигуры Василия Великого и Климента Римского.

Росписи жертвенника (северной апсиды) посвящены Протоевангельскому циклу, или истории Девы Марии (по текстам апокрифического Протоевангелия Иакова II в.). Росписи дьяконника (южной апсиды) — небесному покровителю храма Святому Георгию Победоносцу. От этого цикла сохранилась лишь часть —замечательная композиция «Чудо Георгия о змие» (рис.16-19).

Состав фресок, и, особенно, образ Георгия как воина-защитника христианства, свидетельствует, как считают специалисты, о княжеском заказе на строительство храма и программу его росписей. Таким образом церковь Св. Георгия в Ладоге является воинской, княжеской. Как мы увидим далее, технические приемы строительной артели и личность заказчика являлись определяющими в древнерусском зодчестве в отношении типологии и художественного стиля сооружений. Иногда тип храмов, подобных ладожскому, именуют посадскими (посадник — доверенное лицо, наместник князя и управляющий его войском). Примечательно, что и храм очень невелик по размеру: 72 кв. м.

Кладка состоит из последовательно чередующихся слоев плинфы (греч. plinthos — «брусок, плитка») — плоского кирпича толщиной 3,5 см. и известняковых плит. Слегка неровная кладка снаружи затерта цемяночным раствором —смесью извести, воды и кирпичной крошки, а затем побелена.

Большинство исследователей сходятся в том, что росписи выполнены по заказу одного из новгородских князей византийскими (греческими) мастерами. Причем отчетливо выделяются манеры двух мастеров, рядом с которыми работали один или два подмастерья. Колорит фресок светлый, прозрачный. Фон белый или светло-голубой («голубец»). В росписях ликов преобладает красная или золотистая охра, детали подчеркнуты пробелaми. В личнoм письме (изображениях ликов) они именуются дв и жками.

Второй ладожский храм — Успенский собор (1157—1158) бывшего окраинного женского монастыря находится на отдалении от крепости, относится к сходному типу. Его росписи не сохранились.


[1] Этот же год в летописи назван годом основания Киева и учреждения в нем архиепископской кафедры. Варяг (др.-сканд. varingr — «союзник»; сравн. ср-лат. varangus — «телохранитель, наемник») — так на Руси называли морских скитальцев, скандинавов, или викингов (норвежск. vik — «бухта, залив» либо от vikija — «отходить, отплывать»). Еще одно название — норманны (ср.-лат. nortmanni — «северные люди»).

[2] Местность по южному берегу Ладожского озера называли Ижорой (от финск. Inkeri — «Извилистая река»). Тем же словом именовали финно-угорскую народность ижора (иначе водь, или вожане, финск. vaaja — «клин»). Еще одно название той же группы племен - карелы, или карьяла.

[3] Олег, вероятно,— норвежский конунг Орвар-Одд. Путешествовал в Византию, княжил в Киеве. Умер «от коня» в Норвегии. Его могилы в Ладоге и Киеве — мифические.

[4] Артамонов М. И. Славяне и норманны в Восточной Европе в период образования Русского государства // Вестник Ленинградского университета.— 1988. Серия 2. Вып. 4. С. 4—6.

[5] Детинец (др.-русск. дътиньць от «дети») — внутренняя часть укрепленного города, местопребывание «детей князя», т. е. княжеской дружины (войска). Другие названия: дворище, кремль (от кремый — «крепкий»).

[6] Четвертый епископ римский и первый Папа Климент (88—97) за отказ отречься от веры ок. 100 г. был сослан язычниками в Таврию (Крым) на работу в каменоломни. Мощи убиенного Климента хранились в Херсонесе Таврическом (Корсуни), в 858 г. их обнаружили Кирилл и Мефодий, часть мощей они увезли в Рим, а часть хранилась в Киеве, в Десятинной церкви.

Источник: http://encikmaster.com/page,16,eurasian_concept.html

Вверх.

На главную страницу.